Эффективность менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос эффективности волнует менеджеров с самого зарождения менеджмента. Менеджмент можно назвать наукой об эффективности, эффективности инвестиций, производства, инноваций и т.д. Да и сама работа менеджера состоит в том, чтобы быть эффективным. Чем бы он ни занимался - бизнесом или работал на предприятии, - от него требуется правильное выполнение задач, то есть ожидают проявления эффективности.

Файлы: 1 файл

менеджмент.курсовая работа....(100%)100.docx

— 107.34 Кб (Скачать)

Эмд=(Пп - Пр)/(Руп - Руб),  (6)

где: Пп, Пб -конечные показатели (прибыль) предприятия, соответственно, в данном и базисном годах; Руп, Руб - расходы на управление, соответственно, в данном и базисных годах. Коэффициент Эмд показывает, на сколько рублей за рассматриваемый период изменяется конечный показатель (прибыль) при изменении управленческих расходов на 1 руб. Он отражает динамику, темпы роста эффективности менеджмента.

Динамику экономической эффективности менеджмента характеризует также сравнение этих показателей за два или более периода, дающее показатель относительного изменения эффективности менеджмента, выраженный в процентах:

∆Э=(Э2-Э1)*100/Э2,  (7)

где: Э1 и Э2 – экономическая эффективность управления предприятием, соответственно, в базисном и данном годах. Приведенные динамические показатели целесообразно рассчитывать также при осуществлении коренных изменений системы управления организацией, при сравнении различных вариантов совершенствования системы управления. Оценка реальной взаимосвязи конкретных показателей эффективности менеджмента и перечисленных характеристик системы управления позволяет диагностировать систему управления, вскрывать ее потенциальные возможности, определять пути совершенствования. [10, с.99]

Как же можно характеризовать социальную эффективность?

Социальная эффективность менеджмента характеризует степень использования потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач развития коллектива. На практике эффективность менеджмента оценивают в основном при помощи экономических показателей. Однако такая односторонняя ориентация без учета сопряженных социальных результатов неизбежно влечет за собой тяжелые последствия, в результате чего организациям и государству приходится тратить значительные дополнительные средства на ликвидацию (нередко частичную) вызванных этим последствий.  

Исчисление показателей эффективности менеджмента предполагает соотношение полученных результатов и произведенных затрат. При этом в качестве социальных результатов деятельности предприятий выступают условия труда и быта, квалификация работников, организация и мотивация их деятельности и т. д. В качестве затрат при этом могут в отдельных случаях выступать расходы на приобретение технических средств управления, подготовку и повышение квалификации кадров, строительство жилья для работников предприятия, приобретение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха работающих и другие. Соотнесение указанных результирующих и затратных (ресурсных) факторов считаем некорректным, показатели социальной эффективности менеджмента не могут быть выражены через соотношение произведенных затрат (ресурсов) и полученных социальных результатов деятельности предприятий, так как:

  • многие социальные результаты управленческой деятельности находятся вне зависимости от материальных затрат;
  • произведенные затраты и полученные социальные результаты деятельности предприятий имеют, как правило, разные масштабы, измерители, опосредованную связь, стохастический характер;
  • согласно математической теории перестроек в перестроечных условиях зачастую отсутствует пропорциональность между прилагаемыми усилиями и результатами. [6,с.78]

В связи с этим целесообразно социальную эффективность менеджмента характеризовать только результирующими составляющими, без затратных (ресурсных).

Социальную эффективность менеджмента целесообразно оценивать с помощью системы показателей, которую, по моему мнению, можно разбить на 4 группы. Прежде всего показатели, характеризующие условия труда работников организации:

  • морально-психологический климат;
  • уровень конфликтности в коллективе предприятия;
  • удовлетворенность работников своим трудом;
  • нервно-эмоциональная нагрузка;
  • уровень заболеваемости работников;
  • уровень травматизма работников;
  • обеспеченность работников предприятия санитарно-гигиеническими помещениями;
  • температурный режим в рабочих помещениях;
  • освещенность рабочих мест;
  • напряженность, интенсивность труда;
  • уровень шума, запыленности помещений;
  • удельный вес нормируемых операций;
  • рациональность режимов труда и отдыха;
  • удельный вес неквалифицированного труда;
  • внутренняя культура в предприятии;
  • уровень механизации и автоматизации труда;
  • уровень компьютеризации административно-управленческого труда.

К показателям, характеризующим социально-бытовые условия работников организации, можно отнести:

  • жилищные условия (обеспеченность жильем) работников и членов их семей;
  • обеспеченность детскими дошкольными учреждениями;
  • обеспеченность лечебными учреждениями;
  • обеспеченность культурно-просветительными учреждениями;
  • обеспеченность путевками в санаторно-оздоровительные учреждения;
  • уровень социальной активности работников;
  • средняя заработная плата работников предприятия, в том числе по категориям работников;
  • текучесть кадров.

К показателям социальной эффективности менеджмента, характеризующим квалификацию работников, можно отнести следующие:

  • общеобразовательный уровень работников;
  • профессиональный уровень работников;
  • уровень квалификации кадров;
  • уровень экономической грамотности кадров;
  • уровень правовых знаний работников;
  • уровень общей культуры работников.

Основные показатели социальной эффективности менеджмента, характеризующие организацию и мотивацию труда, это:

  • дисциплина труда;
  • исполнительская дисциплина;
  • участие работников в управлении (выработке и принятии управленческих решений);
  • уровень организации и оснащенности рабочих мест;
  • обеспеченность работников нормативной документацией;
  • материальное и моральное стимулирование работников;
  • соотношение формальных и неформальных структур. [10,с.195]

Приведенные показатели социальной эффективности менеджмента, характеризующие состояние или уровень тех или иных явлений, являются статическими. Их могут дополнять динамические показатели, характеризующие развитие социальных явлений. Причем рост одних показателей (уровня квалификации кадров, обеспеченности работников жильем, уровня механизации труда и др.) говорит о повышении социальной эффективности менеджмента, рост других (уровня заболеваемости работников, уровня конфликтности и др.) - о ее снижении. При этом можно производить сравнение фактически достигнутых показателей с базовыми, что позволяет реально представить степень социальных изменений в коллективе данного предприятия. Однако оценка социальных результатов нуждается в сравнении фактически достигнутых показателей с общественно необходимыми, отражающими требуемый уровень социального развития коллектива.       

Показатели социальной эффективности менеджмента определяют с помощью экономической и статистической отчетности, анкетирования работников, метода экспертных оценок и других. Причем некоторые показатели определяются с известной степенью условности, другие - вообще не могут быть выражены количественно. Приведенные частные показатели характеризуют ту или иную сторону социальной эффективности менеджмента. Разностороннюю ее оценку дает интегральный, обобщающий показатель. Для расчета его может быть использован следующий методический подход.

Прежде всего выбирается несколько наиболее существенных характеристик (частных показателей) социальной сферы данной организации с учетом специфики ее деятельности и других факторов. Далее методом экспертных оценок производится "взвешивание" указанных частных показателей, в процессе которого определяются "весовые" значения, степень важности каждого оцениваемого показателя. При этом в роли экспертов могут выступать директор, главные специалисты, а также ведущие работники планово-экономической службы предприятия. Наряду с методом экспертных оценок можно использовать метод корреляционного анализа. В данном случае рассматриваемые «веса» находятся на основе коэффициентов парной корреляции, характеризующих значимость вклада частных показателей в обобщающий. При этом все показатели располагаются в ряд в предполагаемом порядке уменьшения их важности, после чего производится попарное сравнение соседних показателей, и на основе сравнения с учетом условия нормировки решается вопрос об их относительной значимости. После чего производится оценка состояния конкретных показателей в рассматриваемой организации. 

Между социальной и экономической составляющими эффективности менеджмента имеется кажущаяся внешне индифферентность, тем более что организация может иметь высокую экономическую эффективность управления и низкую - социальную, и наоборот. Тем не менее между ними существует определенная взаимосвязь. Они образуют две взаимообусловленные стороны эффективности менеджмента. Более того, видна обусловленность достижения экономического эффекта достижением социального, и наоборот.

Вместе с тем не исключаются и существенные различия между социальной и экономической составляющими эффективности менеджмента во времени, месте, формах, а также целевой направленности реализации. Более того, в ряде случаев они могут быть совершенно разнонаправленными. Тем не менее общим ориентиром, направлением, естественно, является повышение экономической и социальной эффективности менеджмента. [9, с.64]

Рассмотренная система критериев и показателей социально-экономической эффективности менеджмента не является чем-то застывшим, неизменным, она диалектически изменяется вместе с развитием общества и экономики. Использование показателей эффективности менеджмента позволяет диагностировать систему менеджмента, предупреждать возникающие при ее функционировании отклонения, вскрывать причины неэффективного управления, осуществлять научно обоснованное целеполагание деятельности органов управления, корректировать их дальнейшую работу. Кроме того, это позволяет создать систему мотивации работников управления, поставить оплату их труда в определенную зависимость от эффективности деятельности по управлению. В связи с этим следует заметить, что, согласно теории катастроф, весьма важно, чтобы люди и органы, принимающие ответственные решения и реализующие их лично, материально зависели от реализации этих решений.

Оценка эффективности менеджмента является довольно сложной, поэтому существует большое количество критериев и методов такой оценки, которые учитывают различные факторы, влияющие на эффективность. Чтобы избежать неточностей в результатах оценки, часто эффективность менеджмента рассматривается в двух аспектах: как узкая эффективность и широкая эффективность.

Узкая эффективность оценивается сопоставлением затрат на то или иное управленческое мероприятие с изменением показателей действующей системы управления. Для оценки узкой эффективности менеджмента пригодны такие частные показатели, как изменение уровня технической вооруженности управленческого труда, изменение доли работников управления в общей численности промышленно-производственного персонала и некоторые другие.

Уровень технической вооруженности управленческого труда характеризуется стоимостью всех технических средств управления, приходящихся на одного административно-управленческого работника. Следует отметить, что данный показатель на многих предприятиях является еще очень невысоким. Он в десятки раз ниже уровня технической вооруженности труда рабочих. В то же время по подсчетам зарубежных специалистов, средства, затрачиваемые на механизацию и автоматизацию управленческого труда, окупаются в 3-4 раза быстрее, чем затраты на новое производственное оборудование. Однако показатели узкой эффективности менеджмента также непосредственно не отражают самой его эффективности. [1,с.738]

Широкая эффективность управления устанавливается сопоставлением

затрат на управление с общими показателями деятельности предприятия в

целом. В установлении эффективности управления предприятием существенное значение имеет правильное определение состава затрат на управление. В эти затраты входят:

- основная и дополнительная  заработная плата аппарата управления

предприятием и его подразделениями с начислениями;

- амортизация основных  фондов управления (зданий и помещений, технических средств управления (компьютеров, средств связи, оргтехники и хозяйственного инвентаря);

- затраты всех видов  энергии на освещение, отопление и вентиляцию помещений управления;

- затраты на различные вспомогательные материалы (канцелярские принадлежности, бумагу и т.д.);

- затраты на текущий  ремонт административных помещений (офисов) и др.

Важными показателями при оценке эффективности менеджмента являются прибыль и рентабельность, которые наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности предприятия, а значит, и эффективности управления. [13,с.269] При этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственного звена. При оценке эффективности инвестиционных проектов применяются:

Информация о работе Эффективность менеджмента