В системе дополнительного
образования сегодня могут работать специалисты
различных областей искусства, науки,
техники; люди, развившие свое увлечение
до профессионального уровня. Значительную
часть педагогических кадров составляют
те люди, которые сами прошли эту школу,
затем получили специальное образование
и возвратились в свои учреждения дополнительного
образования в новом качестве – педагога-психолога,
педагога-организатора, педагога дополнительного
образования. Для этих педагогов необходимо
создавать условия для формирования системы
профессионального самоопределения, а
также включения его в сложную структуру
психологических ролей, обязательно сопровождающих
любую групповую деятельность, формирование
потребности у начинающих и вновь принятых
педагогов в непрерывном самообразовании
и росте профессиональной компетентности.
В начале своей профессиональной
деятельности молодые педагоги, как правило,
испытывают определенные затруднения:
Владение дисциплиной на занятии;
Работа с детьми “группы риска”;
Организация групповой творческой
работы с обучающимися;
Работа с родителями, проведение
родительских собраний;
Работа с одаренными детьми;
Недостаток практических умений.
Способы решения конфликтных
ситуаций;
Составление образовательной
программы дополнительного образования
детей;
Взаимодействие с родителями и др.
Для преодоления тех трудностей,
которые испытывают молодые специалисты
в начале своего профессионального
пути и их адаптации, начинающему
педагогу следует оказывать особую систематическую
и разностороннюю помощь.
ГЛАВА 2. Организация работы
с молодым педагогом
2.1. Составление запросов
молодых специалистов к психологу. Решение
первоочередных проблем молодых специалистов
С первого же дня работы начинающий педагог
имеет те же самые обязанности и несет
ту же ответственность, что и учителя с
многолетним стажем, не делаются скидки
на молодость и неопытность. Новичок, не
получивший в это непростое для него время
поддержки, чувствует себя брошенным на
произвол судьбы. Он боится собственной
несостоятельности, опасается критики
администрации и опытных коллег, остерегается
непредсказуемых «выходок» и аффективных
вспышек детей. Постоянно волнуется, опасаясь
что-нибудь не успеть, забыть, упустить.
Зачастую тревожность, из ситуативной,
превращается в устойчивую личностную
черту. Страх и неудовлетворенность самим
собой и своей деятельностью становятся
привычным состоянием. Чтобы этого не произошло,
начинающему педагогу необходима целенаправленная
психологическая помощь.
На первом
этапе проходит индивидуальная встреча
с каждым начинающим учителем. Цель встречи
– познакомить молодого специалиста с
психологической службой, ее назначением,
направлениями ее работы.
На втором этапе, после адаптационного
периода (4-5 недель), начинается изучение
личности молодого специалиста. Назначение
диагностики заключается в том, чтобы
с помощью исследований составить психологический
портрет молодого учителя: степень готовности
педагога к диалогу и сотрудничеству в
условиях нового коллектива; выявить уровень
психологической подготовки (знание возрастной
психологии, специальной психологии, психологии
общения), оценить профессиональную направленность.
Помощь психолога молодым специалистам
состоит из следующих этапов:
Составление запросов к психологу
и проблемы, решения которых являются
первоочередными.
Расширение имеющихся ЗУНов, формирование понимания основных особенностей наблюдения, как метода диагностики, специфики распознания сигналов ребенка и особенностей установления контакта с ним.
Нахождение молодыми специалистами
своего места в профессии, адаптация имеющихся
у специалистов знаний к особенностям
детей, формирование и поддержка умения
работать в команде не теряя профессиональной
индивидуальности.
Формирование умения анализировать
и сопоставлять, получаемую от ребенка
информацию. Учет психологических особенностей
ребенка в учебной деятельности, работа
с агрессивным поведением (причины агрессии,
купирование агрессивного поведения и
т.д.)
Формирование умений справляться
со стрессовыми ситуациями, обучение техникам
релаксации.
Проведение: анкетирования, тест «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической
деятельности». Диагностика личностных
особенностей (темперамент, характер, тревожность, ценностная ориентация, показатель здоровья). Разработка рекомендаций по результатам диагностики. Индивидуальное психологическое
консультирование. Психологические тренинги. (Приложения №1-3).
2.2. Работа методической
службы в помощь молодому специалисту
Наиболее адекватной формой,
системы повышения квалификации педагогических
работников образовательных учреждений
и важным звеном дополнительного педагогического
образования, остаются методические объединения. Методическая работа - это основной
вид образовательной деятельности, представляющий
собой совокупность мероприятий, проводимых
администрацией школы учителями и воспитателями
в целях овладения методами и приемами
учебно-воспитательной работы, творческого
применения их на занятиях, поиска новых,
наиболее рациональных и эффективных
форм и методов организации, проведения
и обеспечения образовательного процесса.
Основными задачами управления учебно-методического
сопровождения молодых специалистов являются:
Формирование четких представлений о профессиональной деятельности, системности работы педагога;
Развитие психологической и
профессиональной готовности к самостоятельной
деятельности;
Содействие адаптации молодого
специалиста на рабочем месте;
Согласование профессиональных
предпочтений со спецификой и задачами организации дополнительного образования;
Помощь молодому специалисту
в организации взаимодействия с администрацией
и педагогическим коллективом с целью
создания социальной ситуации развития,
обеспечивающей психологические условия
для охраны здоровья и развития личности
обучающихся и других участников образовательного
процесса;
Практическое ознакомление
с содержанием работы в образовательном
учреждении и развитие профессиональных умений и навыков по основным направлениям деятельности;
Развитие способности молодых
специалистов анализировать и интерпретировать эмпирический материал, обобщать и делать выводы, объяснять полученные результаты, корректировать деятельность в зависимости от ситуации и пр.;
Проведение аттестации молодого
специалиста по выяснению уровня готовности
к самостоятельной деятельности.
В работе
с молодыми специалистами с первых дней
их работы задействованы все компоненты
методической службы организации. Первое
заседание МО посвящается вопросам по
ведению документации, планированию, самообразованию,
составлению поурочного плана урока, итогам
диагностической работы.
Руководители методических
объединений участвуют в вовлечении молодых
специалистов в систему работы школы.
Профессиональное становление
молодого специалиста осуществляется
постепенно. Присутствие на уроках и мероприятиях
членов администрации, педагога-наставника,
коллег, педагога-психолога, социального
педагога помогают в организации учебной
и внеучебной деятельности, способствуют
снятию затруднений. Но главное, что такое
системное сопровождение учит молодого
педагога анализировать свою деятельность,
т.е. работать в режиме постоянной сопровождающей
рефлексии. Дальнейшая коррекция, планирование
и опять анализ позволяют начинающему
педагогу вместе с опытным педагогом добиваться
хороших результатов в организации учащихся
на занятии, применении именно тех приемов
работы с этими детьми, которые являются
наиболее эффективными. Положительная
динамика в работе молодого специалиста,
ситуация успеха - залог его педагогической
и личностной состоятельности.
2.3. Организация наставничества.
Закрепление педагогов-наставников за
молодыми специалистами и организация
их работы
В современных
условиях выпускник вуза, колледжа
должен в максимально короткие
сроки адаптироваться в новых
для него условиях практической
деятельности. Сегодня наставничество
заслуживает самого пристального
внимания, в нем отражена жизненная
необходимость выпускника учебного
заведения получить поддержку
опытного профессионала, который
способен предложить практическую
и теоретическую помощь на
рабочем месте.
Помощь наставника заключается в оказании
помощи по анализу программ, конструированию
урока, подборе методического и дидактического
оснащения, работе с нормативными документами,
соблюдении научной организации труда
учителя, корректированию результативности
профессиональной деятельности молодого
учителя. Наставник не контролирует, а
способствует быстрейшей адаптации молодого
специалиста к педагогической деятельности
в Центре, предоставляя ему методическую,
психолого-педагогическую, управленческую,
нормативно-правовую информацию.
Наставничество, кроме как оказание
всеобъемлющей помощи молодым специалистам,
несет в себе и другие положительные моменты:
во-первых - сам наставник
обязан работать над собой, над своим
самообразованием, для оказания
необходимой помощи своему подопечному;
во-вторых - руководитель учреждения,
организуя систему наставничества, тем
самым повышает профессиональный уровень
педагогического коллектива,
способствует его сплочению.
Первый месяц молодые специалисты
вместе с наставниками составляют,
изучают программы, по которым им предстоит
работать, подбирают методическое и дидактическое
оснащение, работают с нормативными документами,
набирают группы, знакомятся с детьми,
с которыми им придется работать. Период
психологической адаптации у каждого
молодого специалиста индивидуален: кто-то
начинает чувствовать себя уверенно через
месяц, кто-то через – два, а кому-то и на
третьем месяце необходима поддержка
и помощь, которую оказывает педагог-наставник. В данном случае важным руководством
к действию становится принцип Теодора
Рузвельта: "Не ошибается лишь тот, кто
ничего не делает. Не бойтесь ошибаться
– бойтесь повторять ошибки".
Поддержка специалиста-профессионала
просто необходима начинающему учителю.
Ведь мало быть талантливым и образованным.
Если рядом не окажется мудрых наставников,
то из начинающего педагога никогда не
получится ценный специалист.
2.4.формы работы с
молодыми специалистами
В работе с молодыми специалистами,
администрация организации, наставники
используются различные формы: лекции,
дискуссии, обмен опытом, практикум, консультации,
обсуждаются вопросы по методике планирования
занятий.
Организуются консультации
по:
- оформлению журналов;
- составлению календарно-тематических
планов.
Проводятся практикумы
по:
- разработке планов воспитательной
работы;
- поурочному планированию;
- проектированию методической
структуры занятия;
- планированию учета знаний.
Молодым специалистам выдаются
памятки и методические разработки по
различным темам:
- «Основные компоненты современного
урока»
- «Подготовка педагога к занятию»
- «Этапы планирования занятия
и подготовка к нему педагога»
- «Алгоритм анализа педагогом
проведенного занятия»
На начальном этапе проводятся
индивидуальные беседы, выясняются склонности
и личные интересы, каким кружком мог бы
он руководить. Первые встречи — это установка
на систематическую самообразовательную
работу, на самоанализ и самооценку. В
процессе таких бесед выясняется, как
педагог оценивает свою подготовленность
к ведению конкретных занятий; определяется,
какая первоочередная помощь ему нужна,
и как в будущем рациональнее использовать
его в общественной работе.
До начала занятий педагога
знакомят с помещением, в котором он будет
работать, с едиными требованиями, существующими
в данном учреждении дополнительного
образования, с традициями, с распорядком
дня, с методическими достижениями педагогического
коллектива, с работой методических объединений,
с оснащенностью учебных помещений.
Методист, заместитель директора
по УВР и члены методического совета дают
целый ряд консультаций начинающему педагогу
по различным вопросам учебно-воспитательной
работы. Обсуждаются вопросы:
как подготовиться к занятиям,
каковы дидактические требования к плану занятий;
примерная программа изучения
индивидуальных особенностей детей;
как осуществить дифференцированный
и индивидуальный подход в обучении;
как реализовать психолого-педагогические
требования к современному занятию;