Выбор эффективного стиля менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение эффективных стилей

менеджмента.



Задачи, которые необходимо решить для достижения данной цели:
Изучить основные теоретические положения стилей менеджмента.
Сравнить специфику управления человеком и группой.
Оценить эффективность стилей менеджмента.
Рассмотреть понятия «человек» и «личность».
Определить зависимость выбора стиля руководства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Выбор стиля управления в зависимости от целей организации и индивидуальных качеств человека…………………………………………………5
Понятие «стили руководства»…………………………………………...5
Понятие «человек», «личность»………………………………………..7
Классические стили руководства………………………………………10

Глава 2. Специфика управления человеком и специфика

управления группой……………………………………………………………….20

2.1 Развитие классических стилей руководства…………………………...20

2.2 Современные стили руководства……………………………………….26

Заключение………………………………………………………………………….30

Список литературы…………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!.docx

— 68.33 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

Среднего профессионального  образования

Колледж туризма и гостиничного сервиса

Санкт-Петербурга

 

 

 

Отделение туризма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Менеджмент туризма»

на тему:

«Выбор эффективного стиля  менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 1 курса

уч.  Группы № 

№ зачётной книжки _____

…..

Руководитель

.

 

Сдана на проверку

(дата, подпись)

Проверена

(дата, подпись)

Предварительная оценка

     
     

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Выбор стиля управления в зависимости от целей организации и индивидуальных качеств человека…………………………………………………5

    1. Понятие «стили руководства»…………………………………………...5
    2. Понятие «человек», «личность»………………………………………..7
    3. Классические стили руководства………………………………………10

Глава 2. Специфика управления человеком и специфика

 управления группой……………………………………………………………….20

2.1 Развитие классических  стилей руководства…………………………...20

2.2 Современные стили руководства……………………………………….26

Заключение………………………………………………………………………….30

Список литературы…………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сложно представить себе такую систему, которая бы нормально  и эффективно функционировала без  управляющей подсистемы. Представить  такую экономическую систему  невозможно.

В связи с этим была создана, существует и развивается наука, получившая название «менеджмент». Менеджмент – это наука и практика эффективного управления хозяйством (включая межличностные  отношения, управление производством, предприятием) с целью получения  и максимизации прибыли путём  рационального использования ресурсов.

Для того, чтобы наиболее эффективно и с наилучшими результатами осуществлять свою деятельность менеджер (управляющий) должен избрать для себя определённый стиль управления, который наиболее полно соответствовал особенностям его характера и стиля поведения и был адекватен сложившейся на объекте управления ситуации.

Решая вопрос о выборе того или иного стиля, необходимо также изучить существующие и часто встречающиеся стили поведения, чтобы быть в состоянии грамотно отреагировать на возможные поступки и действия подчинённых и по возможности пресекать те, которые могут быть вредными для организации.

Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что  каждая фирма и общество в целом заинтересовано в эффективной деятельности её структурных составляющих, а обеспечить эту эффективность невозможно без изучения стилей работы управляющих и подчинённых.

Объектом исследования в курсовой работе является менеджмент.

Предметом исследования является выбор эффективного стиля менеджмента.

Целью данной курсовой работы является изучение эффективных стилей

менеджмента.

 

Задачи, которые необходимо решить для достижения данной цели:

  1. Изучить основные теоретические положения стилей менеджмента.
  2. Сравнить специфику управления человеком и группой.
  3. Оценить эффективность стилей менеджмента.
  4. Рассмотреть понятия «человек» и «личность».
  5. Определить зависимость выбора стиля руководства.

При выполнении курсовой работы использовались такие общенаучные  методы исследования, как: описание, анализ, дедукция, классификация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Выбор стиля управления в зависимости от целей организации и индивидуальных качеств человека

 

    1. Понятие «стили руководства»

 

Современная теория менеджмента, а также реальная мировая и  отечественная практика преуспевающих  субъектов хозяйственной деятельности свидетельствуют о повышении  роли менеджмента человеческих ресурсов, накоплении человеческого потенциала, которые по своей значимости становятся одним из важнейших стратегических ресурсов фирм, компаний, корпораций, что  убедительно подтверждается примерами деятельности многих организаций, не жалеющих времени и средств на раскрытие человеческого потенциала. Недопонимание важности человеческого фактора на пути к экономически и организационно прогрессивным методам управления и стилям руководства и является следствием многолетнего использования в нашей стране командно-административной системы управления, базирующейся на централизованном плановом руководстве.

На современном этапе  развития основу долгосрочных преимуществ  в конкурентной борьбе компаний представляют её человеческие ресурсы, т.е. люди, их трудовая активность и стремление к  достижению поставленных целей. Важную и во многом определяющую роль в  эффективной деятельности трудовых коллективов и отдельных сотрудников  играет стиль руководства.

Стиль руководства представляет собой совокупность типичных и относительно устойчивых приёмов работы руководителя в его повседневной деятельности и методов воздействия на подчинённых, чтобы оказать на них влияние и побудить к выполнению поставленных целей и задач.

Это стабильно  проявляющиеся  особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под  влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя, выражают отношения, складывающиеся между руководителем и подчинёнными.

Стиль работы руководителя является формой реализации социально-экономических  и социально-психологических отношений  в процессе руководства трудовыми  коллективами и отдельными сотрудниками.

В теории менеджмента понятия  «стиль управления» и «стиль руководства» различны. Понятие «стиль управления»  объединяет три области: межличностную, информационную, управленческую, тогда как «стиль руководства» включает в себя лишь межличностную.

Каждый руководитель в  процессе управления персоналом выполняет  свои служебные обязанности в  определённом, свойственном только ему  стиле руководства. Стиль руководства  связан с качествами и характерными чертами руководителя, является его  профессиональной характеристикой. В  значительной степени стиль работы с подчинёнными зависит от личностных характеристик руководителя. Именно в стиле работы руководителя проявляются  его личные качества, в определённой мере преломленные через призму особенностей, мотивов и потребностей возглавляемого им коллектива.

Следовательно, стиль руководства  выражается в том, какими приёмами руководитель побуждает коллектив к инициативному  и творческому выполнению возложенных  на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчинённых.

Тем самым принятый стиль  может служить характеристикой  качества деятельности руководителя и  руководящего органа, их способности  обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а также давать и  воспроизводить в коллективе особую атмосферу, порождающую определённые нормы взаимоотношений и поведения. Поэтому в стиле руководства выделяются два компонента: способы, с помощью которых оказывается воздействие на подчинённых, и взаимоотношения с ними, а также коллегами и вышестоящими руководителями.

Существенное воздействие  на становление стиля оказывают  интеллект и общая культура руководителя, уровень профессиональной подготовки, особенности характера и темперамент, присущие ему нравственные ценности, умение внимательно относиться к  запросам подчинённых, способность  вести за собой коллектив и  вместе с тем учиться у него, создавать атмосферу увлечённости работой, нетерпимости ко всякого рода недостаткам, к равнодушию.

Попытаемся подытожить выше сказанное и сформулировать основные факторы, определяющие стиль руководства. Это:

- требования, предъявляемые  к руководителям в отношении  их компетентности, деловитости,  ответственности, личностных качеств,  нравственности, характера, темперамента  и проч.;

- особенности руководимого  коллектива – его структура  и уровень подготовленности, характер  сложившихся в нём  формальных  и неформальных взаимоотношений,  его традиций и ценностных  ориентаций;

- специфика хозяйствующей  системы – её цели и задачи, организационно-правовая форма,  организационная структура, уровни  и технология управления, а также  функциональное содержание деятельности  руководителя;

- внешняя и внутренняя  производственная среда – технологический  уровень производства, формы организации  труда, обеспеченность материальными ресурсами и т.п.;

- человеческие ресурсы,  квалификация сотрудников, возрастной  состав, пол и т.д. [4].

 

1.2 Понятие «человек»,  «личность»

 

Личность – это самое  главное в человеке, важнейший  его социальный признак. Если человек  – носитель самых разных свойств, то личность – это основное его  свойство, в котором проявляется  его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.

Индивидуальность — это  единство неповторимых личностных свойств  конкретного человека. Это также  своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения; сочетание семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие жизненного опыта. Индивидуальность – это непременный и важнейший  признак личности.

С развитием общественных отношений термин перешел в разряд научных. В психологии есть несколько  общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно  говорить об аксиомах:

1) личность присуща каждому  человеку;

2) личность есть то, что  отличает человека от животных, у которых личности нет;

3) личность возникает  на определенной ступени эволюции  человеческого существа;

 4) личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.

 Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного склада.

В целом, структура личности может быть, в теоретическом плане, представлена следующей схемой, которая, конечно же, весьма условна:

1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);

2) социально-специфические  черты (социальные установки,  роли, ценностные ориентации);

 3) индивидуально-неповторимые черты (темперамент, самосознание).

В менеджменте личность человека, ее сущность, рассматривается, прежде всего, с точки зрения поведения работника, способов общения с товарищами по труду, начальниками и подчиненными. Менеджеров интересуют вопросы отношения человека к делу, его способности опыт, порядочность, честность, инициатива и другие свойства и качества, которые оказывают или могут оказывать существенное влияние на деятельность всего предприятия. В менеджменте разработаны концепции «управленческой революции», «человеческого капитала», «человеческих отношений» и другие концепции.

Личность человека формируется  под воздействием множества факторов внутреннего и внешнего окружения. Это, прежде всего, семья как основа нормального роста и развития человека. Однозначного ответа на вопрос об условиях для формирования личности в приемлемом для общества отношении пока нет. Одни ученые утверждают, что это генетические, природные данные самого человека, его физиологические свойства; другие – физические, внешние данные, например, строение черепа; третьи – семейные условия и т.д. В то же время остается неясным, как и почему в благополучной семье может вырасти преступная личность, а в ненормальной с общественной точки зрения семье развивается вполне нормальная человеческая личность.

Человек – существо общественное, в нем есть и те, и другие качества.

Само общество создает  тот фон, на котором развивается  и формируется личность. Социально-экономические  отношения и внешняя среда  являются существенными факторами, в которых формируются не только отдельная личность, но и ее окружение. Социально-экономические отношения  создаются людьми, в то же время  они объективны. Человек застает  их готовыми, уже сформировавшимися. Постепенно, по мере участия в процессе труда, человек все более активно  совершенствует условия своего существования, работает, творит, создает материальные и духовные блага и услуги. Личность его при этом не останавливается  в развитии. Она подвержена влиянию  извне, меняется, совершенствуется, но в отдельных случаях, при неблагоприятной  обстановке деградирует, может приобрести негативные черты и свойства, в  конце концов разрушается. Уровень  развития личности характеризуют такие  качества, как интеллектуальное развитие, сила воли, духовное богатство, морально-нравственная чистота и физическое совершенство. При первом знакомстве с человеком мы по его внешности, одежде, походке, культуре речи и другим внешним проявлениям можем составить себе некоторое представление о том, какой человек перед нами. Для более глубокого познания сущности личности необходимо длительное время, иногда годы, что связано с проявлением внутренних свойств и качеств человека [5].

Информация о работе Выбор эффективного стиля менеджмента