Имидж менеджера и основные требования к нему

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрыть основные задачи менеджера, современные требования к нему и особенности различных стилей управления, применяемых менеджерами.

Согласно целям исследования обозначим ряд задач:

-определить основные задачи менеджера и современные требования к нему;

-рассмотреть характерные черты различных стилей руководства;

-дать характеристику адаптации стилей руководства к деловым ситуациям.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Основные задачи менеджера и современные требования к нему…………....5

1.1 Функции и задачи менеджера………………………………………………..5

1.2 Основные требования, предъявляемые к менеджеру……………………....8

1.3 Имидж менеджера…………………………………………………………...10

2 Типологии стилей руководства, их характерные черты………………...…..13

2.1 Одномерные стили руководства…………………………………………....13

2.2 Многомерные стили руководства…………………………………………..21

3 Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям……………………...30

3.1 Роль руководства организацией и основная цель деятельности

руководителя……………………………………………………………………..30

3.2 Адаптивное руководство.…………………………………………………...33

Заключение……………………………………………………………………….35

Список литературы………………………………………………………………38

Приложение «Модель жизненного цикла П. Херси и К.

Бланшара»………..………………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

 

Сводная таблица «одномерных» стилей руководства, предложенная отечественным исследователем Э. Старобинским

             

 

Авторитарный

 

Демократический

Либеральный

Способ принятия решений

Единоличный с подчинёнными

На основе консультаций сверху или мнения группы

На основе указаний

Способ доведения решений до исполнителя

Приказ, распоряжение, команда

Предложение

Просьба, упрашивание

Распределение ответственности

Полностью в руках руководителя

В соответствии с полномочиями

Полностью в руках исполнителя

Отношение к инициативе подчинённых

Допускается

Поощряется и используется

Полностью передаётся подчинённым

Принципы подбора кадров

Избавление от сильных конкурентов

Ориентация на деловых, знающих сотрудников и помощь им в карьере

 

Отношение к знаниям

Считает, что всё знает

Постоянно учится и требует того же от подчинённых

Безразличное

Отношение к общению

Отрицательное, соблюдает дистанцию

Положительное, активно идёт на контакты

Инициативы не проявляет

Отношение к подчинённым

По настроению, неровное

Ровное, доброжелательное, требовательное

Мягкое, нетребовательное

Отношение к дисциплине

Жёсткое, формальное

Разумное

Мягкое, формальное

Отношение к стимулированию

Наказание с редким поощрением

Поощрение с редким наказанием

Нет чёткой ориентации

 

Таким образом, исследования Левина основывались, прежде всего, на изучении влияния личностных качеств руководителя на выбор стиля руководства. В  каждом конкретном случае между авторитарным, демократическим и либеральным стилями существует определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению других [3, c 153].

Лайкерт выделяет два типа руководителя: руководитель, сосредоточенный на работе, и руководитель, сосредоточенный на человеке.

Руководитель, сосредоточенный на работе (или руководитель, ориентированный на задачу), заботится о проектировании задачи и разработки системы вознаграждений для повышения производительности труда.

В противоположность первому типу руководителя Лайкерт ставит руководителя, сосредоточенного на человеке, главной заботой которого являются люди. Он сосредотачивает внимание на повышении производительности труда, используя совершенствование человеческих отношений. Данный тип руководителя позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает опеки и устанавливает для подразделения высокий уровень производительности руда. Так же помогает подчиненным решать проблемы, и поощряют их профессиональный рост.

Таким образом, Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства будет ориентированным либо на работу, либо на человека. Как продолжение своих исследований Лайкерт предложил четыре базовых стиля руководства. Рассмотрим каждую систему в отдельности.

Руководители, относящиеся к первой системе, имеют характеристики автократа. Вторая система называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут поддерживать авторитарные отношения со своими подчиненными, но они разрешают подчиненным ограниченно участвовать в принятии решений. Руководители третьей системы проявляют значительное, но неполное доверие к подчиненным. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными. Четвертая система характеризуется групповым принятием решений, участием работников в разработке и выполнении решений. Руководители полностью доверяю подчиненным. Взаимоотношения носят дружеский, доверительный характер. Руководители ориентированы на человека, в противоположность руководителям первой системы, ориентированным на работу. По мнению Лайкерта, четвертая система является наиболее эффективной.

Таким образом, рассмотрев «одномерные» стили управления, которые существуют в рамках традиционного подхода к классификации стилей руководства. Они относятся к классическим моделям. Усложнение деятельности руководителя и повышение его ответственности за качество принимаемых решений и выбор стиля руководства дало новый толчок к проведению более подробных и широких исследований в данной области. Многие ученые и известные исследователи в области менеджмента постоянно проводят опросы руководителей и их непосредственных подчиненных с целью выявить характерные методы и приемы, используемые руководителями различных уровней. Теперь можно перейти к рассмотрению современных моделей классификации стилей руководства [1, c 212].

 

2.2 Многомерные стили руководства

 

В современных условиях успех дела предопределяется не только характером отношений между руководителем и подчиненным и степенью их свободы, которая им предоставляется, но и рядом других обстоятельств. Выражением этого являются «многомерные» стили управления, которые представляют комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других.

Первоначально сложилась идея «двумерного» стиля управления, который основывается на двух подходах. Один из них ориентируется на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, налаживание человеческих отношений, а другой – на создание надлежащих организационных и технических условий, при которых человек полно сможет раскрыть свои способности. 

«Управленческая решетка» Р. Блейка и М. Мутона. Данный подход является наиболее простым представлением «двумерного» стиля управления. «Управленческая решетка» Блейка и Мутона (рис.), представляет собой таблицу, состоящую из 9 строк и 9 столбцов, пересечение которых образует 81 поле. Если такую таблицу наложить на правый верхний квадрант, образованный осями абсцисс и ординат, то на них можно отразить величину экспертных оценок подходов, которых придерживается конкретный руководитель, и определить занимаемое им поле на «решетке», характеризующее применяемый им на практике стиль управления.

 

Незначительная     Забота о людях        Значительная

9

1.9 Максимум
внимания
к людям,
минимум
внимания
к работе

 

 

 

 

9.9 Высокая
ориентация на
эффективную
работу в сочетании
с доверием
и уважениям
к людям

8

 

 

 

7

 

 

 

6

 

 

 

5.5 Умеренное
внимание
к работе
и людям

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

3

1.1     Незначильное
внимание к
производству
и к людям

 

 

 

 

9.1 Максимум
внимания
к работе,
незначительное
внимание
к людям

 

2

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Незначительная           Забота о производстве          Значительная

 

Рис. «Управленческая решетка» Блейка и Мутона.

 

1. (1;1.) Примитивное руководство или «отдых на работе» (объединенное управление)

2. (1;9.) Социальное руководство (управление в духе загородного клуба)

3.  (9;1) Авторитарное руководство (власть – подчинение)

4. (5;5) Производственно – социальное управление (организационное управление)

5. (9;9) Командное руководство или руководство «лицом к лицу» (групповое управление) [9, c 301].

Модель Р. Танненбаума и У. Шмидта. Роберт Танненбаум  и Уоррен Шмидт в результате исследований пришли к выводу, что менеджеры с трудом решают проблемы в рамках различных стилей управления. Прежде чем решить какими должны быть действия – демократичными или автократичными – в разных ситуациях, руководителю необходимо рассмотреть три серии вопросов.

1. Вопросы личного характера. Руководитель должен оценивать свои собственные взгляды, наклонности, уровень доверия к себе со стороны подчиненных, степень своей решительности.

2. Вопросы, касающиеся подчиненных. Руководитель должен оценить склонность членов своего коллектива к независимости, ответственности, интересы подчиненных, уровень знаний, стремление быть вовлеченным  в процесс принятия решений.

3. Вопросы, касающиеся особенностей конкретной ситуации. Наиболее важной особенностью, которую необходимо учитывать при выборе стиля поведения, является причина возникшей проблемы.  Необходимо обратить внимание на компетенцию группы по данному вопросу, временные рамки, отведенные на принятие решения, тип и историю развития организации.

Исследователи скомбинировали эти вопросы и создали континуум стилей руководства. Он помогает менеджеру рассмотреть все возможные варианты выбора поведения от абсолютно авторитарного до полностью демократического.

Модель эффективности руководства Ф. Фидлера. Фрэд Фидлер известен как один из первых экспертов по управлению, который считал, что эффективность стиля управления может быть оценена, если выбранный стиль соответствует данной ситуации. Он также считал, что успех или эффективность того или иного стиля управления зависит от трех факторов:

1.      Отношение руководителя и подчиненных.

2.      Структура производственных заданий.

3.      Уровень власти руководителя.

Фидлер полагал, что эти три фактора в комбинации могут дать образ идеального руководителя. В зависимости от масштаба полномочий руководителя, характера их отношений с подчиненными, четкости решаемых задач Фидлер выделяет 8 типов различных ситуаций.

Из восьми потенциальных ситуаций первая является наиболее благоприятной для руководителя. В ней задача хорошо структурирована, должностные полномочия большие, а отношения между руководителем и подчиненными также хорошие, что создает максимальную возможность для оказания влияния. В противоположность этому, ситуация 8 - наименее благоприятная, потому то должностные полномочия невелики, отношения с подчиненными плохие и задача не структурирована. Любопытно, результаты исследования Фидлера показывают, что самым эффективным стилем руководства в обоих этих крайних случаях будет ориентация на задачу. Эту кажущуюся непоследовательность можно объяснить с помощью логики [3, c 134].

Модель «путь – цель» Т. Митчела и Р. Хауса. Согласно этому подходу, руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей. Обсуждая этот подход, профессор Хаус отмечает, что руководитель может повлиять на подчиненных, “увеличивая личную выгоду достижения подчиненными цели данной работы. Он также может сделать путь к этой выгоде более легким, объясняя средства ее достижения, убирая помехи и ловушки и увеличивая возможности для личной удовлетворенности на пути к выгоде”. Ниже приведены некоторые приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей:

1.      разъяснение того, что ожидается от подчиненного;

2.      оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех;

3.      направление усилий подчиненных на достижение цели;

4.      создание у подчиненных таких потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить;

5.      удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.

Поначалу Хаус в своей модели рассматривал два стиля руководства: стиль поддержки и инструментальный стиль. Стиль поддержки аналогичен стилю, ориентированному на человека или на человеческие отношения. Инструментальный стиль аналогичен стилю, ориентированному на работу или на задачу. Позже профессор Хаус включил еще два стиля: стиль, поощряющий участие подчиненных в принятии решений, и стиль, ориентированный на достижение. Большая часть исследований сосредоточена на инструментальном стиле и стиле поддержки.

Модель жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара. П. Херси и К. Бланшар разработали ситуационную теорию руководства, которую назвали теорией жизненного цикла (прил.). В соответствии с этой моделью, применение стиля зависит от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, желания достичь поставленных целей. Херси и Бланшар сформулировали четыре основных стиля руководства: давать указания, «продавать», участвовать, делегировать.

Информация о работе Имидж менеджера и основные требования к нему