Государственные и муниципальные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:56, реферат

Краткое описание

Цель работы - раскрыть содержание понятия финансовый контроль, дать характеристику его видов, форм и методов, а также выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного финансового контроля, его содержание, значение, задачи. Также даётся характеристика объекта и субъекта финансового контроля. Описание видов, форм и методов финансового контроля. Во второй главе раскрывается контроль со стороны государства. В заключительной главе рассматриваются пути совершенствования финансового контроля в РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ………………….....................................................4
1.1 Цели, задачи и функции государственного финансового контроля......4
1.2 Виды и формы государственного финансового контроля……………..8
1.3 Методы государственного финансового контроля……………………11
2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕНННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………..14
2.1 Система государственного финансового контроля……………………14
2.2 Органы государственного финансового контроля………………….....16
3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………...26
3.1 Оценка эффективности государственного финансового контроля…...26
3.2 Пути совершенствования государственного финансового контроля………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..38

Файлы: 1 файл

ГМФ совершенствование финансового контроля - копия.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

- представлением государственных кредитов, а также представлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Счётная палата, осуществляя  контрольную деятельность, вправе проводить  ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой её контроля.

Финансовый контроль со стороны Президента РФ.

Осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путём издания  указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и  освобождения т должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатур на должность председателя Банка России.

Определённые функции  финансового контроля выполняет  Главное контрольное управление Президента РФ, созданное указом Президента РФ от 24 мая 1994 г. Как структурное  подразделение Администрации Президента РФ оно подчиняется непосредственно Президенту, но при этом взаимодействует со всеми органами государственной исполнительной власти.

Среди его функций:

1) контроль за исполнением  указов и распоряжений Президента  РФ;

2) контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

3) рассмотрение жалоб  и обращений физических и юридических  лиц.[26]

Финансовый контроль со стороны Правительства РФ.

В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете министров - правительстве РФ» оно наделено самыми широкими полномочиями. Правительство  РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.

Важнейшее место в  системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ. Наряду с бюджетным управлением в составе Министерства финансов организованы следующие управления: налоговых реформ, государственных ценных бумаг и финансового рынка, финансирования программ развития сельского хозяйства, финансовых программ развития производственной инфраструктуры и потребительского рынка, финансирования программ развития сферы материального производства и конверсии.

Функции Министерства финансов РФ соответствуют  его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям:

- государственные финансы в  целом - участие в комплексном  анализе экономики страны и  работе по составлению долгосрочных  и краткосрочных прогнозов их  развития, определения потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

- государственный бюджет - организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;

- внебюджетные государственные  федеральные фонды - подготовка  предложений о создании и использовании  целевых внебюджетных фондов, обеспечение  финансового исполнения государственных  федеральных внебюджетных фондов;

- страхование - участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;

- денежное обращение - разработка  и осуществление мер по оптимизации  товарно-денежных пропорций и  сбалансированности денежных доходов  и расходов населения, укреплению  денежного обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчётов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет;

- государственный кредит - выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объёма и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;

- финансовый рынок - разработка  предложений по формированию  финансового рынка, регулирование  рынка ценных бумаг, регистрация  выпуска ценных бумаг;

- финансовый контроль - контроль за исполнением федерального  бюджета и использованием средств  государственных федеральных внебюджетных  фондов, за использованием валютных  средств, инвестиций;

- организация учёта  и отчётности - анализ сводной  бухгалтерской отчётности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским учётом и отчётностью предприятий и др.

В последние годы расширяется  деятельность Минфина РФ в сфере  контроля за движением финансовых потоков  в стране. В феврале 2002г. приступил к работе Комитет по финансовому мониторингу Минфина РФ (КФМ), созданный для противодействия отмыванию преступных доходов. С этой целью КФМ анализирует и передаёт правоохранительным органам информацию, полученную от коммерческих банков и других кредитных организаций и страховых фирм по крупным сделкам с наличными и безналичными деньгами, ценными бумагами, а также по сделкам, связанным с оттоком капитала за рубеж. Комитет сотрудничает с МНС РФ, ГТК РФ, а также с иностранными и международными организациями, борющимися с отмыванием денег.

Оперативный контроль использования  государственных средств осуществляют действующие в рамках Минфина  департаменты государственного финансового  контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.

Основными задачами департамента являются обеспечение государственного финансового контроля и методического руководства аудитом в РФ. Основная функции департамента государственного финансового контроля заключаются в осуществлении контроля за целевым использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Для усиления контроля за поступлением, целевым и экономным  использованием государственных средств  Указом Президента РФ «О Федеральном  казначействе» от 8 декабря 1992 г. № 1556 создана единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиняющаяся Министерству финансов РФ.

Федеральное казначейство включает:

а) Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ;

б) территориальные органы Федерального казначейства по субъектам  РФ, городам (кроме городов районного  подчинения), районам и районам  в городах.

Федеральное казначейство в соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.[22, с. 62]

Финансовый контроль, осуществляемый специализированными органами.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства  при переходе к рыночной экономике  возникла необходимость выделения  налоговых органов в особую централизованную систему - Государственную налоговую службу РФ, которая Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. была преобразована в Министерство РФ мо налогам и сборам.

Министерство РФ мо налогам  и сборам - это федеральный орган  исполнительной власти, обеспечивающий выработку и проведение государственной налоговой политики, взимание налогов и сборов. Министерство координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов и осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

К органам налогового контроля в РФ относятся органы налоговой  службы, таможенные органы, а также органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины и других сборов.

Систему органов налоговой  службы РФ образуют Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные  подразделения по субъектам РФ и  муниципальным образованиям.

В обязанности налоговых  органов входит:

- соблюдение законодательства  о налогах и сборах;

- контроль за соблюдением  законодательства о налогах и  сборах;

- ведение учёта налогоплательщиков;

- проведение разъяснительной  работы по применению законодательства о налогах и сборах, бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах и т.д.

- осуществление возврата  или зачёта излишне уплаченных  или взысканных сумм налогов,  пеней и штрафов;

- соблюдение налоговой  тайны;

- направление налогоплательщику копии актов налоговой проверки и решения налогового органа, а также требования об уплате налога и сбора.

Кроме того, налоговые  органы несут ответственность за убытки, причинённые налогоплательщикам в результате неправомерных действий или бездействия или же неправомерных действий (бездействия) работников этих органов при исполнении ими своих обязанностей. Причинённые убытки должны быть возмещены из средств федерального бюджета.

В соответствии с Указом президента РФ от 18 февраля 1992 г. « О государственном страховом надзоре в РФ» финансовый контроль в сфере страхования осуществляется Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью в составе Министерства финансов РФ.

Помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка органы государственного страхового надзора в центре и на местах осуществляют контроль соблюдения прав и интересов страхователей. Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчёта соотношения между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учёта страховых операций и формы отчётности по страховой деятельности.

Особая роль в осуществлении  финансового контроля принадлежит  Банку России (ЦБ РФ). Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. Созданное с этой целью специальное подразделение - Департамент банковского надзора - проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБ нормативов банковской деятельности.

Таможенное дело РФ в  соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса  РФ (ТК РФ) осуществляют непосредственно  таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными  органами. Они образуют единую систему, включающую:

- Государственный таможенный  комитет РФ (ГТК РФ);

- региональные таможенные  управления РФ;

- таможни РФ;

- таможенные посты  РФ.

Возглавляет систему  таможенных органов Государственный  таможенный комитет РФ. Основными  его задачами являются:

- обеспечение экономической безопасности и защита экономических интересов РФ;

- обеспечение единства  таможенной территории РФ;

- организация, применение  и совершенствование средств  таможенного регулирования хозяйственной  деятельности;

- обеспечение соблюдение  законодательства по таможенному делу, а также иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ.[22]

 

 

  1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

3.1 Оценка эффективности  государственного финансового контроля

 

Эффективность финансового  контроля — сложная экономическая категория. Она характеризуется определенными критериями и показателями.

Обычно, когда рассматривают  вопрос об эффективности управленческой деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления результатов намеченным целям, степень приближения результата к цели с одновременным учетом производственных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т. д.). С учетом этого положения критерием эффективности финансового контроля будет соотношение достигнутого контролирующим органом результата к поставленной цели.

В широком смысле такими целями для государственного финансового контроля будут: рост темпов развития экономики, обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части федерального бюджета и экономия средств в его расходной части. [25] Конечный результат, т. е. совокупность объективных последствий финансового контроля, — это главный критерий определения его эффективности.

Получение данных о таком  результате требует знания конкретного содержания деятельности контролирующего органа, реакции на его действия субъекта контроля, изменений, происходящих под влиянием контроля в управленческой деятельности.

Информация о работе Государственные и муниципальные финансы