Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 16:14, курсовая работа
Управление персоналом - сфера деятельности руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, направленная на повышение эффективности работы организации за счет повышения эффективности работы с ее сотрудниками психологическими, правовыми, экономическими и другими методами.
Введение 3
1. Понятие мотивации. Исторический аспект проблемы 5
2. Виды мотивации 7
3. Мотивация и стимулирование труда 14
3.1. Характеристика потребностей человека……………………….....………………15
3.2. Сущность и значение мотивации и стимулирования труда в управлении персоналом………………….………………………………………………..…….18
4. Основные цели и базовые принципы построения системы стимулирования сотрудников 29
5. Теории мотивации 32
5.1. Содержательные теории мотивации……………………………………………...33
5.2. Процессуальные теории мотивации……………………………………………...38
6. Использование мотивационных механизмов в практике менеджмента 42
Заключение 48
Приложения 49
Список использованных источников 54
Многие существующие программы стимулирования труда постепенно перестают удовлетворять руководство организаций. Они просто неэффективны. И их низкая эффективность определяется следующими основными причинами:
Более
того, во многих организациях независимо
от того. Что происходит с их доходами,
подчас затраты на оплату труда неумолимо
растут и растут, причем с заранее
прогнозируемым интервалом, а вот
когда уже невозможно поддерживать
конкурентный уровень себестоимости
выпускаемой продукции или
Основные цели системы стимулирования персонала:
Базовые принципы построения системы стимулирования персонала:
Система стимулирования персонала современной организации имеет весьма сложные формы.
Разнообразные
теории трудовой мотивации, в частности,
теория А.Маслоу, дают в принципе понимание
того, что же нужно делать руководителю
организации для мотивации
Чтобы эффективно выполнять функцию мотивации, менеджеры должны понимать существующие теории трудовой мотивации. Сегодня их насчитывается не один десяток. Выделяют теории содержания и теории процесса мотивации. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Более современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Важно понять, что хотя эти теории и расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими. Теории мотивации эффективно используются в решении ежедневно возникающих задач побуждения людей к эффективному труду.
Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности и факторы, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы.
Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются теория иерархии потребностей, разработанная А.Х.Маслоу, теория двух факторов Ф.Герцберга, теория приобретенных потребностей Д.Мак-Клелланда.
Иерархическая теория, предложенная в 40-е гг. психологом Абрахамом Маслоу, утверждает, что пять основных типов потребностей образуют иерархическую структуру, которая во многом определяет поведение человека. Пирамида потребностей: нижние ее ступени образуют первичные потребности (базовые). Потребности третьей, четвертой и пятой ступеней являются высшими. На рис.1. Приложения 1 показана иерархия потребностей по А.Маслоу.
По теории А.Маслоу все эти потребности расположены в виде иерархической структуры, этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
Однако
иерархическая структура
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Самая
высокая потребность –
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
Модель иерархии потребностей А.Маслоу в свое время подвергалась критике, однако ею пользуются и сейчас в практических целях, а ее автор стал одним из классиков теории мотивации.
Двухфакторная теория Фредерика Герцберга. Ф.Герцберг во второй половине 50-х гг. предложил модель мотивации, выделив две группы факторов:
1) гигиенические (внешние по отношению к работе), которые снимают неудовлетворенность работой;
2) факторы мотивации (внутренние, присущие самой работе).
Гигиенические
факторы связаны с
К первой группе относятся:
- достаточная заработная плата;
-
уважительное отношение
- нормальные взаимоотношения в коллективе.
Эти факторы, если они присутствуют, всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности у работника, но сами по себе не являются факторами-мотиваторами.
Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов (вторая группа): ощущение успеха, признание со стороны окружающих, рост возможностей (возможность делового и творческого роста).
Ф.Герцберг полагает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда считает их реализацию неадекватной или несправедливой.
Обследования,
проводимые Центральной научно-
Для отдельных людей гигиенические факторы не имеют значения (для аскетов, примитивных людей с низкими потребностями и т.д.). Но люди, проявляющие аскетизм, встречаются не очень часто, и поэтому важное значение приобретает создание нормальных, достойных человека условий труда. Низкая заработная плата также развращает людей, которые привыкают плохо относиться к выполняемым обязанностям и, как следствие, теряют свою квалификацию.
Теория приобретенных потребностей Дэвида МакЛелланда. Широко распространенной концепцией потребностей является концепция Д.МакКлелланда (70-е гг. ХХ в.), связанная с изучением и описанием влияния соучастия и потребностей достижения и властвования. Они достаточно сильно воздействуют на поведение человека, заставляя его осуществлять действия, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей.
При
этом МакКлелланд рассматривает
указанные потребности как
Потребность власти – желание воздействовать на других людей. Испытывающие такую потребность чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, отстаивающие свои позиции, не боящиеся конфронтации. Они требуют к себе повышенного внимания. Их часто привлекает управление, так как дает возможность проявить и реализовать себя. Этих людей надо заблаговременно готовить к занятию управленческих должностей.
Информация о работе Использование мотивационных механизмов в практике менеджмента