Выбор эффективного стиля менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение эффективных стилей

менеджмента.



Задачи, которые необходимо решить для достижения данной цели:
Изучить основные теоретические положения стилей менеджмента.
Сравнить специфику управления человеком и группой.
Оценить эффективность стилей менеджмента.
Рассмотреть понятия «человек» и «личность».
Определить зависимость выбора стиля руководства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Выбор стиля управления в зависимости от целей организации и индивидуальных качеств человека…………………………………………………5
Понятие «стили руководства»…………………………………………...5
Понятие «человек», «личность»………………………………………..7
Классические стили руководства………………………………………10

Глава 2. Специфика управления человеком и специфика

управления группой……………………………………………………………….20

2.1 Развитие классических стилей руководства…………………………...20

2.2 Современные стили руководства……………………………………….26

Заключение………………………………………………………………………….30

Список литературы…………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!.docx

— 68.33 Кб (Скачать)

 

    1. Классические стили руководства

 

Стили руководства представляют собой такую область менеджмента, которая характеризуется наличием самых разнообразных подходов и  концепций, классификаций и типологий, хотя, в принципе, речь идёт о том, как оказать влияние на людей, чтобы достичь искомых целей. В теории и практике существуют следующие  основные подходы к стилям руководства:

1. Подход, основывающийся на свойствах личности, где структура личности определяет параметры управления.

2. Поведенческий подход:

- стили руководства, основывающиеся  на использовании авторитета;

- стили руководства, ориентирующиеся  на производство и на человека.

3. Структурный подход:

- влияние свойств личности;

- влияние поставленных  задач;

- влияние извне;

- структура групп;

- групповые нормы.

4. Интерактивный подход  – взаимодействие между руководителем  и подчинённым с учётом ситуационных  факторов.

Вопросами типологии стилей руководства занимались учёные и  специалисты в разное время, начиная  с 30-х гг. и до настоящего времени. Одно из самых ранних исследований индивидуальных стилей руководства  было проведено Куртом Левиным, который определил и обосновал три (ставших классическими) стиля:

1. Авторитарный (автократический, административный, волевой, директивный)

2. Демократический (коллегиальный, товарищеский)

3. Либеральный (свободный, нейтральный, номинальный)

Авторитарный  стиль руководства основывается на власти и должностном положении руководителя. Такой стиль имеет опасность перерастания в командно-административную систему управления, что, как правило, приводит к различным формам злоупотребления властью.

Авторитарный стиль опирается  на формальную организационную структуру  управления, на систему жёсткого распределения  прав, обязанностей и ответственности  сотрудников коллектива. Руководитель такого типа в основном опирается на регламентирующие (организационные, административные, правовые) методы управления коллективом.

Основная черта авторитарного  стиля руководства – принятие руководителем в рамках предоставленных  должностных полномочий единоличных  решений по всем вопросам хозяйственной  деятельности на основе личного опыта  с учётом или без учёта мнения членов коллектива. Авторитарный руководитель сам определяет цели, максимально  структурирует работу подчинённых, распределяет задания и строго контролирует их выполнение. Для обеспечения выполнения поставленных задач он прибегает  к административному и психологическому давлению на подчинённых, широко применяя санкции по своему усмотрению.

Авторитарный стиль руководства  отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением большинства не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчинёнными.

Руководитель, придерживающийся авторитарного стиля, догматичен, ждёт от подчинённых беспрекословного подчинения своей воле, опираясь при этом на формальную власть, не терпит возражений, не любит прислушиваться к мнению подчинённых, жёстко контролирует их действия, постоянно вмешивается в их работу, требуя пунктуального следования данным им указаниям и наставлениям, устанавливает жёсткие нормы, регламентирующие поведение сотрудника, оставляет для подчинённых лишь небольшую возможность для проявления самостоятельности и инициативы.

Авторитарный руководитель не выносит критику в свой адрес  и не признаёт своих ошибок, однако сам любит покритиковать, придерживается того мнения, что административные взыскания – лучший способ воздействия  на подчинённых в целях достижения высоких трудовых показателей. Работает много, но заставляет много работать и других, в том числе и во внеурочное время. Может идти на риск, но расчётливо. Никому не позволяет «сесть себе на шею», однако требует от подчинённых всё, что находит нужным, не считаясь с тем, что его требования нередко выходят за рамки собственно служебных отношений и приводят к нарушению трудового законодательства.

Следует отметить, что в  странах Запада внешние формы  авторитарного стиля руководства менее выражены, потому что менеджеры там лучше владеют техникой и культурой общения. В России, напротив, нередко даже демократичные руководители допускают бесцеремонность и несвойственные этому стилю манеры поведения. Следовательно, внешняя форма проявлений стиля руководства может быть обманчивой.

Использование руководителями авторитарного стиля оправдывается  в тех случаях, когда отсутствует  дисциплина и порядок в коллективе; запущена работа и нет времени  на её постепенное исправление; когда  коллектив попал в сложные  и экстремальные условия деятельности и т.д. Преимуществом авторитарного  стиля руководства является централизация  воздействия на коллектив и отдельных  сотрудников.

Сильной стороной авторитарного  стиля является возможность быстрого принятия решений и мобилизации  сотрудников на их осуществление, возможность  быстро стабилизировать ситуацию в  конфликтных группах. Применение авторитарного стиля руководства может быть эффективным в случае, когда коллективом решаются рутинные, однообразные задачи, когда существует большой разрыв в уровне образования и компетентности руководителя и подчинённых, когда подчинённые мотивированы на материальное вознаграждение. В авторитарно руководимых коллективах производительность труда может быть намного выше, чем в демократически руководимых коллективах.

Основными недостатками авторитарного  стиля руководства являются:

- риск принятия ошибочных  решений единолично руководителем;

- перегруженность руководителя;

- ограничение самостоятельной  и инициативной деятельности  подчинённых, возможностей мотивации;

- резкое снижение производительности  труда при смене руководства;

- усиление напряжения  в коллективе, создание конфликтных  ситуаций и возникновение неформальных  групп и неформальных лидеров;

- неудовлетворённость сотрудников,  считающих, что их профессиональные  знания и творческие силы не  находят должного применения.

В современных условиях при  возрастающей роли субъективного фактора и возросшем интеллекте работников жёстко авторитарный стиль руководства становится неприемлемым. В наши дни быть автократом – признак скорее слабости, нежели силы. Автократ нередко всё ещё выглядит уверенным в себе, но уже нетрудно обнаружить его некую растерянность, неумение приспособиться к изменяющейся обстановке, неспособность отказаться от традиционной привычки замыкать все связи на себе, строить отношения с подчинёнными на доверии и уважении.

Демократический стиль руководства, в отличие от авторитарного, предполагает:

- предоставление подчинённым  самостоятельности, соразмеренной  их квалификации и выполняемым  функциям;

- привлечение их к таким  видам деятельности, как постановка  целей, оценка работы, подготовка  и принятие решений;

- создание необходимых для выполнения работы предпосылок и справедливая оценка их усилий;

- уважительное отношение  к людям и забота об их  потребностях.

Руководитель, придерживающийся демократического стиля руководства, как правило, занимается наиболее сложными и важными вопросами выработки  стратегии, прогнозирования и планирования, координации и контроля деятельности, предоставляя подчинённым решать тактические  задачи. Он старается советоваться с коллективом и прислушиваться к мнению подчинённых, не показывает своего превосходства, не избегает ответственности  ни за ошибки исполнителей, ни за собственные  решения. Руководитель поощряет самостоятельные  действия сотрудников в условиях самоконтроля, широко используя при  этом свои способности воздействовать на них убеждением и социально - психологическими методами.

 Свои полномочия руководитель  демократического стиля реализует посредством убеждения и внушения, а не с помощью атрибутов власти и административных методов и способов воздействия на персонал. Прибегая к неоспоримым аргументам, с  помощью известных и значимых для подчинённых фактов руководитель доказывает им верность своих решений, разумность того или иного типа поведения.

Демократический стиль руководства  не противоречит принципу единоначалия и ни в коей мере не ослабляет  власти руководителя, а скорее, наоборот, благоприятствует возрастанию его реальной власти и авторитета. Всё здесь сводится к тому, чтобы управлять персоналом без грубого нажима и ненужного подчёркивания атрибутов официальной власти, опираясь на способности и квалификацию, мотивы и стимулы подчинённых и считаясь с их достоинством. Поощряя инициативу снизу и подчёркивая своё уважение к подчинённым, он даёт указания не в форме предписаний, а в виде предложений, советов или даже просьб, не только прислушивается к их мнению, но и учитывает его. Контроль за деятельностью подчинённых осуществляет не единолично, а с привлечением членов самого коллектива. Стремление считаться с мнением подчинённых и коллег объясняется, как правило, отнюдь не отсутствием собственного мнения или желания разделить ответственность, а твёрдой убеждённостью в том, что в умело организованном процессе обсуждения всегда могут быть найдены оптимальные решения.

 Руководитель демократического стиля предоставляет сотрудникам возможности для проявления своей самостоятельности, но никогда не идёт у них «на поводу». Он, как правило, не вникает в детали работы сотрудников, не навязывает им мелкой опеки и контроля, но постепенно ставит новые задачи, подчёркивает свой интерес к их работе, при необходимости координирует их деятельность и даёт советы, систематически контролирует и т.д. Руководитель – демократ всегда считается с мнением специалистов.

Демократический стиль руководства  поощряет творческую активность подчинённых, способствует созданию атмосферы взаимного  доверия и сотрудничества, в которой  сотрудники в полной мере осознают свою значимость и ответственность  в решении задач, стоящих перед  коллективом, дисциплина трансформируется в самодисциплину.

Преимуществами демократического стиля руководства являются благоприятные  условия для инициативы и самостоятельности  сотрудников и их удовлетворённость  работой. При таком стиле руководства  обычно «болеют» за результаты деятельности всего коллектива, не самоустраняются  от процесса принятия решений, лучше  информированы о событиях в своём  коллективе и в организации в  целом.

 Однако и демократический стиль руководства имеет свои недостатки. Он, например, непригоден в экстремальных ситуациях, когда нет времени для дискуссий и обсуждений, когда требуется быстрое единоличное и директивное решение. Недостатком является риск замедления принятия решений и наличие многочисленных условий эффективности данного стиля. Демократический стиль руководства требует много времени на разработку и согласование управленческого контроля и иногда приводит к безответственности.

Обычно демократический  стиль руководства применяется  в том случае, когда подчинённые  профессиональны и хорошо разбираются  в выполняемой работе, а также  могут внести в неё новизну  и творческий подход.

Либеральный стиль  руководства отличают отсутствие размаха в деятельности руководителя, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принять на себя ответственность за решения и их последствия. Следующий этому стилю руководитель мало вмешивается в дела подчинённых и вообще не проявляет особой активности, выступает в основном в роли посредника во взаимоотношениях с другими коллективами. Как правило, он очень осторожен, видимо, по причине того, что не уверен в своей компетентности, а значит, и в положении, занимаемом в служебной иерархии. Либеральный руководитель непоследователен в действиях, легко поддаётся влиянию окружающих, склонен уступать обстоятельствам и смиряться с ними, может без серьёзных оснований отметить ранее приятное решение.

Либеральному стилю управления присущи: стремление руководителя уклоняться от принятия решений или переложить эту задачу на других, а также  его абсолютное безучастное отношение  к делам коллектива. Руководитель, избравший такой стиль, обычно предоставляет  полную свободу действий своим подчинённым, пуская их работу на самотёк. Он приветлив  в общении с сотрудниками, но играет пассивную роль, не проявляя инициативы. Необходимую информацию он даёт сотрудникам  только по их просьбе. В крайнем выражении либеральный стиль означает отсутствие руководства, поскольку руководитель полностью устраняется от своей управленческой роли.

Для такого руководителя характерны:

- отсутствие похвалы и  порицаний;

- полная устранённость от дел коллектива;

- отсутствие сотрудничества.

Члены коллектива работают самостоятельно, руководитель сам, по сути, является рядовым членом коллектива. Он не проявляет сколько-нибудь выраженных организаторских способностей, нерегулярно  и слабо контролирует и регулирует действия подчинённых, и, как следствие, его решения задач не отличаются достаточной результативностью.

Во взаимоотношениях с  подчинёнными руководитель-либерал  отменно вежлив и доброжелателен, относится к ним уважительно, старается помочь в разрешении их проблем. Готов выслушивать критику  и соображения, но большей частью оказывается несостоятельным реализовать  подсказываемые ему дельные мысли. Недостаточно требователен к подчинённым. Не желая портить с ними отношения, часто избегает решительных мер.

Информация о работе Выбор эффективного стиля менеджмента