Использование мотивационных механизмов в практике менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Управление персоналом - сфера деятельности руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, направленная на повышение эффективности работы организации за счет повышения эффективности работы с ее сотрудниками психологическими, правовыми, экономическими и другими методами.

Оглавление

Введение 3

1. Понятие мотивации. Исторический аспект проблемы 5

2. Виды мотивации 7

3. Мотивация и стимулирование труда 14

3.1. Характеристика потребностей человека……………………….....………………15

3.2. Сущность и значение мотивации и стимулирования труда в управлении персоналом………………….………………………………………………..…….18

4. Основные цели и базовые принципы построения системы стимулирования сотрудников 29

5. Теории мотивации 32

5.1. Содержательные теории мотивации……………………………………………...33

5.2. Процессуальные теории мотивации……………………………………………...38

6. Использование мотивационных механизмов в практике менеджмента 42

Заключение 48

Приложения 49

Список использованных источников 54

Файлы: 1 файл

упр персон.docx

— 99.44 Кб (Скачать)

     Система человеческих потребностей является основой  совершенствования организации  и управления трудом в современном  производстве. Потребности людей  определяют производственное поведение  участников процесса труда. Современная  экономическая теория позволяет  классифицировать человеческие потребности  как первичные и вторичные. Первичные – физиологические, они заложены генетически. Конкретно это потребность в пище, тепле, отдыхе, сексуальном удовлетворении и пр. Вторичные потребности по своей природе носят психологический характер, они возникают в ходе познания и обретения жизненного опыта. Их еще называют социальными потребностями: потребность в успехе, уважении, власти, принадлежности к чему-либо или кому-либо и др. Это потребности высшего уровня по отношению к физиологическим.

     Потребности невозможно непосредственно наблюдать  или измерять. Об их существовании  можно судить лишь по поведению людей. Потребность это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она пробуждает в человеке состояние устремленности удовлетворить ее (побуждение к действию). Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняют. Если потребность не устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека. Психологи, наблюдая за людьми, определили, что потребности служат мотивом к действию. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности. Побуждение является поведенческим проявлением потребности и сконцентрированы на достижении цели. Цели в этом смысле — это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае, люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением (закон результата).

     Существует  взаимосвязь между этапами карьеры  работника и его потребностями (Приложение 1. табл. 1).

     Как с теоретических, наук и с практических позиций особенно важно обоснование  уровня удовлетворения потребностей. Можно выделить три основных уровня их удовлетворенности: минимальный, нормальный, роскошный.

     Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека и создает объективную возможность появления социальных и духовных потребностей. На большинстве отечественных предприятий до настоящего времени пока даже этот уровень потребностей не обеспечен для многих категорий работников, о чем свидетельствуют длительные невыплаты зарплаты, наличие трудовых конфликтов, коллективных забастовок, массовых манифестаций.

     Нормальный  уровень удовлетворения физиологических потребностей может быть установлен как объективно, так и субъективно. Объективной оценкой этого уровня может служить научно обоснованный потребительский бюджет, которому в полной мере должен соответствовать существующий в нашей стране минимальный уровень заработной платы.

     Уровнем роскоши можно считать значительное превышение нормального уровня удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей человека. В современных условиях этот уровень имеют крупнейшие российские предприниматели, члены семей которых своим укладом жизни и личным богатством демонстрируют свое высокое положение и превосходство над всеми остальными людьми.

     В природе не существует общей для  всех иерархии как физиологических, так и социальных, и духовных запросов. Все человеческие потребности существенно  зависят от индивидуальных особенностей людей, уровня развития их личных способностей, а также общих доходов и  многих других факторов, которые необходимо учитывать в действующих на отечественных  предприятиях и фирмах системах организации  труда производства5.

    1. Сущность  и значение мотивации и стимулирования труда в управлении персоналом

     Одна  из главных задач для предприятий  различных форм собственности - поиск  эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого  фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей  является их мотивация.

     В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к  деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакции воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

     Понятие мотивации тесно связано с  управлением. Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию.

     При планировании и организации работы менеджер определяет, что нужно выполнить  организации и когда, как и  кто, должен это сделать. Если выбор  этих решений сделан эффективно, то руководитель получает возможность  координировать усилия многих людей  и сообща реализовать потенциальные  возможности группы работников. Эффективная  работа предприятия - это, прежде всего  эффективная работа персонала от руководителя до рабочего, и поэтому  мотивационный фактор в достижении целей организации играет не маловажную роль.

     Менеджер  чтобы вести организацию к  поставленной цели должен "заставлять" людей выполнять определенные функции  и достигать намеченных результатов.

     Таким образом, мотивация - это процесс  побуждения каждого сотрудника и  всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих  потребностей и для достижения целей  организации.

     Основные  задачи мотивации:

  • формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
  • обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
  • формирование у руководителя оптимального подхода к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации
  • признание труда сотрудников, добившихся значительных результатов, в целях дальнейшего стимулирования их творческой активности;
  • демонстрация отношения фирмы к высоким результатам труда;
  • популяризация результатов труда сотрудников, получивших признание;
  • применение различных форм признания заслуг;
  • поднятие морального состояния через соответствующую форму признания;
  • обеспечение процесса повышения трудовой активности, являющегося целью руководства.

     Для решения этих задач необходим  анализ процесса мотивации в организациях, индивидуальной и групповой мотивации, если таковая имеется в зависимости  между ними, и изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям.

     Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть  три аспекта этого явления:

  • что в деятельности человека находиться в зависимости от мотивационного воздействия.
  • каково соотношение внутренних и внешних сил;
  • как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.

     Прежде  чем приступить к рассмотрению этих вопросов, остановимся на уяснении смысла основных понятий6.

     Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждение – это то, что человек считает себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения, которые даются организацией (денежные выплаты, продвижения по службе), и внутренние, получаемые посредством самой работы (чувство успеха при достижении цели, чувство содержательности и значимости выполняемой работы и др.).

     Следует различать понятия мотива и стимула.

     Мотив – побуждение к выполнению определенной деятельности или поступков, в основе которых лежат потребности человека.. Мотивы к труду формируются до начала профессиональной трудовой деятельности. Человек усваивает ценности и нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его отношения к труду. Мотив находиться «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Создание, поддержание и формирование условий для побуждения людей является достаточно сложным делом. Так как мотивы трансформируются в зависимости от особенностей работников, поставленных задач и времени. Однако имеют место общие принципы формирования и сохранения мотивации, и менеджер призван, по возможности, искать мотивацию персонала и в привлекательности труда, ее творческом характере, в высокой оплате труда, и в служебном росте. Поведение человека, как правило, определяется не одним мотивом, а их суммой, в рамках которой они находятся в конкретном отношении друг к другу по уровню взаимодействия на человека. Отсюда мотивационная структура индивида является основой претворения им в жизнь определенных действий. Эта структура характеризуется определенной стабильностью, но в то же время способна изменятся, в том числе сознательно, в зависимости от воспитания человека, образования и других факторов. Изучить эту структуру – это задача менеджера.

     Виды  мотивов к труду:

     1. Мотив социальности (потребность  быть в коллективе). Данный мотив  особенно характерен для восточного (японского) стиля управления  персоналом «групповая мораль». Потребность работать в «хорошем коллективе», по мнению многих социологов, входит в лидирующую группу ориентации работника в России.

     2. Мотив самоутверждения характерен  для значительного числа работников, преимущественно молодого и среднего  возраста. По мнению Герцберга,  он является собственно мотивирующим  фактором для сотрудников высокой  квалификации.

     3. Мотив самостоятельности присущ  работникам с «хозяйской» мотивацией, которые готовы жертвовать стабильностью,  а иногда и более высокими  заработками взамен установки  «быть хозяином и самостоятельно  вести свой бизнес».

     4. Мотив надежности (стабильности) присутствует  тогда, когда предпочтение отдается  стабильности бытия и деятельности. В силу различных причин (исторических, этнических и д.т.) доля россиян,  ориентирующихся на надежность  и стабильность, существенно выше  доли тех, кто предпочитает  риск и предпринимательство.

     5. Мотив приобретения нового (знаний, вещей и д.т.) лежит в основе  многих элементов воздействия.  Особенно он важен в среде  высококвалифицированных специалистов.

     6. Мотив справедливости. В каждом  обществе устанавливается свое  понимание справедливости. Однако  несоблюдение справедливости с  точки зрения работников ведет  к де6мотивации.

     7. Мотив состязательности как основа  организации соревнования на  предприятии один из сильнейших  мотивов, действующих во все  времена. Определенная степень  выражения состязательности генетически  присуща каждому человеку. При  малых затратах он дает ощутимый  экономический эффект.

     Система мотивов образует мотивацию поведения  человека.

     Мотивация выполняет также смыслообразующую функцию, сообщая определенный личностный смысл деятельности. Под мотивированием понимается обычно создание у исполнителей внутренних, т.е. психологических, побуждений к трудовой деятельности. При этом важнейшими факторами являются заинтересованность в труде, удовлетворенности трудом, потребность в труде7.

Информация о работе Использование мотивационных механизмов в практике менеджмента