Государственная поддержка малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:23, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ государственной политики поддержки малого бизнеса и ее практическая реализация в Челябинской области. Объект исследования – государственная система поддержки малого предпринимательства.

Предмет исследования – государственная политика в области налогообложения малого предпринимательства.

Оглавление

Введение 3
1. Основы государственной политики поддержки малого бизнеса 5
1.1. Малый бизнес: сущность и его роль в социально-экономическом развитии региона 6
1.2. Основы государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства 16
2. Анализ существующих налоговых режимов, применяемых субъектами малого предпринимательства 31
2.1. Сущность и роль специальных налоговых режимов для малого бизнеса 31
2.2. Понятие и сущность оптимизации налогообложения 34
2.3. Упрощенная система налогообложения 40
Глава 3. Выбор оптимального режима налогообложения

ООО «Торгсервис» 60
3.1. Анализ налогообложения ООО «Торгсервис» по результатам деятельности во втором квартале 2011 года 60
3.1.1. Расчет авансового платежа по упрощенной системе налогообложения по данным II квартала 64
3.1.2. Расчет единого налога на вмененный доход по данным II квартала 64
3.1.3. Применение упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов 66
3.2. Применение ООО «Торгсервис» единого налога на вмененный доход 68
Заключение 76
Библиографический список 79

Файлы: 1 файл

Диплом Кузнецова Александра Ивановича.doc

— 678.00 Кб (Скачать)

      Недостаточное внимание, уделяемое государством вопросам поддержки и развития малого предпринимательства, не позволяет обеспечить рост экономической  эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, хотя именно малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике дополнительную стабильность.

      Сегодня в России насчитывается более  миллиона предприятий малого бизнеса, свыше 4,5 миллионов предпринимателей без образования юридического лица. В этом секторе экономики, дающем 15-20 процентов валового внутреннего продукта, занят каждый пятый трудоспособный гражданин России. Эти данные подвижны, так как малый бизнес постоянно развивается, но перед глазами - опыт других государств, а значит - нам есть к чему стремиться. Например, в США более 90 процентов всех предприятий относятся к сектору малого и среднего бизнеса, на них трудятся 2/3 населения страны.

      Неоправданно  низкие темпы развития малого предпринимательства  препятствуют достижению и главных  социальных целей, традиционно обеспечиваемых системой эффективно функционирующих малых и средних предприятий: формирование среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества, создание новых рабочих мест, в том числе для молодежи и незащищенных слоев общества, обеспечение снижения уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства.

      Вместе  с тем, анализ имеющихся статистических и аналитических данных о состоянии  и динамике развития малого предпринимательства  показывает, что в Российской Федерации созданы необходимые предпосылки для реализации эффективной государственной политики поддержки малого предпринимательства, условия для ускоренного его развития и превращения в стратегический фактор социально-экономического развития страны. К этим предпосылкам относятся:

  • традиционно высокий уровень предпринимательских способностей россиян;
  • конституционные гарантии возможности и свободы осуществления предпринимательской деятельности;
  • законодательное закрепление статуса малого предпринимательства как особого вида экономической деятельности, в отношении которого могут действовать специальные меры государственной поддержки;
  • наличие (находящихся на разных стадиях формирования) практически всех элементов системы поддержки малого предпринимательства, успешно функционирующих в промышленно развитых странах;
  • достигнутый уровень и существующие тенденции развития малого предпринимательства, способные стать базой для устойчивого развития этого сектора экономики [17,c.28] .

      К сожалению, достаточно велико влияние отдельных негативных явлений в экономической, общественной и политической жизни России, являющихся серьёзными препятствиями для осуществления эффективного политического курса на развитие малого и среднего предпринимательства:

  • избыточные административные барьеры и коррупция в системе государственных, в том числе контролирующих органов;
  • негативное восприятие предпринимателей отдельными представителями властных структур как лиц, благосостояние которых достигается исключительно благодаря уклонению от установленных законом норм и правил ведения бизнеса;
  • недоверие граждан к государственной политике в сфере предпринимательства, выражающееся, в частности, в таких формах, как «консервация» личных сбережений, теневая предпринимательская деятельность;
  • недостаточный уровень предпринимательской культуры и активности, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов.

      Учитывая  современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.[7, c.136].

      Регулирование предпринимательства как экономико-правовая категория присуща рыночной экономике, правовому государству. В условиях административной системы хозяйствования, где вся экономическая жизнь  протекала в рамках государственной собственности, этой проблемы не существовало, поскольку не существовало самого предпринимательства. В процессе реформирования российской экономики произошли крупномасштабные изменения собственности, и решающим элементом экономической системы страны сегодня являются субъекты предпринимательской деятельности.

      Разрешение  противоречий в сфере предпринимательства  предполагает активную роль государства, проявляющуюся в выработке и  осуществлении целенаправленной политики регулирования предпринимательства.

      Задача  происходящих преобразований в экономической  и политической системах, с точки  зрения регулирования предпринимательства, должна состоять в том, чтобы государство  из силы, господствовавшей в недалеком  прошлом над хозяйствующим субъектом, превратилось в орган, выражающий и защищающий интересы последнего.

      При такой постановке вопроса вся  совокупность отношений, опосредствующих  предпринимательскую деятельность, безусловно, нуждается в правовом упорядочении со стороны государства, но лишь в той мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, субъекта предпринимательства и личности, субъекта предпринимательства и региона.

      Рыночная  экономика, несмотря на ее многие положительные  черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд социально, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.

      Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и  такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для  общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика  не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.

      Прерогатива государства - обеспечение надежного  правопорядка в стране, национальной безопасности, а это, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства  и экономики.

      Таким образом, предпринимательство в  любой стране не может нормально  развиваться, если государство не обеспечило соответствующих условий для этого. Государство всегда регулирует современную экономику. При этом организационно-правовое воздействие направленно на стимулирование частной инициативы и помощь хозяйствующим субъектам путём создания необходимых условий для их успешного функционирования. [19, c.49].

      Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее  время составляют:

  • государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;
  • государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;
  • государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства.

      Основным  инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

      Таким образом, основные направления поддержки  предпринимательства, обозначенные в  российском законодательстве:

  • Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  • Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства;
  • Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности;
  • Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
  • Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. [3, c.94].

      Сейчас малый бизнес развивается в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается.

      Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным вниманием к таким проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой – монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

      В целях развития малого бизнеса и  обеспечения его государственной  поддержкой Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства - одно из важнейших направлений экономической реформы. Этим документом определены также приоритеты развития малого бизнеса.

      К ним отнесены производство и переработка  сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе и на сегодняшний день.

      12 мая 1995 г. был принят Федеральный  закон «О государственной поддержке  малого предпринимательства в  Российской Федерации». Законом  были определены формы и методы  государственного регулирования  и стимулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами.

      В Законе названы важнейшие направления  государственной поддержки малого предпринимательства:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • введение упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственном связям с зарубежными государствами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. [26, c.8]

      В том же году был принят еще один Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В результате к настоящему времени в России сложились и функционируют три системы налогообложения предприятий малого бизнеса.

      В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами (закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса