Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:54, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена тем, что не смотря на то, что описанию государственного управления и современного менеджмента, как и собственно управлению, посвящено множество научных работ, существует потребность в детальных исследованиях государственного управления и современного менеджмента в Казахстане. Так как, стремление достичь эффективности в управлении на практике продолжает сталкиваться с проблемами различного характера: кадровыми, экономическими, политическими и т.п. В особенности это верно, когда эффективность определяется для высшего управленческого звена в системе управления.
На наш взгляд, это осложняет политику развития местного самоуправления, поскольку она должна учитывать региональные особенности. Следует также отметить, что помимо различий в размерах территории, плотности населения, плотности размещения населенных пунктов, существуют также различия в уровне социально-экономического развития территорий, величине потенциала экономического развития, отраслевой направленности, обеспеченности различными ресурсами – что предопределяет возможную степень самостоятельного управления на данной территории.
В Казахстане со времени
обретения независимости был
принят ряд законов, направленных на
развитие местного самоуправления. Так,
15 февраля 1991 г. был принят Закон «О
местном самоуправлении и местных Советах
народных депутатов», а в 1992 г. – два дополнения
к этому нормативному акту. В 1993 г. был
издан новый Закон «О местных представительных
и исполнительных органах Республики
Казахстан».
По мнению многих аналитиков, первый Закон
можно было считать шагом на пути укрепления
народовластия, тогда как последние два
– двумя шагами в обратном направлении.
В Законе 1991 г. было дано корректное определение
местного самоуправления, как самоорганизации
граждан для решения непосредственно
или через избираемые ими органы всех
вопросов, касающихся данной территории
и ее населения, на основе законов и собственной
материально-финансовой базы.
Принятие 23 января 2001 г. Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» определило более четкую структуру органов местного управления, но распределение функций между центральным и локальным уровнями власти было недостаточно четким.
Предпринятые в последующие годы последовательные меры по совершенствованию системы государственного управления позволили создать условия для повышения эффективности ее функционирования, обеспечить скоординированную деятельность и взаимодействие всех уровней власти.
Основополагающие принципы построения системы государственного управления, заложенные в Конституции страны, были конкретизированы принятием ряда конституционных законов, а также целого пакета нормативных и правовых актов, регулирующих отдельные сферы государственного управления.
В рамках административно-бюджетной реформы была проведена работа по разграничению полномочий между республиканским и областным уровнями власти. Часть несвойственных для государственных органов функций передана в частный сектор, определен круг вопросов, реализуемых государственными учреждениями и организациями, оказывающими услуги государственному сектору.
С принятием Закона «О местном государственном управлении в Республике Казахстан», новой редакции Закона Республики Казахстан от 1 апреля 1999 г. «О бюджетной системе», а также внесением изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Казахстан были урегулированы вопросы закрепления за каждым уровнем власти полномочий и ответственности по осуществлению государственных функций, а также по их упорядочению. В целом было завершено построение базовых основ государственной системы управления.
Закон «О бюджетной системе» распределил обязанности (программы и подпрограммы) между республиканским и местными бюджетами, распределение между областными и районными бюджетами в нем не зафиксировано. В каждой области распределение функций между областью и районами, городами областного значения осуществлялось исходя из общих подходов, определенных в Законе, учитывая местную специфику. Согласно изменениям, внесенным в закон «О бюджетной системе» в сентябре 1998 г., были разделены и закреплены программы и подпрограммы, финансируемые из республиканского и местных бюджетов.
Совершенствование системы
межбюджетных отношений было направлено
на достижение баланса интересов
центра и регионов, повышение заинтересованности
нижестоящих уровней
В результате проведенных
в 1998 - 2003 гг. реформ, сформирована система
государственного управления, адаптированная
к требованиям современной
Наряду с этим следует
отметить, что часть функций
В настоящее время наиболее распространенным мнением о менеджменте является его представление в качестве процесса, направленного на достижение целей государственного управления и включающего комплекс управленческих действий по решению конкретных производственных и социально-экономических задач государственного управления.
Данные действия принято
именовать функциями
Проблема функций менеджмента является одной из центральных со времени его возникновения как самостоятельной науки. Как отмечает В. И. Рыкунов, "эффективная управленческая деятельность во многом зависит от правильного понимания функций управления, их места, состава, содержания. В этой связи проблема функций справедливо считается одной из наиболее важных и актуальных проблем науки управления". К изучению данной проблемы, судя по публикациям, наряду с экономистами имеют непосредственное отношение и психологи, и социологи, и юристы, которые под разными ракурсами исследуют функции менеджмента. Вместе с тем до настоящего времени еще не сложилась полная и целостная картина в отношении управленческих функций, их особенностей, содержания и состава.
Выделение управления в самостоятельный
вид трудовой деятельности и последующее
разделение управленческого труда
на функции с современных позиций
представляется объективным и необходимым
процессом обособления
Такая специализация должна быть направлена на достижение целей государственного управления и предполагать наиболее целесообразный и выверенный практикой управления механизм его осуществления.
Как известно, А. Файоль, анализируя деятельность предприятий, впервые разделил весь комплекс работ по руководству промышленной компанией на 6 основных групп и определил в числе группы административных операций 5 наиболее важных функций . Исходная концепция А. Файоля (1916 г.) выдержала длительную проверку временем и до настоящего времени в силу своей фундаментальности занимает доминирующие позиции в учебной и научной литературе. Вместе с тем она многократно подвергалась попыткам существенного изменения и совершенствования, что обычно приводило к росту числа предлагаемых функций, и реже к замене одних функций на другие либо к их сокращению с целью упрощения и обобщения. Так, например, последователи А. Файоля по административной школе управления Л. Гьюлик и Л. Урвик предложили концепцию (1937) из 7 функций (планирование, организация, управление кадрами, руководство, координация, учет и бюджетирование), а разработанная В. Хилем концепция (1968) содержала всего 4 функции более укрупненного формата, включая формирование политики и цели, планирование, организацию и управление кадрами.
Наряду с этим Ч. Барнард
в работе "Функции администратора"
(1938) минимизирует состав функций до
трех: определение целей организации
с учетом изменяющихся требований внешней
и внутренней среды и формирование
позволяющих решить поставленные задачи
ценностей организации и ее внутренней
культуры; создание системы коммуникаций,
то есть иерархической и подотчетной
структуры, а также систем для
передачи информации как в вертикальном
направлении, так и между всеми
индивидами и подразделениями; разработка
соответствующего набора стимулов для
привлечения и удержания
Однако в последние десятилетия деятельность государственного управления и, соответственно, их систем управления претерпели существенные и основополагающие изменения. Реальная картина управленческой деятельности, характерная сегодня для функционирования государственной управлений, принципиальным образом отличается во многих случаях от классической концепции А. Файоля.
Вместе с тем неполное
соответствие классических базовых
положений по отношению к современным
практическим реалиям ведет к
отставанию и отрыву теории от практики,
препятствует попыткам адекватного
описания особенностей и сложностей
протекающих управленческих процессов
и создает трудности в
Таким образом, несмотря на
свою важность, актуальность и востребованность
функциональной картины современного
управления базируется на устаревших
представлениях и при этом изучается
крайне недостаточно, что обуславливает
необходимость дальнейшего
С целью анализа и обобщения
различных точек зрения относительно
функционального состава в
Как показали результаты, отсутствие единства мнений характерно как для отечественных, так и для зарубежных авторов, причем каких-либо принципиальных различий в подходах отечественных авторов по отношению к зарубежным выявить не удалось. Более заметные отличия можно увидеть при сравнении работ современных авторов и авторов более раннего (классического) периода (примерно до 1960 г. по зарубежным авторам и до 1985 г. по отечественным авторам).
В частности, со временем значительно
снизилось упоминание таких функций,
как руководство и управление
персоналом, и появились новые
функции маркетинга, коммуникаций,
управленческих решений и др. Эти
изменения обусловлены
Результаты анализа
Наличие комплексов из 7 функций,
по нашему мнению, можно объяснить
попытками авторов
Информация о работе Государственное управление и современный менеджмент