Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:20, курсовая работа
Целью работы является раскрыть основные задачи менеджера, современные требования к нему и особенности различных стилей управления, применяемых менеджерами.
Согласно целям исследования обозначим ряд задач:
-определить основные задачи менеджера и современные требования к нему;
-рассмотреть характерные черты различных стилей руководства;
-дать характеристику адаптации стилей руководства к деловым ситуациям.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Основные задачи менеджера и современные требования к нему…………....5
1.1 Функции и задачи менеджера………………………………………………..5
1.2 Основные требования, предъявляемые к менеджеру……………………....8
1.3 Имидж менеджера…………………………………………………………...10
2 Типологии стилей руководства, их характерные черты………………...…..13
2.1 Одномерные стили руководства…………………………………………....13
2.2 Многомерные стили руководства…………………………………………..21
3 Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям……………………...30
3.1 Роль руководства организацией и основная цель деятельности
руководителя……………………………………………………………………..30
3.2 Адаптивное руководство.…………………………………………………...33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………38
Приложение «Модель жизненного цикла П. Херси и К.
Бланшара»………..………………………………………………………………39
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Основные задачи менеджера и современные требования к нему…………....5
1.1 Функции и задачи менеджера………………………………………………..5
1.2 Основные требования, предъявляемые к менеджеру……………………....8
1.3 Имидж менеджера………………………………………………………
2 Типологии стилей руководства, их характерные черты………………...…..13
2.1 Одномерные стили руководства…………………………………………...
2.2 Многомерные стили руководства…………………………………………..
3 Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям……………………...30
3.1 Роль руководства организацией и основная цель деятельности
руководителя………………………………………………
3.2 Адаптивное руководство.………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение «Модель жизненного цикла П. Херси и К.
Бланшара»………..…………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Самой большой ценностью в любой организации, на любом предприятии являются люди, поведение которых непредсказуемо для управления.
Деловой имидж специально проектируется в интересах человека или организации с учетом особенности деятельности внутренних и внешних качеств.
Разница между хорошей и отличной организацией состоит в управлении этой организацией, которое осуществляет менеджер, т. е. лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей. Последние в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования.
Сам менеджер может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы глубже разобраться в специфике работы и принимать более обоснованные решения.
Результатом его усилий является определенным образом сгруппированная, направленная и скоординированная работа других людей. Этот результат вещественно закрепляется в документах и к последующей текущей деятельности отношения не имеет.
Руководитель является персонифицированным воплощением организации, и к ее целям и проблемам он должен относиться как к своим собственным.
Актуальность темы заключается, прежде всего, в том, что ни одна современная организация не может существовать без управленческого аппарата - менеджеров. Менеджеры исполняют различные управленческие роли, предъявляющие определенные требования к профессиональным и личностным качествам менеджера.
Целью работы является раскрыть основные задачи менеджера, современные требования к нему и особенности различных стилей управления, применяемых менеджерами.
Согласно целям исследования обозначим ряд задач:
-определить основные задачи менеджера и современные требования к нему;
-рассмотреть характерные черты различных стилей руководства;
-дать характеристику адаптации стилей руководства к деловым ситуациям.
Предметом курсовой является адаптация стилей руководства к деловым ситуациям.
Объектом исследования является менеджер в системе управления, его имидж и стили руководства.
Для осуществления целей и задач были изучены и проанализированы различные периодические источники, интернет-ресурсы, а также труды следующих авторов: Большаков А.С., Михайлов В.И., Вудкок М., Френсис Д., Зуб А.Т., Круглова И.Ю., Круглов М.И., Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И., Ларионов В.Г., Мельников О.Н. и др.
1 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕНЕДЖЕРА И СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ
1.1 Функции и задачи менеджера
Задачи и функции менеджмента осуществляются только через деятельность особой категории специалистов, которых приятно называть менеджерами. Менеджер – это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия.
Специфика решаемых задач предполагает преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда. Менеджеры делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными. Есть пять базовых операций в работе каждого менеджера, какой бы областью он ни занимался. Их результатом является интеграция ресурсов для поддержания жизнеспособности и роста организации.
Менеджер, во-первых, устанавливает цели. Он определяет задачи в каждой группе целей. Решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей.
Во-вторых, менеджер организует. Он анализирует виды деятельности, решения, отношения, потребные для выполнения целей; разделяет их на управляемые совокупности, а эти совокупности – на управляемые трудовые задачи. Менеджер группирует эти совокупности и задачи в организационную структуру. Он выбирает людей для управления этими совокупностями и для решения задач, которые нужно выполнить.
В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он составляет команду из людей, ответственных за различные работы. И он делает это, поддерживая постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами.
Четвертый элемент в работе менеджера - измерение. Он устанавливает единицы измерения - наиболее важные для успеха организации. Добивается, чтобы у каждого человека были показатели, сфокусированные, на работе всей фирмы и в то же время в работе данного индивида и помогали, ему ее делать. Менеджер анализирует, оценивает и интерпретирует результаты. Как и во всех других областях работы, он сообщает о них своему руководству, подчиненным и коллегам.
Наконец, в-пятых, он способствует росту компетенции людей, включая себя самого. Упомянутые качества трудовой жизни в одной и возможных интерпретаций представляют собой как раз совокупность условий, способствующих росту компетенции членов фирмы [5, c 36].
Все эти операции могут, разделены на категории работ, каждая из которых требует специфических качеств и квалификации.
Функции менеджера и ситуации, в которых они реализуются, различны. Менеджер руководит работой одного, нескольких или многих сотрудников, он управляет фирмой или ее функциональным подразделением, имея определенную самостоятельность для принятия решений. Менеджер – это, прежде всего наемный управляющий, который организует конкретную деятельность подчиненных ему работников и одновременно выполняет определенные управленческие функции.
В понятийном аппарате зарубежного управления понятие менеджер очень часто соседствует с понятием бизнес, как деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и услуг. Значит, менеджмент бизнеса - это управление коммерческой деятельностью, хозяйственными организациями.
Но бизнесмен и менеджер - это не одно и то же. Бизнесмен - это человек, который делает деньги, владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход, у него нет подчиненных, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в корпорации, однако является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Более частным случаем бизнеса является предпринимательство. Этот вид деятельности связан с личностью человека - предпринимателя, который занимается бизнесом, реализует нововведения, вкладывает собственные средства в новое дело, принимая на себя риск.
Если менеджер тяготеет к демократическому стилю руководства, придерживается рационализма, то различия между ними и предпринимателем очень велики. Но они стираются в условиях, когда менеджер поддерживается предпринимательского стиля управления.
Менеджмент призван обеспечить надежное взаимодействие человека и системы, суть которого состоит в том, что менеджер, являясь центральной фигурой этого процесса, должен знать, какие характеристики личности определяют поведения человека в системе и какие параметры окружающей среды воздействуют на включение человека в целенаправленную деятельность данной фирмы.
Человек в свою очередь должен проявить себя как: специалист в определенной области, обладающий необходимыми знаниями и квалификацией; член коллектива, способствующий успешному его функционированию и развитию придерживающийся принятых в нем ценностей; личность, обладающая определенными моральными качествами, способная создавать и поддерживать нормальные отношения с коллегами, специалист, стремящийся к развитию своих способностей; работник, преданный фирме и готовый защищать ее интересы; исполнитель определенной работы, делающий ее качественно; член фирмы, способный занять должное место в ней и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность; поддерживающий распорядок и соблюдающий нормы поведения [14].
1.2 Основные требования, предъявляемые к менеджеру
В мировой практике принято различать менеджеров трех уровней: низшего, среднего и высшего.
В соответствии с этими уровнями к менеджерам предъявляются различные требования. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена - устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена - постановкой общих целей.
Однако, можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на шесть основных блоков:
1. Знание специальности: знание технологии производственного процесса и его функционирования; знание теории менеджмента, основных законов и приемов; знание общей экономической теории; знание теории маркетинга; общая эрудиция по специальности; а так же знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);
2. Личные качества: умение быть в форме; выносливость в состоянии неопределенности и стресса; выдержка в любой конфликтной ситуации; коммуникативность; умение слушать; интуиция; приспособляемость к ситуации; восприимчивость критики, самокритичность; уверенность в себе; авторитетность; стремление к успеху и готовность работать для этого; возраст и внешние данные; сила воли;
3. Личные способности: умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма); умение распределять обязанности и давать четкие указания; умение стимулировать и мотивировать работников; легкость в общении, тактичность и дипломатичность;
4. Интеллектуальные способности: ум и рассудительность; творческий потенциал; умение принять нужное решение; логическое, структурное, системное мышление; интуиция;
5. Рабочие приемы: рациональность и системность в работе; умение максимально концентрироваться; умение принятия решений и снятия проблем; самоменеджмент; умение выражать свои мысли, вести переговоры;
6. Физические возможности: активность и подвижность; энергичность; сила и здоровье.
Личность руководителя, его опыт, деловые и характерологические особенности играют ведущую роль в управлении организациями. Руководитель должен постоянно пополнять и обновлять свои знания и уметь творчески, оперативно использовать их в часто изменяющихся, иногда экстремальных ситуациях, характерных для его не стандартной деятельности.
Существует мнение, что люди, обладающие высоким творческим интеллектом предпочитают работать в уединении. Люди средних способностей более склонны к работе в коллективе, к руководству людьми. В сложных современных условиях у человека, претендующего на руководство, должно быть высоко и гармонично развиты характерологические и интеллектуальные свойства.
В свете последних лет требования, предъявляемые к личности менеджера, значительно повысились. Мировая практика подготовки и переподготовки менеджеров включает активные методы обучения.
А вот конкретно, что должен и чего не должен делать опытный менеджер:
1. Руководитель – это управляющий, а не погонщик, поэтому он должен: вести коллектив, а не погонять; полагаться на кооперацию и содействие сотрудников, а не только на свою власть; держать сотрудников в курсе дел, заинтересовывать их в решении проблем, а не решать все самому; говорить «мы», объединяя себя с коллективом, а не говорить всегда «я»; подавая пример приходить вовремя, а не требовать этого только от других; исправлять свои ошибки, а не искать ответственных за них.
2. Для руководителя необходима вера в свое дело, смелость, целеустремленность, решительность и умение показать эти качества своим подчиненным.
3. Должен уметь ценить время подчиненных.
4. Быть строгим и требовательным, но не придирчивым.
5. Должен уметь принимать критику и критиковать, а также уметь поощрять и наказывать.
6. Быть приветливым и тактичным, иметь чувство юмора.
7. Уметь вести дебаты и переговоры.
Менеджер должен служить своей организации в полную меру своих способностей, если он стремится добиться личного успеха на руководящей должности. Если есть желание хорошо служить своей организации, менеджер обязан считаться с сослуживцами. Требовательность к себе необходима с точки зрения отношения к делу и к правам других людей. Это как раз то, что требует инициативы, определения личной цели и решимости в ее достижении. Если другие стремятся к этой же цели, то менеджер должен проявить большее упорство и настойчивость в ее достижении.
1.3 Имидж менеджера
Рассмотрим внешнюю привлекательность делового человека более подробно, начиная с характеристики ее слагаемых, основными из которых являются: умение выбирать и носить одежду, прическа, постановка элегантных манер, выразительность мимики, жестов и осанки.
Культура одежды бизнесмена. Хорошо известно выражение: “По одежке встречают…”. В нем очень точно подмечена роль одежды в социальном представлении человека. Благоприятный внешний облик и вкус в одежде являются немаловажной частью того, как мы включаемся в деловую обстановку и влияем на настроение и чувства окружающих. Одежда выступает как своеобразный инструмент общения, как средство воздействия на поведение и отношение других людей. Стремление к разнообразию, меняющиеся представления о красоте, нашли свое отражение в довольно частой смене покроя одежды, ее фасонов, цвета, и т.д.
Информация о работе Имидж менеджера и основные требования к нему