Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:39, курсовая работа
Цель курсовой работы – решить, что же такое имидж менеджера – необходимость или дань моде.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность имиджа менеджера и факторы, влияющие на его формирование;
- дать рекомендации по совершенствованию формированию имиджа.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Сущность имиджа менеджера и факторы, влияющие на
его формирование…………………………………………………………………5
2. Рекомендации по совершенствованию формированию имиджа…………...17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы………………………………………...…23
Приложение 1…………………………………………………………………….25
Если менеджер принимает решение о том, что будет проводить работу по совершенствованию своего имиджа самостоятельно, это означает, что он должен выделить составные части процесса создания имиджа, после чего обратиться к специалистам по каждой отдельной составляющей. Вероятно, такой подход может дать максимальный эффект. В процессе выделения составляющих образа важно избежать ошибки чрезмерной детализации. Необходимо помнить о конечной цели и четко представлять себе результат. Только тогда процесс формирования имиджа «по частям» может принести реальную пользу.
Другой важной задачей менеджера, начавшего работу по формированию своего имиджа, является вопрос адекватной оценки существующего положения. Ни один человек по определению не в состоянии оценить себя объективно. Для того чтобы получить необходимую информацию, рекомендуется использовать несколько путей.
В первую очередь человек должен четко сформулировать для себя свою самооценку, т.е. понять, как он представляет сам себя. Несмотря на очевидность этого факта, многие люди, в том числе и руководители, об этом даже не задумываются. Многие из них думают, что у них не хватает времени на подобные занятия. Однако, если руководитель решил изменить свой имидж, он должен оценить, что именно он хочет изменить, какие сильные и слабые стороны он имеет на момент принятия этого решения. Естественно, такая оценка будет субъективной, но иной она и не может быть. Самооценку рекомендуется оформить в письменном виде, так как мнение человека о себе может быть довольно расплывчатым, а письменная форма изложения требует использования конкретных слов. Возможно применение табличной формы, например, следующего содержания (табл. 2):
Таблица 2
Пример формы, используемой при проведении самооценки
Качества, которыми я обладаю в данный момент | Качества, которыми я хотел бы обладать | Способы достижения цели (кратко) |
|
|
|
Форма таблицы 2 может быть и иной, например, содержать оценку качеств по какой-либо шкале. При затруднениях в самооценке желательно обратиться к психологу. Если человек не может четко сформулировать свое представление о самом себе (не важно, совпадет ли оно с мнением окружающих), то он будет испытывать трудности и в дальнейшем процессе формирования имиджа.
Следующим этапом является конструктивное использование критики. Для того, чтобы обратиться к другим с просьбой высказать критические замечания, требуется некоторое мужество. Многие предпочитают не травмировать себя подобной процедурой. Однако она необходима для достижения конечной цели. Желательно найти для этой цели людей, которые искренне заинтересованы. Следует объяснить им желание изменить какой-либо аспект самопрезентации и попросить помощи и совета. Также следует попросить «помощника» быть конкретным и обстоятельным.
Иногда окружающие подвергают критике умение человека подавать себя совершенно непроизвольно. Например, если собеседники постоянно просят повторить только что сказанное человеком, будучи не в силах разобрать его речь, тем самым они критикуют один из аспектов его способа самопрезентации. Если одна женщина непреднамеренно говорит другой: «Мне больше нравится, когда у тебя длинные волосы», она тоже задействует обратную связь. Таким образом, непроизвольные критические высказывания окружающих тоже подлежат исследованию в целях организации работы по совершенствованию имиджа. Рекомендуется сознательно провоцировать окружающих на такие высказывания, например: «Как, по-вашему, не слишком ли быстро я говорю?», «Ты полагаешь, мне следует снова отрастить волосы?» и т.д. При этом следует поощрять людей быть искренними.
Обычно критические замечания из вторых рук типа «говорят, что…» не бывают конструктивными. Анализируя такие замечания, следует понять, какие мотивы стоят за ними, и стоит ли их принимать во внимание. Однако в отдельных случаях и на такие замечания стоит обратить внимание.
Менеджер может провести анкетирование среди своих сотрудников. Анкета не должна быть прямо посвящена его имиджу. Вопросы должны быть осторожно сформулированы для того, чтобы подчиненные отвечали искренне. Можно разместить вопросы, посвященные отношению к личности руководителя и методам руководства, среди других, например, посвященных улучшению качества продукции. При составлении такой анкеты также желательно воспользоваться помощью специалиста. Возможно использование методики экспертной оценки, пример которой приведен выше. Однако, при применении этой методики помощь специалиста необходима. Руководитель не может использовать ее самостоятельно, так как в этом случае ответы будут далеки от действительности (особенно, если это руководитель высшего уровня).
Таким образом, руководитель должен определить для себя цель создания имиджа, а при возможности и конечный результат («идеальный имидж») и исходную базу формирования, т.е. образ, имеющийся в настоящий момент. После этого процесс создания имиджа разбивается на составные части, и определяются способы достижения цели и его примерные сроки по каждой из составляющих.
Особое значение в процессе создания имиджа имеет планирование. Значение планирования в жизни любого человека, стремящегося к достижению успеха, подчеркивается в работах практически всех авторов. Без рационально составленного плана достижение любой конечной цели, в том числе и желаемого имиджа, практически невозможно. Рекомендуется даже выделять определенное время, например, несколько часов в определенный день недели, только для организации процесса планирования. Такой подход существенно экономит время и делает работу более эффективной. Мероприятия по совершенствованию имиджа должны быть включены в план работы наряду с другими делами. В зависимости от поставленной цели этими мероприятиями могут быть действия по совершенствованию внешнего имиджа (например, посещение парикмахера, косметолога, визажиста), либо действия, направленные на улучшение психологической составляющей имиджа (посещение психолога, обучение на курсах, изучение иностранного языка и т.д.). Исчерпывающий список мероприятий составить практически невозможно, действия зависят от поставленной цели. Если какое-либо мероприятие по совершенствованию имиджа планируется исключительно ради престижа (потому что так делают все), оно не будет способствовать достижению желаемого результата. Любое действие, предпринимаемое руководителем (человеком, без сомнения, занятым), должно служить определенной цели и выполняться абсолютно сознательно.
Формирование имиджа не является изменением личности человека. Этот процесс не может сделать из одного человека совершенно другого. Поэтому для руководителя важно знание основ психологии для того, чтобы быть в состоянии оценить психологические особенности собственной личности и грамотно использовать свои сильные и слабые стороны. Понимание особенностей личности может помочь понять причины существования создавшегося, исходного имиджа. Знание собственных достоинств и недостатков (для выполнения какой-либо работы, так как практически не существует достоинств и недостатков «вообще», за исключением соблюдения норм морали) является значительным преимуществом каждого руководителя. Это знание является залогом правильного применения достоинств и избежания ситуаций, связанных с проявлением недостатков. Уже только это знание может способствовать улучшению впечатления, производимого руководителем на окружающих, которое, собственно, и является имиджем.
Заключение
Итак, современный менеджер – профессиональный руководитель, чья ответственная работа является одной из важнейших составляющих общего успеха фирмы, предприятия, организации.
Роль менеджера не преувеличена. Менеджеру приходится решать сложнейшие задачи своей фирмы, и часто в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.
Менеджер выполняет основные управленческие функции:
-планирование,
-организация,
-мотивация,
контроль деятельности подчиненных и организации в целом.
-Особенностью деятельности менеджера, одной из основ его успеха является высокая насыщенность человеческими контактами. Это предполагает хорошее знание основ психологии, социологии, принципов организационного поведения. Активный менеджер, получивший признание подчиненных, способен скоординировать их деятельность наилучшим образом, добившись максимальной отдачи общему делу.
Успех профессиональной деятельности менеджера зависит и от его личностных качеств, среди которых принципиальность, эмоциональное равновесие, эмоциональная зрелость. Важны организаторские и деловые качества, прежде всего целеустремленность, энергичность, дисциплинированность, повышенная работоспособность.
Особенности администраторских и лидерских качеств руководителя определяет и его управленческий стиль.
Критерием эффективности руководства является степень авторитета менеджера.
Таким образом, имидж менеджера является необходимостью в современных условиях.
Список использованной литературы
1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно. – СПб: Экономическая школа, 2005.
2. Беттжер Ф. Вчера неудачник – сегодня преуспевающий коммерсант. - М.: Агентство «ФАИР», 2008. - (Настольная книга бизнесмена).
3. Грачев М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. М.: Дело ЛТД, 2003.
4. Душков Б.А. Психология типов личности. – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Академический проект, 2009.
5. Дэвис Ф. Создай себе имидж. Мн.: ООО «Попурри», 2008.
6. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. – М.: Армада, 2008.
7. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Минск: Издательский центр «Экономпресс», 2008.
8. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Прогресс, 2001.
9. Кэссон Г. Как завоевать престиж. - М.: Агентство «ФАИР», 2010. - (Настольная книга бизнесмена).
10. Максвелл Дж. Шеф и его команда. – СПб: Питер, 2008. – (Серия «Бизнес без секретов»).
11. Мескон М. и др. Основы менеджмента. М.: Дело, 2009.
12. Саркисян Б. Победа на переговорах. – СПб: Питер, 2007. – (Серия «Бизнес без секретов»).
13. Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. – М.: АО «Интел-Синтез», 2004.
14. Фаст Дж. Язык тела. / Холл Э. Как понять иностранца без слов. – М.: Вече, Персей, АСТ, 2005.
15. Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях. – М.: Экономика, 2004.
16. Хопкинс Т. Как стать мастером продаж. – М.: Агентство «ФАИР», 2008. - (Настольная книга бизнесмена).
17. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2008.
Приложение 1
Характеристики, влияющие на создание имиджа руководителя, и их соответствие характеристикам
Группы характеристик | Желаемые (положительные) характеристики | Соответствие характеристикам лидера | Нежелательные (отрицательные) характеристики | Соответствие характеристикам лидера |
Персональные характеристики | 1. Высокий рост 2. Поставленная речь 3. Умение одеваться 4. ... | 1. Высокий рост 2. ... | 1. Низкий рост 2. Слова-паразиты 3. Плохой вкус в выборе одежды 4. ... | 1. Слова-паразиты 2. Плохой вкус в выборе одежды 3. ... |
Социальные характеристики | 5. Женат 6. Занятие благотвори- тельностью 7. ... | 3. Женат 4. .. | 5. Холост 6. Национализм 7. ... | 4. Национализм 5 ... |
Личная миссия руководителя | 8. Наличие миссии 9. Ориентация на будущее 10. ... | 5. Наличие миссии 6. Ориентация на будущее 7. ... | 8. Отсутствие миссии 9. Сиюминутная выгода 10. .... | 6…. |
Ценностные ориентации руководителя | 1. Честность 12. Доверие к людям 13. ... | 8. Честность 9. ... | 11. Алчность 12.Подозри- тельность 13. ... | 7.Подозрительность 9. .. |