Понятие и виды риска. Эффективность процесса менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 11:28, контрольная работа

Краткое описание

Любая производственная, коммерческая и финансовая деятельность всегда связана с определенным риском, т. е. возможностью непредвиденного изменения результатов работы, как ухудшающих, так и улучшающих положение организации. Таким образом, риск - возможность неудачи или вероятность успеха выбора того или иного управленческого решения, характеризующиеся наступлением ущерба или выгоды, ее мера.

Оглавление

1.Понятие и виды риска 3
2. Эффективность процесса менеджмента. 7
Задача. 12
Тест. 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 666.41 Кб (Скачать)

 

Содержание

1.Понятие  и виды риска 3

2. Эффективность  процесса менеджмента. 7

Задача. 12

Тест. 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и виды риска

Любая производственная, коммерческая и финансовая деятельность всегда связана с определенным риском, т. е. возможностью непредвиденного изменения результатов работы, как ухудшающих, так и улучшающих положение организации. Таким образом, риск - возможность неудачи или вероятность успеха выбора того или иного управленческого решения, характеризующиеся наступлением ущерба или выгоды, ее мера.

О риске можно говорить, когда существует возможность расхождения между желаемыми и фактическими результатами. Положительное расхождение может быть охарактеризовано как шанс получить дополнительный доход, а поэтому стимулирует деловую активность предпринимателей, отрицательное - как ущерб.

Риск исчисляется математическими  методами на основе теории вероятности  и закона больших чисел или  оценивается субъективно путем сопоставления ожидаемых доходов и потерь. Количественно абсолютная величина риска определяется как произведение вероятности его наступления на размер ожидаемого ущерба (выигрыша). В относительных показателях риск выражается, например, путем соотнесения величины возможных потерь (выигрыша) с объемом производства (продаж) или собственных средств.

Причиной риска является неопределенность ситуации, т. е. неполное или неточное представление о значениях различных параметров организации или деятельности в будущем, об условиях реализации решения и связанных с ним затратах. В то же время нужно отличать непредвидимое в принципе от непредвидимого по каким-то причинам в данный момент. Такая неопределенность может быть обусловлена случайностями, нехваткой информации, психологическими особенностями личности предпринимателей, менеджеров, рядовых исполнителей.

Из-за неопределенности условий  деятельности фирмы и невозможности предвидеть и знать все риск становится неотъемлемым элементом любого управленческого решения.

Риск можно предотвратить, переложить на других, но полностью избежать его нельзя.

Выделяют следующие функции  риска: инновационную; регулирующую; защитную; аналитическую.

Можно дать следующую классификацию  рисков.

С точки зрения источника возникновения: внутренние, внешние.

По степени опасности для фирмы выделяют  допустимый (возможность несения текущих убытков), критический (угроза полной потери прибыли), катастрофический риск (банкротство).

С точки зрения целесообразности можно говорить об оправданном и неоправданном рисках, границы между которыми достаточно условны.

По возможности избежать потерь риски могут быть преодолимыми и непреодолимыми. Последние бывают страхуемыми и нестрахуемыми.

По причинам возникновения выделяют:

1) политические риски. Они могут быть национальными, региональными, международными;

2) технические риски;

3) производственные риски;

4) предпринимательские риски;

5) отраслевые риски;

6) естественные риски;

7) коммерческие риски;

8) инфляционный риск;

9) инновационный риск;

10) валютный риск. Основной разновидностью является экономический риск, обусловленный тем, что расходы и доходы имеют место в разных валютах. Косвенный риск - это риск неконкурентоспособности по сравнению с иностранными производителями;

11) инвестиционный риск - это риск потери инвестируемого капитала и ожидаемого дохода, его снижения;

12) кредитные риски. Разновидностями кредитных рисков являются торговый (неуплата долга) и банковский (неплатежеспособность);

13) процентные риски. На процентный риск влияют темпы экономического роста, инфляция, государственный долг, политика правительства. Нужно иметь в виду, что общий риск по всем позициям может быть больше суммы частных.

Базовыми методами риск-менеджмента являются отказ от риска, снижение, передача и принятие. Риск-инструментарий значительно шире. Он включает политические, организационные, правовые, экономические, социальные инструменты, причем риск-менеджмент как система допускает возможность одновременного применения нескольких методов и инструментов риск-управления. [1, c.475-480]

 Каждая фирма в зависимости  от специфики организации производства, вида хозяйственной деятельности  применяет собственные специфические  методы снижения или нейтрализации  рисков. К ним относятся:

• уклонение от риска, что часто выражается в потере доходности проекта. Данный метод не всегда работает на практике, особенно в случаях, когда речь идет об инновационных продуктах:

• передача или распределение риска, позволяющие снизить индивидуальный риск участников проекта:

• страхование рисков — как правило, путем заключения договоров со страховыми компаниями;

• самострахование, когда фирма создает собственный страховой фонд для компенсации потерь в результате возникновения страховых случаев, например ущерба, вызванного аварией или техногенными катастрофами;

• диверсификация рисков (например, осуществление диверсификации финансовых вложений проявляется в приобретении инвесторами разных финансовых активов, что снижает степень совокупною риска и проявляется в распределении средств между различными обтлктами вложения капитала, непосредственно не связанными между собой):

• предупреждение и контроль вероятных потерь',

• хеджирование рисков (заключение встречных договоров, позволяющих зафиксировать па определенном уровне риск возможных потерь: цену приобретения или продажи продукции). Снижая риск изменения ценовой (рыночной) конъюнктуры при помощи заключения срочных контрактов (среди них наибольшее распространение получили фьючерсные контракты и опционы), хеджирование позволяет: во-первых, защитить предпринимателей от рыночной неопределенности, во-вторых, обеспечить стабильные продажи или покупки необходимой продукции. Управление и планирование финансово-хозяйственной деятельности компании предполагают учет вероятности возникновения рисков и способов (методов) сведения этих рисков к минимуму. [2., c.110-111].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Эффективность процесса менеджмента.

Эффективность менеджмента - сложное и многообразное понятие, смысл которого заключается в том, что весь процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, должен производиться с наименьшими издержками или с наибольшей результативностью (производительностью). Материальные, трудовые и финансовые ресурсы должны преобразовываться в товары, услуги и т. д. Для этого существует организация, которая должна обеспечить это преобразование не только с выгодой для потребителя, но и для самой себя. Иными словами, затраты на преобразование должны быть меньше, чем стоимость результата. В этом и заключается сущность понятия эффекта и эффективной деятельности. Хороший менеджер видит организацию как систему зависящих друг от друга элементов, результативность функционирования которых зависит от непрерывного развития и движения этой системы.

Основными критериями эффективного управления является определенная множественность  показателей, характеризующих результативность работающих организационных систем и подсистем. Конечный результат  управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой  результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование  производства, бизнеса и организации  в целом. Эффект управления складывается из трех составляющих:

  • экономический эффект - вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;
  • социально-экономический эффект - имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект);
  • социальный эффект - вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта.

Общий эффект можно условно  принять за сумму трех эффектов. Условно, так как показатели эффекта  измеряются по-разному, и напрямую сложить  их не представляется возможным. [3]

Экономические показатели эффективности  управления:

 

  • Эу — показатель эффективности;
  • Zу - затраты на управление;
  • П — прибыль организации.

 

  • Кy — коэффициент численности управленческих работников;
  • Чy - численность работников управления;
  • Ч — общая численность работников организации.

 

  • К3 — коэффициент затрат на управление;
  • Зу — затраты на управление;
  • 3 — общие затраты организации.

 

  • Кэп — коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции (оказываемых услуг);
  • ОП — количество или объем выпускаемой продукции (оказываемых услуг). [4]

Эффективность управления, как социально-экономическая категория, - это результативность данной деятельности, степень рационального использования  материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Функциональная роль эффективности  управления – отражать уровень и  динамику его развития, качественную и количественную стороны данного  процесса.

Эффективность можно различать  как потенциальную и реальную. Потенциальная эффективность оценивается предварительно, реальная определяется полученными на практике результатами.

Эффективность управления бывает тактической и стратегической. Тактическая эффективность отражает получение эффекта в ближайшем времени, стратегическая в будущем.

В достижении высокой эффективности  менеджмента большую роль играют характеристики системы, механизма  и процесса (технологии) менеджмента. Однако, эффективность менеджмента  всегда изменчива и определяется не только внутренними факторами, но и внешними – состоянием экономики, конкуренцией, социально политической обстановки и др. При этом внешняя и внутренняя эффективность менеджмента должны быть сбалансированы.

Современная наука выделяет три группы основных принципов, определяющих эффективность менеджмента.

Принципы приоритетов  в менеджменте. Главными из них являются:

  • приоритеты человеческого фактора – мотивированная деятельность, профессионализм;
  • принципы критических факторов – учет фактора времени, развитие информационных технологий, корпоративность, как форма эффективного сотрудничества и партнерства;
  • основные принципы ориентирования – управленческая деятельность включает в себя разработку цели, миссии и стратегии менеджмента, обеспечение качества, создание условий творчества (система «думай сам») и др. [5]

Эффективность - результат, выраженный стоимостными показателями, является экономическим эффектом, характеризующимся  приростом дохода, увеличением прибыли. Эффективность представляет собой  соотношение эффекта или достигнутого результата и затрат на их получение.

Эффективность = Эффект/Затраты

При управлении стремятся  к максимальному сокращению затрат и к максимальному повышению  всех видов эффектов. Затраты в  организации не однородны и не всегда являются в чистом виде деньгами (хотя всегда стараются перевести  их в денежную форму).

Обычно затраты подразделяют на:

  • материальные затраты (сырье, полуфабрикаты) и энергия;
  • трудовые затраты (время работы и квалификация работников);
  • финансовые ресурсы или деньги и их эквиваленты (например, ценные бумаги).

Эффективность можно увеличить  уменьшением любого из перечисленных  ресурсов, и эти пути весьма разнообразны. Используя компьютерную технику, можно  уменьшить трудовые ресурсы и  более экономно расходовать материальные (например, за счет уменьшения отходов  производства путем электронного раскроя  материала). Однако для внедрения  такой техники финансовые затраты  должны быть увеличены.

Наиболее важным источником затрат является аппарат управления. Эффективность деятельности менеджеров напрямую довольно сложно измерить, так  как между решением и результатом  проходит время и множество преобразований. Необоснованные управленческие решения  имеют большую разрушительную силу. Они могут подорвать не только организацию, но и социально-экономическую  систему (например, градообразующие  предприятия и их деятельность). Решения могут быть неэффективными вследствие неправильно выставленных целей, нехватки ресурсов, плохого выполнения работ и т. д.

Информация о работе Понятие и виды риска. Эффективность процесса менеджмента