Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 16:14, курсовая работа
Управление персоналом - сфера деятельности руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, направленная на повышение эффективности работы организации за счет повышения эффективности работы с ее сотрудниками психологическими, правовыми, экономическими и другими методами.
Введение 3
1. Понятие мотивации. Исторический аспект проблемы 5
2. Виды мотивации 7
3. Мотивация и стимулирование труда 14
3.1. Характеристика потребностей человека……………………….....………………15
3.2. Сущность и значение мотивации и стимулирования труда в управлении персоналом………………….………………………………………………..…….18
4. Основные цели и базовые принципы построения системы стимулирования сотрудников 29
5. Теории мотивации 32
5.1. Содержательные теории мотивации……………………………………………...33
5.2. Процессуальные теории мотивации……………………………………………...38
6. Использование мотивационных механизмов в практике менеджмента 42
Заключение 48
Приложения 49
Список использованных источников 54
Стимул – это внешнее побуждение к действию, причиной которого является интерес (материальный, моральный, личный или групповой), чаще всего материальное вознаграждение определенной формы. Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или, что он желал бы получить в результате определенных действий. На многие стимулы человек реагирует не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю.
Процесс
использования различных
Процесс использования стимулов на разных этапах организации и управления производством также должен быть различным. Наибольшее распространение стимулирование приобрело в производственных подразделениях, занятых изготовлением товаров и их поставкой на рынок. Мотивация и стимулирование персонала оказывают значительное влияние на развитие у работников таких важных характеристик их трудовой деятельности, как качество работы, результативность, старание, усердие, настойчивость, добросовестность и т.д.
Перечислим общие стимулы, побуждающие человека лучше работать: деньги; уважение; самоутверждение; чувство принадлежности к организации; приятная рабочая обстановка; похвала; гибкий график работы; осознание себя членом команды; разрешение приходить на работу в повседневной одежде; возможность внесения идей и предложений; служебные командировки; необязательность командировок и поездок; возможность учиться; карьера; товарищеские отношения; признание заслуг; вознаграждение; возможность работать дома; скидки в магазинах компании; независимость; премии; творческая атмосфера; благодарность за сверхурочную работу; чувство уверенности в работе; сотрудничество с другими людьми; устоявшийся рабочий процесс; доверие руководства.
Учесть различие во вкусах и личных мнениях каждого удается редко, поэтому руководитель, как правило, стремится к повышению интегральной производительности. Если руководитель будет учитывать приведенные ниже факторы, у него есть шанс получить подтверждение максимального количества своих подчиненных.
Идеальная работа должна:
Спроектированная
в соответствии с этими принципами
работа обеспечивает внутреннее удовлетворение.
Это очень мощный мотивационный
фактор, который стимулирует
Стимулирование как метод воздействия на трудовое поведение опосредовано через его мотивацию. При стимулировании побуждение к труду происходит в форме компенсации за трудовые усилия. Воздействие через стимулы обычно оказывается сильнее прямого воздействия, но по своей организации оно сложнее последнего. Деление стимулов на «материальные» и «моральные» условно, поскольку они взаимосвязаны. Например, премия выступает и как акт признания по отношению к работнику, как оценка его заслуг, а не только материальное вознаграждение результатов труда. Иногда у работников ориентации на общение, принадлежность к определенному сообществу, престиж проявляются сильнее, чем ориентация на денежное вознаграждение.
У одного и того же человека не может быть всегда одна и та же мотивация, жизнь постоянно меняется, под ее влиянием меняются и личность, и связанная с ней мотивация как система побудительных сил.
Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека.
Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.
В зависимости от того что преследует мотивирование, какие задачи оно решает можно выделить два основных типа мотивирования.
Первый
тип состоит в том, что путем
внешних воздействий на человека
вызываются к действию определенные
мотивы, которые побуждают человека
осуществлять определенные действия,
приводящие к желательному для мотивирующего
субъекта результату. При данном типе
мотивирования надо хорошо знать
то, какие мотивы могут побуждать
человека к желательным действиям
и то, как вызывать эти мотивы.
Этот тип мотивирования во многом
напоминает вариант торговой сделки:
“Я даю тебе, что ты хочешь, а ты
даешь мне, что я хочу”. Если у
двух сторон не оказывается точек
взаимодействия, то и процесс мотивирования
не сможет состояться. Второй тип мотивирования
своей основной задачей имеет
формирование определенной мотивационной
структуры человека. В этом случае
основное внимание обращается на то, чтобы
развить и усилить желательные
для субъекта мотивирования мотивы
действии человека, и наоборот, ослабить
те мотивы, которые мешают эффективному
управлению человеком. Этот тип мотивирования
носит характер воспитательной и
образовательной работы и часто
не связан с какими-то конкретными
действиями или результатами, которые
ожидается получить от человека в
виде итога его деятельности. Второй
тип мотивирования требует
Первый и второй типы мотивирования не следует противопоставлять, так как в современной практике управления, прогрессивно управляемыми организации стремятся сочетать оба эти типа мотивирования.
Наиболее часто встречающаяся модель мотивации имеет три элемента:
1.
Потребности, которые
2.
Целенаправленное поведение - стремясь
удовлетворить свои
3.
Удовлетворение потребностей - понятие
“удовлетворение потребностей”
отражает позитивное чувство
облегчения и комфортного
В
менеджменте большое значение уделяется
также учету уровней мотивации.
На уровне удовлетворительного поведения
сотрудники достигают того минимума,
который оказывается приемлемым
для руководства. Для тех работников,
чей уровень мотивации
Первый этап - возникновение потребностей. Человек ощущает, что ему чего-то не хватает. Он решает предпринять какие-то действия.
Второй этап - поиск путей устранения потребностей, определение направлений действий, как именно и какими средствами можно удовлетворить потребность.
Третий этап – определение целей (направлений) действия. В соответствии с направленностью и силой проявления мотивов человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить, для того чтобы удовлетворить потребность.
Четвертый этап –
осуществление действия, т.е. затрата
усилий для осуществления действия,
позволяющего осуществить потребность.
При этом может происходить
Пятый этап - получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав необходимую работу, человек получает то, что он может использовать для удовлетворения потребности, либо то, что он может обменять на желаемое для него. Здесь выявляется, насколько выполнение действий обеспечило желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к деятельности.
Шестой этап - устранение потребности. Человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.
С
повышением роли человеческого фактора
появились психологические
Типичные проблемы, возникающие в организациях и связанные в той или иной мере с низкой мотивацией персонала:
Информация о работе Использование мотивационных механизмов в практике менеджмента