Государственная инновационная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований, а также анализе государственной инновационной политики. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
-теоретические изучение понятия и сущности государственной инновационной политики;
-исследование основных направлений государственной поддержки инноваций;
-изучение необходимости государственного регулирования инновационной политики;
-изучение структуры и функций органов государственного регулирования инновационной политики России;

Оглавление

Введение
Глава 1 Теоретические основы инновационной политики
1.1 Понятие и сущность государственной инновационной политики
1.2 Основные направления государственной поддержки инноваций
1.3 Необходимость государственного регулирования инновационной политики
1.4 Прямые методы государственного регулирования в области инноваций
Глава 2 Анализ государственной инновационной политики РФ
2.1 Органы государственного регулирования инновационной политики
2.2 Цели и задачи государственной инновационной политики России
2.3 Основные проблемы развития инновационной политики РФ
2.4 Анализ государственной инновационной политики
2.6 Система финансирования инновационной деятельности в РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Государственная инновационная политика РФ.docx

— 63.98 Кб (Скачать)

-содействие  расширению взаимодействия субъектов  Российской Федерации при осуществлении  инновационной деятельности;

-осуществление  мер по поддержке отечественной  инновационной продукции на международном  рынке и по развитию экспортного  потенциала Российской Федерации.

Основными приоритетными направлениями инновационной  политики, осуществляемой государством на современном этапе развития нашей страны, являются:

-работы по созданию, освоению и распространению техники и технологий, которые ведут к кардинальным изменениям в технологическом базисе страны. Эти работы носят, как правило, межотраслевой характер и не могут быть решены при существующем монопродуктовом (отраслевом) принципе организации и планировании производства;

-работы по крупным отраслевым научно-техническим проектам, требующие масштабной концентрации ресурсов, которые не под силу отдельным предприятиям;

-научно-техническое обеспечение мероприятий, направленных на реализацию социальных целей общества (через развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды, инфраструктуры);

-направления НТП, связанные с международным разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства.

Результатами  реализации новой инновационной  политики должны являться:

-качественно  новый уровень ресурсосбережения,  рост производительности труда,  фондоотдачи, снижение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости  продукции, достижение ее высокой  конкурентоспособности и, как  следствие, коренное преобразование  структуры народного хозяйства  и внешней торговли в сторону  разгрузки сырьевого сектора  экономики и увеличение вклада  обрабатывающих отраслей;

-качественно  новый уровень жизни населения  в результате совершенствования  бытовой предметной среды для  городского и сельского населения;преодоление  технического отставания страны;

-достижение  высокого уровня социальной направленности  НТП за счет широкого распространения  новых технологических систем, обеспечивающих  экологическую чистоту и безопасность  промышленного производства.

Необходимо  разработать систему социальных нормативов, регламентирующих требования к новым технологиям и технике, проектируемым машинам с точки  зрения условий, содержания и творческого  характера труда. Для реализации социальных гарантий необходимо создать  механизм переподготовки кадров. Требуется  создать более универсальную, гибкую и непрерывную систему образования  и повышения квалификации работников.

2.3 Основные проблемы развития инновационной  политики РФ

 

В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялись государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.

Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности. В связи с этим в последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не прогнозируется ее существенного роста.

Однако дефицит средств является не единственным фактором спада инновационной активности. Особого внимания и совершенствования также требует инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды и т.д.), т.е. все то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности.

Существуют  также проблемы связанные с законодательными актами регулирующими инновационную  политику России.

В Федеральном  законе РФ «О науке и государственной  научно-технической политике» сформулирована система целей государственной научно-технической политики. Это единственная попытка формирования целостной системы целей, однако результат этой попытки с позиций системности вряд ли можно признать удачным.

Более четкий подход использован при разработке проекта Федерального закона «Об  инновационной деятельности и государственной  инновационной политике в РФ». В  нем определены ключевые моменты  государственной инновационной  политики: цели, принципы, инструменты  государственного влияния на инновационные  процессы. Однако если рассмотреть  данный проект более внимательно, с  тех же позиций системности он хотя и несколько лучше, но имеет  тоже недостатки.

Безусловно, цели государственной политики в  той или иной области должны быть сформулированы четко, и это необходимо сделать таким образом, чтобы  из них логично вытекали все последующие  документы и мероприятия органов  власти. В нашем же случае в ключевых разделах, определяющих цели политики, авторы обоих актов путают цели и  способы их достижения, но зато очень  тщательно подходят к тем разделам, где определяются порядок и ответственность  при формировании программ, финансируемых  из федерального бюджета.

Например, авторы законопроекта фактически делают попытку вдохнуть новую жизнь  в механизм разработки Федеральных  инновационных программ распределения  ресурсов на них. Однако с 1990 г. подобные попытки предпринимались неоднократно: создавались инновационный совет  и инновационный комитет, формировался инновационный фонд (впоследствии упраздненный «как не обеспечивший выполнение возложенных  на него задач»). По сути, заявляемая как  новая инновационная политика содержит все уже давно общепринятые элементы: формирование комплекса программ и  проектов, их экспертиза, долевое участие  государства и т.д.

Также в  инновационной политике России существуют проблемы в части регулирования  инновационной деятельности и определения  самых общих функций государственных  ведомств. Таких ведомств три.

Главное - Министерство экономики  РФ. На него возложены функции разработки инновационной политики. Оно организует и координирует всю работу по ее оформлению, а в последующем осуществляет конкурсный отбор и контроль за реализацией  проектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений.

На Министерство образования РФ возложены задачи по активизации  инновационной деятельности в образовательных  учреждениях, которая направлена на «эффективную реализацию результатов  научных исследований и разработок», проводимых в организациях высшей школы.

В свою очередь, на бывший Государственный  комитет по поддержке малого предпринимательства  была возложена задача разработки предложений  по регулированию инновационной  деятельности субъектов малого предпринимательства.

Столь очевидное  и скудное по содержанию распределение  функций является следствием отмеченных выше недостатков законодательства, когда целевые установки политики не сформированы в виде целостной  системы, охватывающей все аспекты  и этапы инновационной деятельности.

В результате на практике наиболее активным в поддержке  инноваций является Министерство науки  и технической политики РФ, которое  отвечает за научно-техническую политику и заинтересовано в финансировании как научных разработок, так и  деятельности по внедрению их результатов.

Министерством создана система бюджетных и  внебюджетных фондов, но некоторые  ключевые проблемы развития инновационных  малых предприятий, не связанные  с финансами, не решаются, и есть достаточные основания полагать, что они не решаются потому, что  эти функции ни на кого не возложены.

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации выявил серьезное несоответствие законодательных норм новым условиям управления в сфере науки, техники  и инновационной деятельности.

Отсутствие нормативно-правового  регулирования является одним из сдерживающих факторов развития инновационной  деятельности. Органы власти субъектов  Российской Федерации пытаются устранить  этот недостаток путем принятия региональных документов. Сложность разработки нормативно-правовых актов по инновационной деятельности состоит прежде всего в том, что  до настоящего времени основные понятия, такие, как «инновация», «инновационная деятельность», «государственная инновационная  политика» и другие, трактуются неоднозначно.

Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.

2.4 Анализ государственной инновационной  политики

 

Согласно принятой концепции, главной  задачей государственной политики в области развития науки и  технологий является переход нашей  страны к инновационному пути развития - на основе избранных приоритетов, которые определены как с учетом общемировых тенденций развития науки и технологий и имеющихся в России заделов в научно-технической и образовательной сферах, так и исходя из современных тенденций развития рынков.

Базисом для создания национальной инновационной системы является развитие фундаментальных исследований и системы образования в целом  как приоритетов социально-экономической  политики государства, а государственная  инновационная политика строится на принципе гармонизации интересов государственного и частного секторов экономики и  реализуется независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности  предприятий и организаций.

Одним из важнейших направлений создания инновационной инфраструктуры в  России является основание инновационных  центров, технологических парков и  инкубаторов малых фирм и других структур, которые поддерживают деятельность наукоемких инновационных предприятий  и способствуют передаче на рынок  готовой научно-технической продукции. В России действуют более 40 научных  и технологических парков, в которые  входят свыше 80 инновационных фирм и 150 сервисных предприятий.

Созданы Ассоциация научных технологических  парков и инкубаторов бизнеса, Союз инновационных предприятий, Союз независимых  инжиниринговых организаций (фирм), Ассоциация управления проектами и ряд других, объединившихся в Российский инновационный союз, Ассоциацию поддержки малых инновационных предприятий, технологических центров и технополисов. Основной целью своей деятельности данные организации ставят освоение и реализацию на внутреннем и внешнем рынках конкурентоспособной продукции и технологий на базе инноваций.

В основах политики в области  науки и технологий до 2010 года конкретно  расписаны действия государства  и большое внимание уделено финансированию. Так на 2003 год финансирование по сравнению с текущим годом  уже увеличено на 33-35% по разным направлениям научно-технической политики.

Исходя из современного состояния  научно-технической и производственно-технологической  сфер российской экономики, основными  направлениями государственной  инновационной политики являются:

-развитие  имеющихся структурных звеньев  российской национальной инновационной  системы и создание недостающих;

-укрепление  и гармонизация связей между  отдельными звеньями национальной  инновационной системы;

-обеспечение  необходимых условий для деятельности  как целостной системы и реализации  её конкурентных преимуществ.

Реализация государственной политики в области развития науки и  технологий прежде всего нацелена на эффективное функционирование целостной, способной к воспроизводству  и саморазвитию национальной инновационной  системы, включающей как научно-техническую, так и производственно-технологическую  сферы экономики, ориентированные  на интенсивную разработку и производство товаров и услуг, конкурентоспособных  на мировом рынке.

Для решения задач по реализации государственной инновационной  политики Минпромнауки России в настоящее  время разрабатывает комплекс мероприятий, нацеленных как на развитие инновационной  инфраструктуры, так и на поддержание  приоритетных направлений научно-технологической  сферы, создание особой, инновационно-ориентированной  среды во всех секторах российской экономики.

Одно из перспективных направлений - развитие национальной венчурной  индустрии. Для расширения ресурсной  базы венчурных фондов готовятся  нормативно-правовые акты, которые  предоставят возможность участия в них пенсионных фондов, страховых компаний и коммерческих банков. Будут разработаны и правила совместного участия в венчурных фондах частных инвесторов и государства (за счет средств из бюджетных и внебюджетных источников). В настоящий момент начато создание системы специализированных центров по венчурному предпринимательству. Они обеспечат информационную поддержку и консультирование, подготовку специалистов венчурных фондов и персонала инновационных предприятий для совместной деятельности с венчурными инвесторами.

Другим из основных направлений  инновационной политики является работа с важнейшими инновационными проектами  государственного значения, призванными  решать задачи захвата различных  секторов национального и международного рынков высокотехнологичной продукции.

Информация о работе Государственная инновационная политика РФ