Государственная поддержка малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:23, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ государственной политики поддержки малого бизнеса и ее практическая реализация в Челябинской области. Объект исследования – государственная система поддержки малого предпринимательства.

Предмет исследования – государственная политика в области налогообложения малого предпринимательства.

Оглавление

Введение 3
1. Основы государственной политики поддержки малого бизнеса 5
1.1. Малый бизнес: сущность и его роль в социально-экономическом развитии региона 6
1.2. Основы государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства 16
2. Анализ существующих налоговых режимов, применяемых субъектами малого предпринимательства 31
2.1. Сущность и роль специальных налоговых режимов для малого бизнеса 31
2.2. Понятие и сущность оптимизации налогообложения 34
2.3. Упрощенная система налогообложения 40
Глава 3. Выбор оптимального режима налогообложения

ООО «Торгсервис» 60
3.1. Анализ налогообложения ООО «Торгсервис» по результатам деятельности во втором квартале 2011 года 60
3.1.1. Расчет авансового платежа по упрощенной системе налогообложения по данным II квартала 64
3.1.2. Расчет единого налога на вмененный доход по данным II квартала 64
3.1.3. Применение упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов 66
3.2. Применение ООО «Торгсервис» единого налога на вмененный доход 68
Заключение 76
Библиографический список 79

Файлы: 1 файл

Диплом Кузнецова Александра Ивановича.doc

— 678.00 Кб (Скачать)

     В соответствии с Федеральным законом  от 28.12.2010 №432-ФЗ для организаций  и индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной и  социальной сферах и применяющих упрощенную систему налогообложения, с 1 января т.г. предусмотрена возможность применения ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 26 процентов, вместо 34 процентов. Указанная экономическая деятельность классифицируется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

     Соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической  деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции  и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.

     Следует также отметить, что Президент  России Д.А.Медведев на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшемся 30.03.2011 года, дал поручение Правительству РФ подготовить предложения по снижению с 1 января 2012 года ставок страховых взносов.

     Относительно  влияния повышения тарифов страховых  взносов во внебюджетные фонды на деятельность субъектов малого и  среднего предпринимательства, по мнению специалистов-аналитиков, ряд налогоплательщиков в целях оптимизации налоговой нагрузки пытаются "уйти в тень" через сокрытие части оборотов и реально выплачиваемой заработной платы, путем ее выдачи в "конвертах", оформление работникам отпусков без сохранения заработной платы, снижения размера заработной платы, увольнение работников.

     То, что касается упрощенной системы  налогообложения, можно сказать, что  с учетом последних изменений, этот вид налогообложения является наиболее популярным у налогоплательщиков. Все большее их количество переходит на упрощенную систему. Федеральной налоговой службой рассматривается вариант, при котором упрощенная система налогообложения будет обязательной для налогоплательщиков, у которых оборот не превышает шестидесяти миллионов рублей в год. Этот шаг упрощает само ведение хозяйственной деятельности предприятия. Это отсутствие бухгалтерского учета. К тому же, и так ставки достаточно низкие, и еще региональным законодательством по широкому спектру видов деятельности вообще принята низкая ставка в размере 5%. То есть, опять же, государство предпринимает все шаги для развития малого и среднего предпринимательства.

     Одной из проблем при администрировании  субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД и ЕСХН), возникших с отменой с 1 января 2010 года единого социального налога и передачей контрольных функций по уплате страховых вносов Пенсионному фонду РФ и Фонду социального страхования РФ, явилось отсутствие возможности своевременного получения от фондов сведений о суммах начисленных и фактически уплаченных страховых взносов. Отсутствие указанной информации не позволило налоговых органам оперативно, в рамках камерального контроля, проводить проверки обоснованности уменьшения сумм налогов, уплачиваемых при применении специальных налоговых режимов на суммы страховых взносов.

     В настоящее время, соответствующее  соглашение об обмене информацией между  ФНС России и Пенсионным фондом подписано  на федеральном уровне.

     В соответствии с Федеральным законом  от 08.05.2010 №83-ФЗ с 1 января 2011 года государственные (муниципальные учреждения) будут  трех типов: казенные, бюджетные и  автономные. 
Решение об изменении типа учреждения принимает главный распорядитель бюджетных средств. Отмечу, что изменение типа государственного (муниципального) учреждения не является его реорганизацией. Соответственно, в зависимости от типа государственного (муниципального учреждения) меняется и схема финансирования.

     Финансовое  обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) здания, а казенных учреждений в виде бюджетных ассигнований из соответствующего бюджета.

     Документом-основанием для финансового планирования в бюджетных и автономных учреждениях является план финансово-хозяйственной деятельности, а в казенном учреждении – бюджетная смета. 
Помимо этого Федеральным законом от 08.05.2010 №83-ФЗ внесены изменения в налоговое законодательство, а ст. 321.1 НК РФ, определяющая порядок налогообложения прибыли бюджетных учреждений, утратила силу.

     В новой редакции глава 25 НК РФ "Налог  на прибыль организаций" устанавливает, что бюджетные ассигнования и  субсидии, полученные казенными, бюджетными и автономными учреждениями, не учитываются в целях налогообложения.

     Пункт 1 ст. 251 НК РФ дополнен подпунктом 33.1, согласно которому доходы, полученные казенными  учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, от исполнения государственных (муниципальных) функций, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. С 1 января 2011 года казенные учреждения освобождаются от уплаты государственной пошлины.

     Согласно  изменениям, внесенным в гл.21 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 №229-ФЗ, налогоплательщики с 02.09.2010 года имеют право выставлять счета-фактуры в электронном виде. Однако ФНС России еще не утвердила форматы счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде. Утверждение форматов данных документов предусмотрено п. 9 ст. 169 НК РФ.

     Таким образом, на сегодняшний день, несмотря на право налогоплательщика направлять покупателю счета-фактуры в рамках электронного документооборота, единственно  возможным вариантом является составление счетов-фактур на бумажном носителе и его личное вручение, либо направление с использованием услуг курьерской доставки или почтовой связи.

     С 1 января 2011 года налоговые агенты для  целей исчисления и уплаты НДФЛ, согласно обновленной редакции п. 1 ст. 230 НК РФ, обязаны вести регистры налогового учета, которые вводятся вместо налоговых карточек формы №1-НДФЛ. Регистры налогового учета должны содержать полный набор обязательных реквизитов, предусмотренных п. 1 ст. 230 НК РФ, а именно:

  • сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика;
  • статус налогоплательщика;
  • вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми Федеральной налоговой службой;
  • суммы полученных налогоплательщиком доходов и даты их выплаты;
  • даты удержания и перечисления налога с доходов налогоплательщика в бюджетную систему Российской Федерации;
  • реквизиты платежного документа о перечислении удержанной суммы НДФЛ.

     Вопрос  правильности ведения налоговыми агентами регистров налогового учета по НДФЛ проверяется налоговыми органами в ходе выездных налоговых проверок. Пока фактов грубого нарушения организациями порядка ведения регистров налогового учета не выявлено.

     В соответствии с Федеральным законом  от 27.07.2010 №229-ФЗ со 2 сентября 2010 года увеличен размер штрафа для организаций за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, предусмотренный статьей 120 НК РФ, с 5000 до 10 000 рублей. Указанная мера ответственности применяется не только за отсутствие первичных документов или регистров бухгалтерского учета, но и за отсутствие регистров налогового учета. Следовательно, с 2011 года такие меры ответственности применяются и к налоговым агентам по НДФЛ, которые обязаны вести регистры налогового учета.

 

      Заключение

     За  прошедшие годы малое предпринимательство постоянно сталкивается с множеством трудностей, которые заставляют его действовать сообразно складывающейся ситуацией и нередко вне правового поля, придумывать хитроумные схемы занижения налогов или вовсе ухода от их уплаты.

     Субъекты  малого предпринимательства являются стабильным источником налоговых поступлений, важнейшим способом преодоления  дотационности местных бюджетов, малое предпринимательство является необходимым и неотъемлемым субъектом рынка.

     Государством  неоднократно применялись меры для  развития малого бизнеса. Это отражается в ходе принятия в 1995г. Федерального закона "О государственной поддержке  предпринимательства РФ" и в 1996г. Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малых предприятий". Однако, данные законы не проявили себя в полной мере и не обеспечили решения задач наиболее полного учета объектов обложения индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. Очередным шагом для дальнейшего развития данного сектора рынка, а также логичным продолжением упрощенной системы налогообложения был закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" принятый Государственной думой в 1998г.

     С 1 января 2002 г. вступили в силу раздел 8 «Специальный налоговый режим» и соответствующие им главы Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая):

        1. Глава 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог" – с 1.01.2002 г.
        2. Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения"  -  с 1.01.2003 г.

     3. Глава 26.3 "Система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности"  - с 1.01.2003 г.

  1. Глава 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции" -  с 1.01.2004 г.

     В основе всех этих указанных режимов  налогообложения лежит замена уплаты совокупности установленных законодательством  Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов  и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за отчетный период.

     Применение  вмененного налога в России вряд ли определяется только фискальными целями. При этом методика налога не отличается гибкостью и не может учитывать  всю совокупность факторов, влияющих на результаты финансовой деятельности хозяйствующих лиц. Универсальным показателем является прибыль (доход) организации. Именно налог на прибыль отвечает всем требованиям либеральной рыночной экономики. Однако, коль скоро отдельные представители бизнеса «уходят» от налога на прибыль, а налоговые органы не в силах его собрать в полной мере, вводится вмененный налог, основная задача которого - перевести всех потенциальных плательщиков в легальный сектор экономики. Поэтому вмененный налог должен носить временный характер.

     Установленный законодательством Российской Федерации  специальный налоговый режим  в виде упрощенной системы налогообложения  предоставляет субъектам малого предпринимательства возможность  снижения налогового бремени, упрощения учета и отчетности, сокращения документооборота.

     Как показало проведенное исследование оптимизации системы налогообложения ООО «Торгсервис» выбран экономичный режим налогообложения.

     1. При применении общего режима  налогообложения ООО «Торгсервис» заплатило бы в 2,6 раза, чем при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.

     2. При применении упрощенной системы   налогообложения с объектом налогообложения  в виде доходов ООО «Торгсервис» заплатило бы в 1,89 раза, чем при применение упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов

     3. Единственное, что можно предложить  этой организации для уменьшения  уплачиваемых налоговых платежей, это вести только розничную торговлю через кассу; с другой стороны ООО «Торгсервис» может потерять многих потенциальных покупателей, т.к. многие организации работают преимущественно через безналичный расчет; также с прибыли, получаемой от оптовой торговли, оплачиваются многие расходы, такие как арендная плата, оплата телефонных переговоров, оплата за рекламу и т.д.  

     В своей дальнейшей деятельности ООО  «Торгсервис», как и все предприятия  малого бизнеса должны учитывать  тот факт, что с 2011 года вступили в силу изменения, внесенные во вторую часть Налогового кодекса Федеральным законом N 229-ФЗ и Федеральным законом N 83-ФЗ. Речь идет о повышении с 1 января 2011 года тарифов страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды для налогоплательщиков, работающих на упрощенной системе налогообложения, а также переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, которое произошло на основании Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.

     Согласно  данному закону, рост тарифов затрагивает как налогоплательщиков, применяющих общую систему налогообложения, так и применяющих специальные режимы налогообложения, но если для первых нагрузка увеличилась на 8 процентов (с 26 до 34 процентов), то для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход - на 20 процентов (с 14 до 34 процентов), то есть в 2,4 раза.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса