ВВЕРХ ПО СТУПЕНЯМ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:45, статья

Краткое описание

Эдвард Деминг, известный гуру в области качества управления, стоявший у истоков послевоенного японского чуда, говорил, что 96% проблем с качеством продукции или услуги обусловлены некачественным управлением. И для нас тоже давно пришла пора не только задуматься о качестве управления предприятиями, организациями, территориями и т.д., но системно и научно-обосновано решать эту проблему. А решение этой проблемы, как и во времена Деминга, лежит в подготовке управленческих кадров, которая соответствовала бы уровню и сложности их деятельности и решаемых ими управленческих задач.

Файлы: 1 файл

C-_Documents and Settings_lobanovann_Мои документы_САЙТ_Статьи_3 Аниськина, Федосеева МВА.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Нина  Аниськина, Татьяна  Федосеева 

ВВЕРХ ПО СТУПЕНЯМ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Выбирем: «Менеджер по качеству управления организацией»  или МВА 

      Эдвард  Деминг, известный гуру в области  качества управления, стоявший у истоков  послевоенного японского чуда, говорил, что 96% проблем с качеством продукции или услуги обусловлены некачественным управлением. И для нас тоже давно пришла пора не только задуматься о качестве управления предприятиями, организациями, территориями и т.д., но системно и научно-обосновано решать эту проблему. А решение этой проблемы, как и во времена Деминга, лежит в подготовке управленческих кадров, которая соответствовала бы уровню и сложности их деятельности и решаемых ими управленческих задач.

      Сложность и изменчивость внешней среды, растущая рыночная динамика и развитая конкуренция, насыщенная инновационными преобразованиями экономика и высокий интерес со стороны инвестиционных компаний к российскому предпринимательству – все это как в управлении крупными корпорациями, так и малым и средним бизнесом существенно повышает значение стратегического управления и обнажает проблему отсутствия качественной подготовки менеджеров-дженералистов. Молодые звезды, восходящие на небосклоне нашей экономики, - скорее исключение, чем правило. Их успех – результат их таланта, трудолюбия и образования, полученного, как правило, на Западе. Но, как в начале прошлого века, когда русские купцы-промышленники, озаботившись отсутствием отечественных инженерных кадров, начали интенсивно развивать техническое образование в России, мы сейчас вступили в период формирования собственной школы высших руководителей.

      И здесь вопрос не в том, чтобы запустить  программу с набором дисциплин, определенных соответствующим образовательным  стандартом. Сегодня это делает практически  каждый вуз. Только вот умненькие и симпатичные менеджеры-выпускницы идут устраиваться на работу секретарями-референтами, а амбициозные, но, к сожалению, не опытные, менеджеры-выпускники продают нам аппаратуру, компьютеры, автомобили.  Пришла пора целенаправленного и системного формирования управленческой элиты на основе элитного образования.

      Начало  этим процессам в России положила запущенная в конце 90-х программа  подготовки управленческих кадров. Затем  – эксперимент в ряде вузов  по МВА. Нельзя сказать, что это не дало свои результаты. Безусловно, дало. Но, во-первых, масштаб потребности экономики был существенно больше, а во-вторых, вузы, реализующие эти программы, очень трудно отходили от привычного для них знаниевого (ориентированного на передачу информации) подхода к образованию.

      Чтобы сохранить позиции на рынке и стабильно развивать свой бизнес, первому лицу недостаточно осуществлять только тактическое и оперативно управление. Высший менеджмент организации должен не только знать, но и уметь анализировать внешнюю среду, как на макро, так и на микро уровне, формировать портфель стратегических альтернатив, осуществлять выбор стратегии и координацию процесса ее реализации, обеспечивать стратегические задачи всеми видами ресурсов, включая кадровые, а главное, найти на все это время. Поэтому необходимо освободить первое лицо от вопросов оперативного управления компанией, включив в процесс управления команду и четко распределив обязанности. Но потребует ли это расширения штата заместителей первого руководителя или перестройки системы управления путем введения принципиально новых форм организации, в частности ужесточение контроля, а также насаждения неизвестных и до конца неосознанных норм внутренней корпоративной культуры? Для ответа на эти вопросы знания одной теории недостаточно.

      Так как же необходимо готовить руководителей, способных качественно управлять современной организацией, владеющих эффективными механизмами управления, методами и средствами реализации своих идей на практике? И что делает в этом направлении Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П.Пастухова?

Команда преподавателей-консультантов Академии Пастухова еще в середине 80-х  осознала необходимость в работе с руководителями замены традиционной концепции обучения «От знания к деятельности» на противоположную «От деятельности к знанию» и начала апробацию нового подхода на практике. Тогда же для реализации этого подхода Вячеславом Дудченко был разработан эффективный инструмент – инновационная игра (ИНИ), о которой мы уже достаточно много писали в предыдущих номерах Вестника.

      Инновационная игра, в отличие от деловых, ролевых, имитационных игр, не предполагает известного заранее содержательного результата или строгого алгоритма. Это технология решения сложных слабоструктурированных задач с использованием групповой динамики. Преподаватели здесь выступают в первую очередь как консультанты по эффективной организации коллективной работы над поставленными перед группой задачами, и только во вторую как носители содержательного знания, которое дается очень дозировано, только при возникновении соответствующего запроса.

      Поэтому на выходе участник такого образовательного процесса получает не только приращение в знаниях по данной проблеме, но и (что наиболее ценно для категории  высших руководителей!) умения и навыки организационного социально-психологического управления коллективом, выстраивания эффективных коммуникаций, проводит аудит арсенала своих личных средств и методов для решения проблем в управленческой деятельности, формирует новые для себя средства, учится держать удар.

      Наряду  с ИНИ деятельностный подход к  обучению мы обеспечиваем за счет проектной  его организации. Вся программа  обучения – это шаги реального  проекта, на выходе которого конкретное изменение в организации лица, его выполняющего.

Содержательное  наполнение программы обусловлено  необходимым набором знаний, определенным образовательным стандартом или  государственными требованиями. Но помимо теоретического знания управленцам  нужен набор инструментов и методов  по каждому разделу программы. В организационно-методическом плане для успешного управления предприятиями и организациями любой сферы деятельности, любого объема существует отработанный и апробированный на опыте многих зарубежных и отечественных предприятий инструментарий, представленный в виде международных стандартов на системы менеджмента. Это серии международных стандартов ISO 9000 (Системы менеджмента качества), ISO 14000 (системы экологического менеджмента), OHSAS 18000 (менеджмент профессиональной безопасности и здоровья), ISO 27000 (системы информационной безопасности), ISO 32000 (менеджмент рисков) и много других, включая отраслевые стандарты. Системы управления организаций на основе двух или более стандартов менеджмента получили название интегрированных.

      В зону ответственности интегрированных систем менеджмента попадает качественное управление всей деятельностью организации, экологической безопасностью производственных процессов и продукции, профессиональной безопасностью сотрудников на рабочих местах, обеспечением защиты информации, корпоративная социальная ответственность, использование в управлении критических контрольных точек. Создавая интегрированную систему менеджмента на предприятии, первый руководитель фактически обеспечивает стабильность, способствует разграничению и согласованию границ ответственности, а значит, обеспечению прозрачности управления, обеспечению порядка в деятельности, а, соответственно, гарантированному результату.

      Результатом является как качество продукта деятельности предприятия (организации), например, продукция или услуга с заданными параметрами качества, так и достижение поставленных целей. Чтобы у первого лица компании была возможность полноценно осуществлять стратегическое управление, участвуя на уровне тактического и оперативного в функции координатора, ему нужна интегрированная система менеджмента, разработанная с учетом масштабов, сферы деятельности предприятия (организации), сложности производственных процессов, особенностей ее влияния на окружающую среду, а также значимости и положения на международном, федеральном и региональном уровне. Построить такую систему - значит овладеть инструментом успешного управления компанией в современных условиях.

Академия  Пастухова традиционно решала задачу повышения управленческой квалификации высшего руководства предприятий и организаций через включение в соответствующие блоки корпоративных проектов, реализуемых по заказам предприятий. Например, при реализации проектов разработки и внедрения систем менеджмента качества (интегрированных систем менеджмента), в проектах реструктуризации предприятий, при внедрении системы управления ресурсами в производстве и т.д. Однако сегодня молодым руководителям часто не достаточно фрагментарной управленческой подготовки в рамках того или иного проекта. Все чаще стали появляться запросы на систематизированное и престижное управленческое образование.

      Поэтому команда преподавателей-консультантов  академии, проанализировав недостатки российской практики, опыт зарубежных партнеров, и многолетнюю собственную  положительную практику, приготовила к новому учебному году для менеджеров-дженералистов две программы. Первая программа – «Мастер делового администрирования – Master of business administration (МВА)» со специализацией «Управление предприятием на основе международных стандартов в области менеджмента». Вторая – программа дополнительного профессионального образования с присвоением новой квалификации «Менеджер по качеству управления организацией». Руководитель, имеющий высшее образование, в зависимости от своего уровня в управленческой иерархии и управленческих амбиций может выбрать ту или другую программу. Но каждая из них, помимо основного диплома дает возможность получить еще целую серию международных сертификатов, обеспечивающих признание полученного образования за рубежом.

«Мастер делового администрирования – Master of business administration (МВА)» - степень, признанная на международном уровне в сфере управления бизнесом. Программа для получения этой степени регламентируется государственными требованиями, в которых базовыми являются положения о подготовке профессиональных управляющих общего профиля (менеджеров-дженералистов) и дополнительная функциональная или иная специализация. Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П.Пастухова предлагает специализацию «Управление предприятием на основе международных стандартов в области менеджмента» в соответствии со своим профилем и современными мировыми тенденциями управления.

      Программа МВА направлена на:

  • формирование профессиональных управляющих (руководителей) на основе усиления и развития предыдущего опыта работы в бизнесе и менеджменте,
  • приобретение на продвинутом уровне новых знаний об организациях, действующих в современной деловой среде, о современных практиках управления, о системе международных стандартов, регламентирующих менеджмент предприятий,
  • выработку компетенций по их применению в различных, в том числе, не типичных деловых ситуациях,
  • формирование способности к управлению в условиях перманентных изменений и неопределенности.

    МВА готовит слушателей к ролям лидеров и реформаторов в организациях; развивает у них стратегическое мышление, предпринимательские навыки, способности к инновациям; формирует умение применять знания в области бизнеса и менеджмента к комплексным деловым проблемам в разных ситуациях; вырабатывает и развивает межличностные навыки работы в группах; формирует способность к самоменеджменту, непрерывному обучению и личностному развитию.

      Основные  формы обучения: инновационные семинары, мастер-классы, круглые столы по обмену опытом, тренинги, - направлены на решение практических задач, стоящих перед современными управляющими. Высокий уровень обеспеченности учебно-методическими пособиями, среди которых доминируют электронные учебники, позволяет слушателям изучать необходимый теоретический материал и решать учебные задачи без отрыва от работы. При создании электронных курсов командой разработчиков введена рубрика: «Менеджмент качества в вопросах и ответах», где рассмотрены наиболее актуальные и часто встречающиеся вопросы, а также ошибки при построении систем и различные практические ситуации. Активно-дистанционная форма реализации программы позволяет основной объем времени, отведенный на обучение в аудитории уделить проработке проектов слушателей, дискуссиям, тренингам по саморазвитию, развитию команд.

      Кроме преподавателей-консультантов академии (специалистов по интегрированным системам менеджмента) в составе команды  тренеров по МВА входят руководители российских и зарубежных предприятий, руководители международных проектов. Во время обучения предусмотрено ознакомление слушателей с лучшими международными практиками менеджмента, в частности с австрийской практикой применения международных стандартов для управления промышленными предприятиями, шведской практикой по управлению проектами, хорватской – по менеджменту в сфере услуг на основе международных стандартов.

      На  программу МВА принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование (по любой специальности или направлению подготовки) и стаж практической работы не менее двух лет. Программа построена по модульному принципу, обучение по ней проводится поэтапно в виде ежемесячных сессий, с частичным отрывом от работы и продолжается 4 семестра (2 года).

      Отбор слушателей на программу МВА проходит по конкурсу. Вступительные испытания включают в себя:

    • интервью (при наличии 2-х рекомендательных писем) или тестирование по основам менеджмента;
    • презентацию производственной и личной задач слушателя, определенных им для выполнения во время обучения по программе;
    • собеседование по английскому языку. 

Информация о работе ВВЕРХ ПО СТУПЕНЯМ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА