Государственная поддержка малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:23, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ государственной политики поддержки малого бизнеса и ее практическая реализация в Челябинской области. Объект исследования – государственная система поддержки малого предпринимательства.

Предмет исследования – государственная политика в области налогообложения малого предпринимательства.

Оглавление

Введение 3
1. Основы государственной политики поддержки малого бизнеса 5
1.1. Малый бизнес: сущность и его роль в социально-экономическом развитии региона 6
1.2. Основы государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства 16
2. Анализ существующих налоговых режимов, применяемых субъектами малого предпринимательства 31
2.1. Сущность и роль специальных налоговых режимов для малого бизнеса 31
2.2. Понятие и сущность оптимизации налогообложения 34
2.3. Упрощенная система налогообложения 40
Глава 3. Выбор оптимального режима налогообложения

ООО «Торгсервис» 60
3.1. Анализ налогообложения ООО «Торгсервис» по результатам деятельности во втором квартале 2011 года 60
3.1.1. Расчет авансового платежа по упрощенной системе налогообложения по данным II квартала 64
3.1.2. Расчет единого налога на вмененный доход по данным II квартала 64
3.1.3. Применение упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов 66
3.2. Применение ООО «Торгсервис» единого налога на вмененный доход 68
Заключение 76
Библиографический список 79

Файлы: 1 файл

Диплом Кузнецова Александра Ивановича.doc

— 678.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, помимо намеренного использования  льгот КС РФ считает абсолютно  законными намеренный выбор наиболее выгодных форм ведения предпринимательской  деятельности, влекущие неуплату налога или уменьшение его суммы. Такие формы ведения предпринимательской деятельности проявляются в использовании специальных налоговых режимов, выборе более выгодных форм договорных отношений и т. д.

     Однако  самый большой вклад в развитие института налоговой оптимизации внес Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации своим постановлением от 12 октября 2006 г . № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды. Еще одним позитивным аспектом легализации оптимизации налогообложения являются изменения в формулировках ст. 198 и ст. 199 Уголовного кодекса РФ.

     Хотя  законодательство РФ предусматривает  право плательщика налогов на реализацию мер защиты права собственности, а также право на действия, направленные на уменьшение налоговых обязательств, тем не менее, безгранично этим правом пользоваться нельзя. Очень большое значение имеет возможность отстаивания интересов предприятия перед налоговыми и иными контролирующими органами, и поддержание работоспособности схемы оптимизации налогообложения.

     Зачастую  налоговая оптимизация ассоциируется  с минимизацией налоговых отчислений в бюджет. В действительности, конечно, целью должна быть не минимизация, т.е. снижение налогов, а увеличение прибыли  предприятия после налогообложения. Процесс оптимизация налогообложения, связан с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта.

     Понятие оптимизация налогообложения намного  шире: помимо минимизации, ее инструментами  являются отсрочка уплаты налогов, уменьшение суммы выплачиваемых в бюджет средств и другие.

     В целях достижения наибольшей эффективности  от применения схем налоговой оптимизации, требуется слаженная работа команды  налоговых юристов и бизнес консультантов.

     Задача  первых: построение и вывод схемы оптимизации налогообложения, адаптация схемы с точки зрения правового поля.

     Задача  вторых: обеспечение нормального  внедрения схемы в уже существующую и сложившуюся матрицу бизнес-процессов  предприятия. Такой комплексный  подход позволяет создавать эксклюзивные решения для различных предприятий.

     В зависимости от периода времени  налоговая оптимизация может  быть подразделена на текущую и перспективную.

     Процесс работы по созданию и внедрению схемы  оптимизации налогообложения состоит  из нескольких ключевых этапов:

  1. проверка бухгалтерского и налогового учёта, базы договоров и первичных документов; устранение обнаруженных ошибок, обеспечение необходимого объёма и качества первичных документов. Данный этап позволяет обезопасить деятельность предприятия за предыдущий период деятельности от возможных штрафов в процессе выездных налоговых проверок;
  2. разработка собственно схемы оптимизации налогообложения. Схема оптимизации налогообложения представляет собой определенный порядок взаимоотношений между несколькими субъектами хозяйственных отношений, направленных на уменьшение бюджетных платежей в рамках действующего законодательства. Довольно часто схема предусматривает разделение функций бизнеса между несколькими юридическими лицами или ликвидацию лишних звеньев бизнес-процессов;
  3. обновление и оптимизация договорной базы, внутренних организационных документов предприятия, создание системы автономного внутреннего контроля; разработка новых форм договорных отношений с контрагентами и между несколькими контролируемыми юридическими лицами. Также, если это необходимо, происходит корректировка учётной политики.

     Разрабатываемые схемы оптимизации налоговых  платежей становятся в последнее  время все более индивидуализированными, но все они должны оцениваться  с точки зрения базовых принципов  налоговой оптимизации.

     Принцип адекватности затрат. Стоимость внедряемой схемы не должна превышать суммы уменьшаемых налогов. Допустимое соотношение затрат на созданную схему и ее обслуживание к сумме экономии налоговых издержек имеет индивидуальный порог, который может зависеть и от степени риска, связанного с данной схемой, и от психологических факторов. Следует также помнить и о том, что большинство схем, помимо затрат на создание и обслуживание, требуют и определенных расходов по их ликвидации.

     Принцип юридического соответствия. Суть его  заключается в недопустимости построения схем оптимизации, основанных на коллизиях или "пробелах" в нормативных актах. В тех случаях, когда отдельные положения законодательства являются спорными и могут трактоваться как в пользу налогоплательщика, так и в пользу государства, возникает вероятность возникновения в будущем судебных разбирательств

     Принцип конфиденциальности. Доступ к информации о фактическом предназначении и  последствиях проводимых трансакций должен быть максимально ограничен. На практике это означает, что, отдельные исполнители и структурные единицы, участвующие в общей цепи оптимизации, не должны представлять себе картину в целом, а могут руководствоваться только определенными инструкциями локального характера.

     Принцип подконтрольности. Достижение желаемых результатов от использования схемы оптимизации налоговых платежей зависит от хорошо продуманного контроля и существования реальных рычагов воздействия на всех исполнителей и на всех этапах.

     Принцип допустимого сочетания формы  и содержания. Синхронизация юридических и фактических действий важна не только для обеспечения защиты от недобросовестных участников процесса, но имеет также значение для отражения возможных подозрений со стороны проверяющих. Это связано, в частности, с существованием в Гражданском кодексе таких понятий, как недействительная сделка, притворная сделка, мнимая сделка, недееспособный гражданин и т. д., а также с наличием в Уголовном кодексе статей, посвященных уклонению от налогов, фиктивному предпринимательству, фиктивному банкротству, отмыванию денежных средств и имущества и т. п.

     Принцип нейтралитета. Оптимизацию налоговых  платежей необходимо производить за счет своих налоговых платежей, а  не за счет увеличения отчисления независимых  контрагентов. Данный принцип можно  также назвать принципом взаимовыгодного сотрудничества. Некоторые налоговые платежи устроены по принципу сообщающихся сосудов: увеличение платежей у одного участника договорных отношений приводит к уменьшению платежей у другого и наоборот - уменьшение базы налогообложения у одного контрагента ведет к ее увеличению у второго. Поэтому следует принимать во внимание и интересы независимых поставщиков и покупателей.

     Принцип диверсификации. Оптимизация бюджетных  отчисления, как один из видов экономической  деятельности, связанный с движением и хранением материальных ценностей, может быть подвержен влиянию различных внешних и внутренних факторов неблагоприятного характера.

     2.3. Упрощенная система налогообложения

     С 1 января 2003 года вступила в силу Глава 26.2 НК РФ. Она устанавливает новые правила применения упрощенной системы налогообложения (УСНО). В новой редакции гл.26.2 НК РФ в большей степени по сравнению с ранее действовавшим законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ решаются налоговые проблемы малого бизнеса.

     За  основу при подготовке гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» был взят Федеральный закон № 222 – ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». Сохранилась добровольность перехода.

     Гл.26.2 НК РФ была бы еще более востребована и численность организаций и выше, если бы в первоначальной редакции гл.26.2 НК РФ была бы учтена экономическая целесообразность перехода на эту систему налогоплательщиков, занимающихся розничной торговлей.

     Преимущество  этого налога заключается в том, что он заменяет одним единым налогом  уплату основных налогов: налога на прибыль, для индивидуальных предпринимателей - налога на доходы физических лиц, НДС, ЕСН и налога на имущество организаций (или индивидуальных предпринимателей).

     Налоги, не уплачиваемые при применении упрощенной системы налогообложения представлены в таблице 2.1.

     Таблица 2.1

     Налоги, не уплачиваемые при применении упрощенной системы налогообложения 

Налогоплательщик Вид налога, от уплаты которого

освобождается налогоплательщик

Организация

(юридическое  лицо)

налог на прибыль  организаций

не признается налогоплательщиком по налогу на добавленную  стоимость, за исключением подлежащему  уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

 
 

Продолжение таблицы 2.1

Налогоплательщик Вид налога, от уплаты которого

освобождается налогоплательщик

Индивидуальный  предприниматель налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности)
налог на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления  предпринимательской деятельности)
единый  социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности
единый социальный налог с выплат и иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц
не  признается налогоплательщиком по налогу на добавленную стоимость, за исключением  подлежащему уплате при ввозе  товаров на таможенную территорию Российской Федерации
 

     Для перехода на упрощенную систему налогообложения  нужно подать в период с 1 октября  по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщик хочет перейти на упрощенную систему, в налоговый орган по месту  нахождения, заявление. При этом организации в заявлении указывают размер доходов за 9 месяцев, который не должен превышать 20 млн. рублей (без учета НДС).

     Уплата  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится в соответствии с законодательством РФ, а иные налоги уплачиваются также  в соответствии законодательством РФ.

     Сохраняется порядок ведения кассовых операций, предоставление статистической отчетности, также организации и предприниматели  не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

     Не  в праве применять упрощенную систему налогообложения:

     - организации, имеющие филиалы  или представительства;

     - банки;

     - страховщики;

     - негосударственные пенсионные фонды;

     - инвестиционные фонды;

     - профессиональные участники рынка  ценных бумаг;

     - ломбарды;

     -организации  и индивидуальные предприниматели,  занимающиеся производством подакцизных  товаров, добычей и реализацией  полезных ископаемых, за исключением  общераспространенных полезных  ископаемых;

     - организации и индивидуальные  предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

     - частные нотариусы, адвокаты, учредившие  адвокатские кабинеты и иные  формы адвокатских образований;

  • организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

     - организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

     - организации, в которых доля  непосредственного участия других  организаций составляет более  25 %;

     - организации и индивидуальные  предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый период превышает 100 человек;

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса