Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение эффективных стилей
менеджмента.
Задачи, которые необходимо решить для достижения данной цели:
Изучить основные теоретические положения стилей менеджмента.
Сравнить специфику управления человеком и группой.
Оценить эффективность стилей менеджмента.
Рассмотреть понятия «человек» и «личность».
Определить зависимость выбора стиля руководства.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Выбор стиля управления в зависимости от целей организации и индивидуальных качеств человека…………………………………………………5
Понятие «стили руководства»…………………………………………...5
Понятие «человек», «личность»………………………………………..7
Классические стили руководства………………………………………10
Глава 2. Специфика управления человеком и специфика
управления группой……………………………………………………………….20
2.1 Развитие классических стилей руководства…………………………...20
2.2 Современные стили руководства……………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………………………………31
Стили руководства представляют
собой такую область
1. Подход, основывающийся на свойствах личности, где структура личности определяет параметры управления.
2. Поведенческий подход:
- стили руководства,
- стили руководства,
3. Структурный подход:
- влияние свойств личности;
- влияние поставленных задач;
- влияние извне;
- структура групп;
- групповые нормы.
4. Интерактивный подход
– взаимодействие между
Вопросами типологии стилей руководства занимались учёные и специалисты в разное время, начиная с 30-х гг. и до настоящего времени. Одно из самых ранних исследований индивидуальных стилей руководства было проведено Куртом Левиным, который определил и обосновал три (ставших классическими) стиля:
1. Авторитарный (автократический, административный, волевой, директивный)
2. Демократический (коллегиальный, товарищеский)
3. Либеральный (свободный, нейтральный, номинальный)
Авторитарный стиль руководства основывается на власти и должностном положении руководителя. Такой стиль имеет опасность перерастания в командно-административную систему управления, что, как правило, приводит к различным формам злоупотребления властью.
Авторитарный стиль опирается на формальную организационную структуру управления, на систему жёсткого распределения прав, обязанностей и ответственности сотрудников коллектива. Руководитель такого типа в основном опирается на регламентирующие (организационные, административные, правовые) методы управления коллективом.
Основная черта авторитарного
стиля руководства – принятие
руководителем в рамках предоставленных
должностных полномочий единоличных
решений по всем вопросам хозяйственной
деятельности на основе личного опыта
с учётом или без учёта мнения
членов коллектива. Авторитарный руководитель
сам определяет цели, максимально
структурирует работу подчинённых,
распределяет задания и строго контролирует
их выполнение. Для обеспечения выполнения
поставленных задач он прибегает
к административному и
Авторитарный стиль
Руководитель, придерживающийся авторитарного стиля, догматичен, ждёт от подчинённых беспрекословного подчинения своей воле, опираясь при этом на формальную власть, не терпит возражений, не любит прислушиваться к мнению подчинённых, жёстко контролирует их действия, постоянно вмешивается в их работу, требуя пунктуального следования данным им указаниям и наставлениям, устанавливает жёсткие нормы, регламентирующие поведение сотрудника, оставляет для подчинённых лишь небольшую возможность для проявления самостоятельности и инициативы.
Авторитарный руководитель не выносит критику в свой адрес и не признаёт своих ошибок, однако сам любит покритиковать, придерживается того мнения, что административные взыскания – лучший способ воздействия на подчинённых в целях достижения высоких трудовых показателей. Работает много, но заставляет много работать и других, в том числе и во внеурочное время. Может идти на риск, но расчётливо. Никому не позволяет «сесть себе на шею», однако требует от подчинённых всё, что находит нужным, не считаясь с тем, что его требования нередко выходят за рамки собственно служебных отношений и приводят к нарушению трудового законодательства.
Следует отметить, что в странах Запада внешние формы авторитарного стиля руководства менее выражены, потому что менеджеры там лучше владеют техникой и культурой общения. В России, напротив, нередко даже демократичные руководители допускают бесцеремонность и несвойственные этому стилю манеры поведения. Следовательно, внешняя форма проявлений стиля руководства может быть обманчивой.
Использование руководителями
авторитарного стиля
Сильной стороной авторитарного стиля является возможность быстрого принятия решений и мобилизации сотрудников на их осуществление, возможность быстро стабилизировать ситуацию в конфликтных группах. Применение авторитарного стиля руководства может быть эффективным в случае, когда коллективом решаются рутинные, однообразные задачи, когда существует большой разрыв в уровне образования и компетентности руководителя и подчинённых, когда подчинённые мотивированы на материальное вознаграждение. В авторитарно руководимых коллективах производительность труда может быть намного выше, чем в демократически руководимых коллективах.
Основными недостатками авторитарного стиля руководства являются:
- риск принятия ошибочных
решений единолично
- перегруженность руководителя;
- ограничение самостоятельной
и инициативной деятельности
подчинённых, возможностей
- резкое снижение
- усиление напряжения
в коллективе, создание конфликтных
ситуаций и возникновение
- неудовлетворённость
В современных условиях при возрастающей роли субъективного фактора и возросшем интеллекте работников жёстко авторитарный стиль руководства становится неприемлемым. В наши дни быть автократом – признак скорее слабости, нежели силы. Автократ нередко всё ещё выглядит уверенным в себе, но уже нетрудно обнаружить его некую растерянность, неумение приспособиться к изменяющейся обстановке, неспособность отказаться от традиционной привычки замыкать все связи на себе, строить отношения с подчинёнными на доверии и уважении.
Демократический стиль руководства, в отличие от авторитарного, предполагает:
- предоставление подчинённым
самостоятельности,
- привлечение их к таким видам деятельности, как постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений;
- создание необходимых для выполнения работы предпосылок и справедливая оценка их усилий;
- уважительное отношение к людям и забота об их потребностях.
Руководитель, придерживающийся
демократического стиля руководства,
как правило, занимается наиболее сложными
и важными вопросами выработки
стратегии, прогнозирования и
Свои полномочия руководитель демократического стиля реализует посредством убеждения и внушения, а не с помощью атрибутов власти и административных методов и способов воздействия на персонал. Прибегая к неоспоримым аргументам, с помощью известных и значимых для подчинённых фактов руководитель доказывает им верность своих решений, разумность того или иного типа поведения.
Демократический стиль руководства не противоречит принципу единоначалия и ни в коей мере не ослабляет власти руководителя, а скорее, наоборот, благоприятствует возрастанию его реальной власти и авторитета. Всё здесь сводится к тому, чтобы управлять персоналом без грубого нажима и ненужного подчёркивания атрибутов официальной власти, опираясь на способности и квалификацию, мотивы и стимулы подчинённых и считаясь с их достоинством. Поощряя инициативу снизу и подчёркивая своё уважение к подчинённым, он даёт указания не в форме предписаний, а в виде предложений, советов или даже просьб, не только прислушивается к их мнению, но и учитывает его. Контроль за деятельностью подчинённых осуществляет не единолично, а с привлечением членов самого коллектива. Стремление считаться с мнением подчинённых и коллег объясняется, как правило, отнюдь не отсутствием собственного мнения или желания разделить ответственность, а твёрдой убеждённостью в том, что в умело организованном процессе обсуждения всегда могут быть найдены оптимальные решения.
Руководитель демократического стиля предоставляет сотрудникам возможности для проявления своей самостоятельности, но никогда не идёт у них «на поводу». Он, как правило, не вникает в детали работы сотрудников, не навязывает им мелкой опеки и контроля, но постепенно ставит новые задачи, подчёркивает свой интерес к их работе, при необходимости координирует их деятельность и даёт советы, систематически контролирует и т.д. Руководитель – демократ всегда считается с мнением специалистов.
Демократический стиль руководства поощряет творческую активность подчинённых, способствует созданию атмосферы взаимного доверия и сотрудничества, в которой сотрудники в полной мере осознают свою значимость и ответственность в решении задач, стоящих перед коллективом, дисциплина трансформируется в самодисциплину.
Преимуществами
Однако и демократический стиль руководства имеет свои недостатки. Он, например, непригоден в экстремальных ситуациях, когда нет времени для дискуссий и обсуждений, когда требуется быстрое единоличное и директивное решение. Недостатком является риск замедления принятия решений и наличие многочисленных условий эффективности данного стиля. Демократический стиль руководства требует много времени на разработку и согласование управленческого контроля и иногда приводит к безответственности.
Обычно демократический стиль руководства применяется в том случае, когда подчинённые профессиональны и хорошо разбираются в выполняемой работе, а также могут внести в неё новизну и творческий подход.
Либеральный стиль руководства отличают отсутствие размаха в деятельности руководителя, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принять на себя ответственность за решения и их последствия. Следующий этому стилю руководитель мало вмешивается в дела подчинённых и вообще не проявляет особой активности, выступает в основном в роли посредника во взаимоотношениях с другими коллективами. Как правило, он очень осторожен, видимо, по причине того, что не уверен в своей компетентности, а значит, и в положении, занимаемом в служебной иерархии. Либеральный руководитель непоследователен в действиях, легко поддаётся влиянию окружающих, склонен уступать обстоятельствам и смиряться с ними, может без серьёзных оснований отметить ранее приятное решение.
Либеральному стилю управления присущи: стремление руководителя уклоняться от принятия решений или переложить эту задачу на других, а также его абсолютное безучастное отношение к делам коллектива. Руководитель, избравший такой стиль, обычно предоставляет полную свободу действий своим подчинённым, пуская их работу на самотёк. Он приветлив в общении с сотрудниками, но играет пассивную роль, не проявляя инициативы. Необходимую информацию он даёт сотрудникам только по их просьбе. В крайнем выражении либеральный стиль означает отсутствие руководства, поскольку руководитель полностью устраняется от своей управленческой роли.
Для такого руководителя характерны:
- отсутствие похвалы и порицаний;
- полная устранённость от дел коллектива;
- отсутствие сотрудничества.
Члены коллектива работают самостоятельно, руководитель сам, по сути, является рядовым членом коллектива. Он не проявляет сколько-нибудь выраженных организаторских способностей, нерегулярно и слабо контролирует и регулирует действия подчинённых, и, как следствие, его решения задач не отличаются достаточной результативностью.
Во взаимоотношениях с
подчинёнными руководитель-либерал
отменно вежлив и доброжелателен,
относится к ним уважительно,
старается помочь в разрешении их
проблем. Готов выслушивать критику
и соображения, но большей частью
оказывается несостоятельным