Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение эффективных стилей
менеджмента.
Задачи, которые необходимо решить для достижения данной цели:
Изучить основные теоретические положения стилей менеджмента.
Сравнить специфику управления человеком и группой.
Оценить эффективность стилей менеджмента.
Рассмотреть понятия «человек» и «личность».
Определить зависимость выбора стиля руководства.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Выбор стиля управления в зависимости от целей организации и индивидуальных качеств человека…………………………………………………5
Понятие «стили руководства»…………………………………………...5
Понятие «человек», «личность»………………………………………..7
Классические стили руководства………………………………………10
Глава 2. Специфика управления человеком и специфика
управления группой……………………………………………………………….20
2.1 Развитие классических стилей руководства…………………………...20
2.2 Современные стили руководства……………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………………………………31
2. (1.9.) Социальное руководство (управление в духе загородного клуба)
Эта позиция характеризует руководителей, которые уделяют особое внимание нуждам и потребностям своих подчиненных, но на процесс производства остается в стороне. Менеджеры такого типа полагают, что основа успеха заключена в поддержании атмосферы доверия и взаимопонимания в коллективе. Такой руководитель любим подчиненными, они готовы всегда оказать помощь своему лидеру. Текучка кадров очень низка, а уровень удовлетворенности трудом очень высок. Но излишняя доверчивость к подчиненным приводит к принятию непродуманных решений, из-за этого страдает производство. Подчиненные могут злоупотреблять доверием к себе.
3. (9.1) Авторитарное руководство (власть – подчинение)
Эта позиция характерна для менеджеров, которые заботятся только о производстве и не осуществляют никакой социальной деятельности. Они считают, что такая деятельность является проявлением мягкого характера и ведет к понижению результативности работы. Качество управленческих решений, по их мнению, не зависит от степени участия подчиненных в его принятии. Положительными чертами менеджеров такого типа являются высокий уровень ответственности, трудоспособности, организаторский талант, интеллект. Но между таким руководителем и его подчиненными постоянно сохраняется дистанция, отсутствует взаимопонимание и сохраняется удовлетворительный уровень групповой дисциплины.
4. (5.5) Производственно – социальное управление
(организационное управление)
Эта позиция характеризует тот тип руководителя, который умеет сочетать заботу о людях с заботой, о производстве. Такой менеджер идет на компромисс во всех случаях. Решения должны приниматься руководителем, но обязательно обсуждаются и корректируются с подчиненными. Положительными чертами руководителей такого типа являются, постоянство, заинтересованность в успехе начинаний, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды. Однако прогрессивность взглядов мало распространяется на стиль управления, что не способствует развитию и движению вперед всего производства.
5. (9.9) Командное руководство или руководство «лицом к лицу»
(групповое управление)
Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который одинаково относится как к людям, так и к возглавляемому им производству. Данный тип управленца стремится приложить максимум усилий, как в сфере социальной политики, так и в самом производстве. Наилучшим способом увеличения производительности, повышения качества выпускаемой продукции и услуг они считают, является активное вовлечение подчиненных в процесс принятия решения. Это позволяет повысить удовлетворенность трудом всех работающих, учесть изменения, влияющие на эффективность производства.
По мнению специалистов, сетка стилей руководства устанавливает ключевые принципы подхода к управлению, который широко используется.
Современный стиль руководства характеризуется соотношением между властью руководителя и степенью той свободы, которой пользуются члены коллектива при выработке решений. Чем больше власть руководителя, тем меньше роль рядовых членов коллектива.
В современных условиях можно выделить следующие стили руководства, которые в своей основе, естественно, опираются на традиционные:
- Указующий, директивный. Руководитель единолично определяет содержание проблемы, стоящей перед организацией, рассматривает набор возможных решений, выбирает одно из них и даёт указание, как его следует выполнять.
- Убеждающий. Руководитель принимает решение единолично, но разъясняет подчинённым его значение, объясняет, почему выбран именно этот вариант, и убеждает их в том, что выполнение этого решения наилучшим образом соответствует интересам как всей организации, так и каждого сотрудника.
- Соучаствующий. Такому руководству можно приписать следующие черты:
А) регулярные совещания руководителей с подчинёнными;
Б) открытость в отношениях
между руководителем и
В) вовлечённость подчинённых в разработку и принятие организационных решений;
Г) делегирование руководителем подчинённым ряда полномочий;
Д) участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений;
Е) создание особых групповых структур, наделённых правом самостоятельного принятия решений;
Ж) предоставление работнику возможности автономно разрабатывать те или иные решения, формулировать идеи и т.п., внося тем самым вклад в развитие инновационных процессов.
Руководители соучаствующего
стиля – это достаточно уверенные
в себе люди, более старшего возраста,
с высоким образовательным
- Консультативный. Руководитель рассматривает членов руководимого им коллектива как консультантов, способствующих выработке наиболее рациональных решений. Он привлекает сотрудников к выработке решений, предоставляет всю информацию, имеющую отношение к возникшей проблеме, рассматривает предложенные варианты и по своему усмотрению выбирает лучший.
- Объединяющий. Руководитель рассматривает членов коллектива как равных партнёров и заранее согласен на проведение в жизнь коллективного решения.
- Доверяющий. Руководитель формулирует проблему и определяет, в каких границах должно лежать возможное решение, а затем доверяет подчинённым выбрать решение. Он обязуется его выполнить, если оно не выходит из заранее установленных рамок.
- Ситуативный. Стиль руководства современного руководителя, отличающийся гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Такой стиль гибко учитывает уровень психологического развития подчинённых и коллектива [2].
Японский учёный Т.Коно, опираясь на идеи ряда американских специалистов в области менеджмента, построил четырёхстилевую модель поведения высшего хозяйственного руководителя.
Выделяются следующие четыре типа руководителей в зависимости от особенностей мыслительно-интеллектуальной деятельности:
- новаторско-аналитический;
- новаторско-интуитивный;
- консервативно-аналитический;
- консервативно-интуитивный.
Поскольку в преуспевающих
японских компаниях наиболее популярен
новаторско-аналитический
Основные характеристики этого стиля руководства:
- преданность организации;
- энергетичность и новаторство;
- чуткость к новой информации и идеям;
- генерирование большого числа идей и альтернатив;
- быстрое принятие решений
и хорошая интеграция
- чёткость в формулировании целей и установок;
- готовность учитывать мнение других;
- терпимость к неудачам.
Исповедующего этот стиль менеджера нельзя назвать ни демократом, ни автократом. Скорее это человек, который видит ситуацию и умеет работать с людьми, не входя, однако, глубоко в их личные проблемы [4].
Перечисленными выше стилями руководства рассмотрение интересующего нас вопроса не исчерпывается. Научные разработки последних лет содержат попытки построения более совершенных стилевых конструкций, гораздо полнее, нежели это удавалось сделать ранее, охватывающих современную организационную реальность.
Таким образом, в результате проведённого исследования мы рассмотрели стили управления, которые существуют в рамках традиционного подхода к классификации стилей руководства и относятся к классическим моделям. Усложнение деятельности руководителя, повышение его ответственности за качество принимаемых решений и выбор стиля руководства дало новый толчок к проведению более подробных и широких исследований в данной области. Переходя от одной модели к другой можно заметить их усложнение, включение в рассмотрение все большее количество факторов, влияющих на тот стиль руководства, которого будет придерживаться менеджер в конкретной ситуации и в конкретном коллективе. Это означает, что руководитель должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.
Заключение
Проведенные исследования показали, что в своей практической деятельности руководители не используют один устоявшийся стиль руководства. Они вынуждены его постоянно корректировать в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями. Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их преданности фирме и способности решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные сегодня почти для всех отраслей производства вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства. Используя рассмотренные в данной работе модели, которые изучались различными исследователями, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать, подобрать и оценить результаты от использования того или иного стиля руководства. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем. Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, – в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой.
Список используемой литературы
1. Блейк Р., Моутон Дж. Научные методы руководства. – К.: Наук. думка,
1992.- С.155-162.
Стр. 134
496-498