Государственная поддержка малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:23, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ государственной политики поддержки малого бизнеса и ее практическая реализация в Челябинской области. Объект исследования – государственная система поддержки малого предпринимательства.

Предмет исследования – государственная политика в области налогообложения малого предпринимательства.

Оглавление

Введение 3
1. Основы государственной политики поддержки малого бизнеса 5
1.1. Малый бизнес: сущность и его роль в социально-экономическом развитии региона 6
1.2. Основы государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства 16
2. Анализ существующих налоговых режимов, применяемых субъектами малого предпринимательства 31
2.1. Сущность и роль специальных налоговых режимов для малого бизнеса 31
2.2. Понятие и сущность оптимизации налогообложения 34
2.3. Упрощенная система налогообложения 40
Глава 3. Выбор оптимального режима налогообложения

ООО «Торгсервис» 60
3.1. Анализ налогообложения ООО «Торгсервис» по результатам деятельности во втором квартале 2011 года 60
3.1.1. Расчет авансового платежа по упрощенной системе налогообложения по данным II квартала 64
3.1.2. Расчет единого налога на вмененный доход по данным II квартала 64
3.1.3. Применение упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов 66
3.2. Применение ООО «Торгсервис» единого налога на вмененный доход 68
Заключение 76
Библиографический список 79

Файлы: 1 файл

Диплом Кузнецова Александра Ивановича.doc

— 678.00 Кб (Скачать)

      Соответственно, крупные предприятия - те, на которых  в текущем году в среднем работало более 100 чел. Недостаток данного определения  состоит в сложностях, которые  возникают при попытке выделить третью группу - средних предприятий.

      При выработке государственных программ поддержки малого предпринимательства  нормативные показатели МП могут  значительно отличаться от тех, что  применяются для статистических наблюдений. Предусматривая ряд льгот и преференций для малого предпринимательства в плане финансирования, кредитования и налогообложения, государство может устанавливать круг тех предприятий, для которых эти льготы предназначены, через определение размеров малых предприятий. Оба эти подхода: формальный и нормативный (принятый в законодательных актах или других государственных документах) имеют реальное, расчетное основание и не противоречат друг другу. [25, c.57-68 ]

      Так или иначе, количественные критерии определения малых предприятий в отдельности или в каких-либо сочетаниях необходимы при анализе малого бизнеса и обладают главным достоинством - удобством использования.

      Но  эти критерии нередко не имеют  под собой теоретической базы, часто зависят от субъективных представлений исследователей или политиков о том, что такое малое предприятие, и не дают возможностей анализа и отнесения к той или иной группе «пограничных» случаев. В силу этого их использование в сравнительном анализе затруднено и достаточно условно.

      Б. Качественные критерии.

      В целом качественные критерии можно  разделить на две основные группы: формальные и неформальные. К формальным показателям можно отнести юридические  и экономические критерии отнесения, к неформальным - критерии, непосредственно  затрагивающие организационную культуру.

      Кроме того, как к любой системе, к  малому предприятию применимо как  структурное, так и функциональное описание. Если первое характеризует  малое предприятие с точки  зрения наличия в нем тех или  иных элементов и взаимосвязей между  ними, то при втором типе описания следует исходить из основных характерных особенностей функционирования малых предприятий и целей их создания и развития.

      При этом структурное описание носит  более объективный характер, а  функциональное - более субъективный, поскольку требует изучения целей, которые ставятся перед предприятием, и ответственности, которую берет на себя каждый из работников предприятия. Кроме того, функциональное описание позволяет рассматривать малое предприятие не просто как этап развития большинства компаний, а как самостоятельное структурное звено экономики, отличающееся рядом характерных особенностей.[9, c.76]

      К числу качественных критериев можно  отнести следующие:

      - единство права собственности  и непосредственного управления предприятием. Владелец, как правило, сам управляет предприятием, беря на себя риск и неся ответственность не только за инвестированный капитал, но и за принимаемые текущие решения;

      - так называемая обозримость и  прозрачность малого предприятия,  масштабы которого позволяют владельцу быть в курсе практически всего происходящего в фирме, от каждого изделия и его особенностей до контакта с каждым работником и знания его интересов и трудностей, что создает более действенный механизм мотивации труда;

      - персонифицированный характер отношений предпринимателя с партнерами-поставщиками ресурсов и покупателями готовой продукции, а также неформальный, личностный характер отношений с каждым работником предприятия;

      - относительно небольшие рынки  ресурсов и сбыта, не позволяющие малой фирме оказывать существенное влияние на цены и объем реализации продукции в рамках отрасли, что вынуждает их применять стратегии приспособления к среде. Из этого правила есть исключения. Некоторые малые фирмы столь удачно определяют свою рыночную нишу, что практически становятся в ее пределах монополистами;

      - семейный характер предприятия,  ведение дела: семья нередко включается в число работников, базовый капитал малого предприятия часто формируется за счет семейных сбережений, само дело наследуется представителями семьи и т.д.;

      - малым фирмам свойствен особый  характер финансирования. Если крупные  корпорации формируют необходимые  финансовые средства через фондовые  биржи, то малое предприятие  может рассчитывать на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и неформальный рынок капитала (средства берутся взаймы у друзей, родственников, других предпринимателей и т.п.).

      Представим  графически предложенную выше классификацию  критериев определения малого предприятия (рисунок 1 [38, c.32]).

      Не  так давно было замечено, что, начиная с определенного момента, все больше и больше размеры предприятия означают повышение средних общих издержек. Экономисты определили это как отрицательный эффект роста масштабов производства или «эффект масштаба». Положительный эффект масштаба довольно подробно изучен. 

 
 

      Рисунок 1. Типология критериев выделения малых предприятий 

      Отрицательная стороны «эффекта масштаба» вызвана  определенными управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность компании, превратившейся в крупномасштабное производство. Еще Питерс и Уотермен отмечали, что, по их наблюдениям, организации с числом занятых более 500 человек становятся плохо управляемыми, неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям и не реагируют на возникающие проблемы. В результате страдают эффективность и растут средние издержки производства.

      Данные  рассуждения логически подводят к выводу о том, что положительные и отрицательные эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими структуру экономики. Это нужно учитывать экономическими и государственными структурами при формировании концепции управления малым бизнесом.

      Однако это не говорит о предпочтения крупного или мелкого производства. Их преимущества реализуются лишь в том случае, если правильно выбрана сфера деятельности и созданы условия для успешного функционирования [6, c.3].

      Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под влиянием многих факторов.

      С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги. С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

      Возможность эффективного функционирования малых  форм производства определяется рядом  их преимуществ по сравнению с  крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

      В свою очередь развитие мелкого и  среднего производства создает благоприятные  условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются  дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

      Большое значение имеет способность малых  предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

      Многие  экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании НТР. Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса.

      Мелкие  исследовательские фирмы активно  проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять  на себя риск, гораздо эффективнее  используют исследовательские фонды  и оборудование, квалифицированные  кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства.

      Мелкие  инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых  товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой  продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом [26, c.12-15].

      Эволюция  понятий «предприниматель» и  «предпринимательство» представлена в приложении1.

      Выводы:

      Развитие  малого и среднего бизнеса – одна из приоритетных задач правительств многих стран. И Россия в этом списке занимает чуть ли не лидирующие позиции.

      В большинстве экономически развитых  стран  малый бизнес играет важнейшую  роль в развитие экономики государства. Правительство Российской Федерации  также прилагает все усилия для  решения проблем малого бизнеса в нашей стране. По мнению руководителей государства, малый бизнес должен стать той силой, которая сможет сократить безработицу и увеличить  налоговые поступление в государственную казну. Во многих случаях решение проблем малого бизнеса производится на основе опыта зарубежных стран, где на частных предпринимателей  приходится до 50 % ВВП.

      Решение проблем малого бизнеса со стороны  государства лежит в нескольких плоскостях. Одной из самых больших  сложностей при развитии малого бизнеса  является  долгая регистрация предприятия и обилие проверок со стороны государственных органов. В настоящее время приняты законодательные акты, которые упрощают как процедуру регистрации, так и уменьшают количество плановых проверок, которые могут проводиться государственными органами на малом предприятии.

      Второй, не менее важной проблемой малого бизнеса, является отсутствие денежных средств, необходимых для развития предприятия.  Для решения проблемы малого бизнеса, связанного с отсутствием  инвестиций, принято постановление о предоставлении грантов начинающим бизнесменам, которые позволят молодому предпринимателю открыть собственное дело.

      Местные органы государственной власти также  принимают участие в решение  проблем малого бизнеса. Во многих городах  для предприятий малого бизнеса строятся специальные офисные и производственные центры, где начинающие предприниматели могут снять необходимое помещение на льготных условиях. Те малые предприятия, которые добросовестно платят арендную плату в течение долгого времени, могут приватизировать занимаемое ими помещение, что позволит иметь залоговые средства для получения кредита в банке.

      Для решения проблем малого бизнеса  в различных регионах нашей страны проводятся семинары и конференции, где предприниматели могут получить ответы на интересующие их вопросы. Для начинающих бизнесменов также организуются бесплатное обучение и различные виды консультаций, которые, по мнению местных руководителей, должны существенно облегчить работу малого предприятия.

      Решением  проблем малого бизнеса занимаются и ВУЗы, в некоторых учебных заведениях уделяется пристальное внимание подготовке управленческих кадров, которые смогут успешно развивать небольшие частные предприятия.

      Не  смотря на невысокую экономическую  активность населения, во многих регионах нашей страны решение проблем малого бизнеса позволяет открывать все больше частных предприятий в различных областях экономической деятельности.

      1.2. Основы государственной   политики поддержки  и развития малого  предпринимательства

      Несмотря  на успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60 % валового национального продукта.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса