Использование мотивационных механизмов в практике менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Управление персоналом - сфера деятельности руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, направленная на повышение эффективности работы организации за счет повышения эффективности работы с ее сотрудниками психологическими, правовыми, экономическими и другими методами.

Оглавление

Введение 3

1. Понятие мотивации. Исторический аспект проблемы 5

2. Виды мотивации 7

3. Мотивация и стимулирование труда 14

3.1. Характеристика потребностей человека……………………….....………………15

3.2. Сущность и значение мотивации и стимулирования труда в управлении персоналом………………….………………………………………………..…….18

4. Основные цели и базовые принципы построения системы стимулирования сотрудников 29

5. Теории мотивации 32

5.1. Содержательные теории мотивации……………………………………………...33

5.2. Процессуальные теории мотивации……………………………………………...38

6. Использование мотивационных механизмов в практике менеджмента 42

Заключение 48

Приложения 49

Список использованных источников 54

Файлы: 1 файл

упр персон.docx

— 99.44 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

   1. Понятие мотивации. Исторический аспект проблемы 5

   2. Виды мотивации 7

   3. Мотивация и стимулирование труда 14

     3.1. Характеристика потребностей человека……………………….....………………15

      3.2. Сущность  и значение мотивации и стимулирования  труда в управлении персоналом………………….………………………………………………..…….18

   4. Основные цели и базовые принципы построения системы стимулирования сотрудников 29

   5. Теории мотивации 32

     5.1. Содержательные теории мотивации……………………………………………...33

     5.2. Процессуальные теории мотивации……………………………………………...38

   6. Использование мотивационных механизмов в практике менеджмента 42

Заключение 48

Приложения 49

Список  использованных источников 54

     Введение

     Управление  персоналом – одна из важнейших составляющих частей современного менеджмента.
     Управление  персоналом - сфера деятельности руководящего состава организации, руководителей  и специалистов подразделений системы  управления персоналом, направленная на повышение эффективности работы организации за счет повышения эффективности  работы с ее сотрудниками психологическими, правовыми, экономическими и другими  методами. Управление персоналом заключатся:
     - в формировании системы управления персоналом;
     - в планировании кадровой работы;
     - в проведении маркетинга персонала;
     - в определении кадрового потенциала  и потребности организации в персонале.

     Среди комплекса проблем менеджмента  особую роль играет проблема совершенствования  управления персоналом фирмы. Задачей  этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и  разумного применения творческих сил  человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.

     Управление  персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения  в коллективе, социально-психологические  аспекты управления. Ключевое же место  занимает определение способов повышения  производительности, путей роста  творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.

     Незаметный  для неопытного глаза процесс  потери интереса работника к труду, его пассивность приносит такие  ощутимые результаты, как текучесть  кадров; руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые, в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает.

     Чтобы не допустить потерю потенциальных  прибылей, менеджер должен добиться максимальной отдачи от своих подчиненных. Для  эффективного управления таким дорогим  ресурсом как люди менеджеру необходимо выделить определенные параметры работы, поручаемой подчиненным, изменяя которые  он может воздействовать на психологические  состояния исполнителей, тем самым, мотивируя, либо демотивируя их.

     В общем случае мотивация - понятие, используемое для объяснения последовательности поведенческих действий, направленных на конкретную цель, которая может  меняться в зависимости от различных  обстоятельств, ситуаций. В понятие "мотивация" входят моменты активизации, управления и реализации целенаправленного  поведения человека. С помощью  мотивации можно ответить на вопрос: почему так, а не иначе поступает  данный человек.

     Любой руководитель, если он хочет добиться эффективной деятельности своих  подчинённых, должен не забывать о наличии  для них стимулов трудиться. Традиционно  считается, что раз работник получает оплату за свой труд, значит, он должен быть доволен. В случае плохого отношения  к служебным обязанностям его  можно уволить. Значит, стимулы у него есть.

     Практически каждый имеет собственную точку  зрения на то, как улучшить свою работу. Опираясь на заинтересованную поддержку  руководства, не боясь санкций, следует  организовать работу так, чтобы у  работника не пропало желание  реализовать свои планы.

     Каждый  человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели, для  достижения которых работник приложил максимум усилий. Успех без признания  приводит к разочарованию, убивает  инициативу. Этого не случится, если менеджер владеет необходимыми знаниями в области мотивации персонала  и успешно применяет их на практике.

  1. Понятие мотивации. Исторический аспект проблемы

     Менеджер  должен всегда помнить, что даже прекрасно  составленные планы и самая совершенная  структура не имеют смысла, если кто-то не выполняет запланированную  работу.

     Задача  функции мотивации заключается  в том, чтобы члены организации  выполняли работу в соответствии с делегированными полномочиями и сообразуясь с планом.

     Мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом  сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Для того чтобы мотивировать работников эффективно, менеджеру следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить для работников способ удовлетворения этих потребностей.

     Мотивация – функция управления, направленная на поиск и выбор средств, побуждающих отдельного человека или группы людей выполнять определенную работу в данной организации для достижения поставленных целей. Мотивация к труду, таким образом, понимается как причины, доводы, основания в пользу трудовой деятельности. Можно сказать и так: мотивация – это позиция, предрасполагающая человека действовать специфическим целенаправленным образом. Это внутреннее состояние, определяющее поведение человека.

     Мотивация необходима менеджеру для продуктивного  выполнения принятых решений и намеченных работ. Истинные мотивы, которые заставляют человека отдавать работе максимум усилий, трудно определить и они чрезвычайно сложны. Именно поэтому в менеджменте весьма важным является овладение специальными приемами и методами стимулирования трудовой активности людей1.

     По  оценкам западных специалистов, от 30 до 50% работников побуждаются к  эффективной работе деньгами. Остальных побуждают к действию более возвышенные потребности: в знаниях, авторитете, творчестве. Людьми движут нравственные идеалы, великие цели, моральные убеждения, привычки, традиции и т.д.

     В странах Запада в период промышленной революции (последняя треть XVIII в.) и весь IXI в., люди работали по 10-14 часов в сутки в грязных, опасных для жизни условиях за плату, которой едва хватало для выживания. Под стимулом понималась возможность выжить. Р.Оуэн и А.Смит считали деньги единственным мотивирующим фактором. Согласно их трактовке, люди – чисто экономические существа, которые работают только для получения средств, необходимых для приобретения пищи, одежды, жилища и т.д.

     Но  уже к началу ХХ в., хотя жизнь  простых людей особенно не улучшилась, Ф.Тейлор и его сторонники осознали неэффективность заработков на грани  голода. Тейлор использовал эффективный метод специализации и стандартизации. Объективно определив понятие «достаточной дневной выработки», Тейлор предложил оплачивать труд тех, кто производит больше, пропорционально их вкладу.

     Улучшение жизни людей заставляло искать и  новые решения проблемы мотивации.

     В начале ХХ в. «теория подсознательного»  З.Фрейда уже увидела свет, но менеджеры  не сразу обратили внимание на фрейдовский тезис о том. Что люди не всегда поступают рационально.

     Первым, кто обнаружил, что четко разработанные  рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда ведут к повышению производительности труда, был Э.Мэйо. Работы Э.Мэйо говорили о важности учитывать психологию человека, его некоторую «нелогичность». В конце концов, появилась новая теория «человеческих отношений». Но психологические теории мотивации появились позднее – в 40-х гг. ХХ в. – и развиваются по настоящее время2.

  1. Виды  мотивации

     Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

     Внутренняя  мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

     Положительная и отрицательная  мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной. Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной.

     Устойчивая  и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

     Различают два основных типа мотивации: «от» и  «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:

  • индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза:
    • голод;
    • жажда;
    • избегание боли;
    • стремление к температурному оптимуму;
    • и т.д.
  • групповые:
    • забота о потомстве;
    • поиск места в групповой иерархии;
    • поддержание присущей данному виду структуры сообщества;
    • и т.п.
  • познавательные:
    • исследовательское поведение;
    • игровая деятельность.

     Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус). Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

     Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т.п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей. Стремление походить на кумира — существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется. Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее. Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, — важное условие эффективного процесса социализации.

Информация о работе Использование мотивационных механизмов в практике менеджмента