Формирование системы кадрового обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 01:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы:
доказать необходимость формирования эффективной системы кадрового обеспечения организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
* изучить специальную литературу по заданной проблеме;
* определить сущность основных понятий и выявить природу формирования кадров организации;
* проанализировать эффективность системы кадрового обеспечения на примере Управления образования администрации г. Хабаровска;
* разработать меры по совершенствованию системы кадрового обеспечения Управления образования администрации г. Хабаровска.

Файлы: 1 файл

Формирование системы кадрового обеспечения.doc

— 867.50 Кб (Скачать)

      Следовательно, необходимо дать анализ квалификационного состава кадров организации,  в первую очередь, по уровню образования (см .рис.2.4 и рис. 2.5)

    Рис. 2.4 Квалификация  сотрудников Управления образования  по уровню образования в 2000 году 

       

    Анализ  рисунка 2.4 показал, что основной состав персонала Управления был представлен работниками с высшим образование 49 % или 22 человека. Тот факт, что высок уровень персонала со средне-специальным образованием обусловлен тем, что МОП персонал составлял в 2000 году 36% всего персонала Управления, а для этой категории персонала высшее образования не является обязательным фактором при приеме на работу. Неоконченное высшее образование имеют 4 ведущих специалиста оканчивающие Дальневосточную государственную академию экономика и права.После сокращения персонала в 2000 году, когда штат стал составлять 35 человек, квалификационный состав сотрудников Управления стал выглядеть следующим образом (см. рис. 2.5)

    Рис. 2.5 Квалификация  сотрудников Управления образования  по уровню образования в 2001 году 

      

    В 2001 году квалификационный уровень Управления повышается. Теперь  удельный вес  работников с высшим образованием составляет 71%, а сотрудников с неоконченным высшим образованием 9%, что позитивным образом характеризует квалификационный уровень персонала Управления.20% работников со  средне-специальным образованием при удельном весе МОП – 31%, также позитивным образом характеризует  квалификационный состав Управления (ряд работников МОП поступили в Вузы).

    Таким образом, можно сделать вывод, что руководство  Управления образования администрации города   нацелено на улучшение квалификационного уровня персонала.

          Возрастная  структура  работников  Центра выглядит следующим образом. (см. рис. 2.6, 2.7)

    Рис. 2.6  Разделение сотрудников Управление образования по возрасту  в 2000 году

      

    Рис.2.7 Разделение сотрудников Управления образования  по возрасту в 2001 году. 

    

    Анализ  рис 2.6 и 2.7 показал, что за исследуемый период с 2000 по 2001 гг.. произошло «омоложение» персонала организации. Так, например, численность работников в возрасте 40-50 лет снизилась с 11%  в 2000 г. до 6 % в 2000 г., в то время как численность работников в возрасте  до 40 лет имеет тенденцию к росту с 85%  в 2000 г. до 90 % в 2000 г.

    Информация  полученная в процессе исследования позволяет утверждать, что «омоложение» персонала Управления образования происходит, в первую очередь, потому, после проведения сокращения штатов, оставляют молодые перспективные кадры, которые легко обучаемы, легче восприимчивы к изменениям специфики работ, более подготовлены к нововведениям. А,  во-вторых, это происходит потому, что в организации у службы управления персоналом сформировано мнение, что эффективнее использовать молодые кадры, выявить их проблемы, мотивировать их на повышение продуктивности труда, заинтересовать и увлечь работой, чем заниматься переквалификацией работников предпенсионного возраста.

    Распределение работников Управления образования администрации города по количеству лет стажа по специальности:

    Рис. 2.8  Динамика численности персонала  Управления  по количеству лет стажа  по специальности 

      

    

    Анализ  рисунка 2.8  показал, что в Управлении наблюдается рост доли специалистов со стажем работы по специальности до 10 лет с 4 % в 200 до 17 % в 2000 году. Увеличивается я показатель доли специалистов со стажем более 20 лет, за анализируемый период возрастание составило 14%. Данный факт  говорит о том, что в Управлении  присутствуют как молодые специалисты, не имеющие длительного опыта работы в данной сфере, так и достаточно опытные работники, которые могут передать свой богатый опыт и соответствующие навыки последующим  коллегам.

          Несомненным является тот  факт, что молодые специалисты  с высшим уровнем образования, инициативны, активны, нетерпеливы, они стремятся  профессионально реализовать себя, а также удовлетворить свои потребности (в том числе и материальные) в наиболее короткие сроки. Поэтому, если организация не в состоянии хорошо оплачивать высококвалифицированный труд, не удовлетворяет иные потребности работников, не мотивирует их на повышение производительности труда и не дает возможности для служебного роста, то молодые специалисты стремятся  сменить такое место работы на более, для них, приемлемое. С другой стороны, работники предпенсионного, а зачастую, и среднего  возраста менее динамичны, предпочитают осесть на одном месте и приспособиться к тем условиям работы, которые имеются в организации. Поэтому, руководство Управления образования администрации города стремится к разумному сочетанию специалистов со стажем до 10 лет и опытным сотрудников со стажем более 20 лет.

          Вышеизложенное позволяет  сказать, что Управление образования администрации города обладает достаточно квалифицированным кадровым составом, перспективным, молодым, который при умелом его формировании и управлении сможет эффективно трудится для достижения общих целей организации. 

2.3. Деятельность в Управлении образования администрации города Хабаровска по формированию системы кадров

          Формирование кадрового  обеспечения в Управлении образования  администрации города  – это фундаментальное стратегическое направление, которое во многом обеспечивает стабильность и эффективность функционирования  в муниципальных органах управления. Учитывая непосредственную зависимость эффективность функционирования системы муниципального управления от системы формирования кадрового обеспечения, в данной работе анализируется деятельность в Управлении образования администрации города по формированию системы кадров.

    Существуют  различные точки зрения о необходимости  анализа системы формирования кадров. Что именно может дать такой анализ.

    Анализ  системы формирования кадров позволит добиться следующих преимуществ в осуществлении муниципального управления:

    -Ясное  определение видов деятельности, которые должны будут приниматься  для достижение целей органов муниципального управления,

    -Ясность  в понимании проблем руководства и кадров,

    -Побуждение  к сотрудничеству через координацию  деятельности между различными  служащими и отделом,

    -Добиться  единообразия и последовательности  в принятии решения,

    -Децентрализация  власти, что улучшит производственные  отношения,

    -Укрепление  морали и улучшение общих отношений,

    -Четкое  определение правил, которыми должны  руководствоваться работники,

    -Определение  круга проблем, которые могут  возникнуть в будущем,

    -Определить  порядок отбора, набора и расстановки  кадров,

    -Создать  качественные оценки требуемого  персонала,

    -Спланировать  движение персонала и другое.

    В России анализ формирования кадров еще не стал привычным событием и осуществляется в редких случаях. Применительно к органам муниципального управления – это состоит в оценке квалификационного уровня сотрудников по результатам аттестации. В данной дипломной работе анализ формирования кадров будет проанализирован по трем основным направлениям:

  • Анализ занятости,
  • Анализ обучения.
  • Анализ оплаты труда,
  • Анализ производственных отношений,
  • Анализ благосостояния.

    В процессе работы учитывались следующие вопросы: набор, подбор и расстановка кадров, обучение, переобучение персонала, повышение  уровня его квалификации, аттестация сотрудников, причины текучести кадров, стимулирование труда работников и другие.

          В Управлении существует отработанная система привлечения  работников. В Управление образования администрации города на руководящие  должности и на должности главных специалистов принимаются сотрудники имеющие  высшее образование и опыт работы в муниципальных учреждениях образования не менее 3 лет в руководящих должностях, такие как директора школ, домов-интернатов, заведующие детскими садами, иногда это сотрудники отделов образования районных администраций. В данной схеме наблюдается обратная связь. То есть из которой среды привлекаются сотрудники для работы в городское управление образования, в ту же среду они и возвращаются.

    Следовало бы обратить внимание на тот факт, что Управление образования администрации города имеет в наличии главного специалиста по кадровым вопросам. В его обязанности входит:

    -Обеспечение  образовательных учреждений необходимыми  педагогическими кадрами,

    -Проведение  аттестации педагогических и  руководящих кадров,

    -Планирование  и организация курсовой переподготовки  педагогических кадров.

    Данная  должность предполагает наличие  высшего педагогическое  образования, возраст не старше 50 лет и опыт руководящей работы не менее 3-х лет. Следовательно кадровой работой должен заниматься человек опытный, квалифицированный, знающий специфику управленческой и педагогической работы.

          Главный специалист по кадрам Управления образования Администрации  города координирует деятельность аттестационных комиссий подведомственных учреждений, руководит деятельностью директоров школ, заведующих детских садов и др., утверждает план переподготовки специалистов Управления и всех подведомственных учреждений.

     Главный  специалист по кадрам замещает  Начальника управления образования  администрации города на период его отсутствия. Интересен этот факт в том, что при наличии 2-х заместителей заменяет начальника Управления главный специалист по кадрам, что говорит о  выделении высокой роли специалиста по кадрам в системе муниципального управления. Следовательно, кадровый вопрос является одним из важнейших вопросов, стоящих перед Управлением образования города.

    Учитывая  тот факт, что сфера муниципального управления – остается одной из самых привлекательных мест для трудоустройства, Управление образования администрации города устанавливает очень жесткие рамки отбора кандидатов на вакантные должности. Найм работников осуществляется через объявление на замещение должности образовавшегося  вакантного места. В данном объявлении указываются основные требования, предъявляемые к кандидату. Отбор проводится в три этапа:

  • Конкурс документов,
  • Собеседование ,
  • Предоставление работы с испытательным сроком на 3 месяца.

    Если  кандидат выдерживает эти испытания, то он зачисляется в штат Управления образования администрации города. Из кандидатов, прошедших второй тур, но не имеющих возможности отработать испытательный срок формируется банк данных на замещение вакантных должностей в будущем. В некоторых случаях этих кандидатов приглашают пройти третий отборочный тур во время отпусков сотрудников. И в случае успешной работы они имеют больше шансов быть принятыми в штат Управления образования при наличии свободных мест. В 2001 году было объявлено замещение 5 вакантных должностей, они были заняты 2 сотрудниками Управления образования, чьи ставки были сокращены и тремя специалистами из районных отделов образования.

    В итоге, Управление образования администрации  города проводит жесткую политику отбора кадров, вследствие того, что для  успешной работы органов муниципального образования необходимы высококвалифицированные специалисты. Высокий конкурс отбора для Управления образования Администрации города – это норма, но вместе с тем, данный подход справедлив, принимаются на работу лучшие и более подготовленные сотрудники. Однако стоит отметить, что Управление образования проводит также политику взращивания молодых специалистов. Ряд студентов педагогического Вуза г. Хабаровска проходит дипломную практику на базе Управления образования администрации города.

    К сожалению, вопрос карьерного роста обязательно сопровождается чьим-либо увольнением, либо понижением в должности и достаточно редко более высокая должность высвобождается в связи с естественными причинами. Однако, данное положение вещей мало беспокоит Управление образования администрации города. В Управлении образования администрации города нет четко отработанной системы карьерного роста. Сотрудники Управления не имеют уверенности, что при успешной работе их ждет обязательное повышение по службе. Данный факт не может не отразиться на улучшении качества работы. Под качеством работы в данном случае следует понимать: оперативность выполняемых заданий, количество  и качество исполняемых обязанностей, своевременность выполнения заданных нормативов, производительность труда и др.

           Каждый работник Управления образования города имеет свое  строго фиксированное рабочее место, оснащенное необходимыми техническими средствами. По мнению работников Управления, этот факт позитивно сказывается на работе и каждый сотрудник уверен в том, что у него есть собственное рабочее место. Исходя из психологических особенностей личности, осознание наличия собственной территории стимулирует  работника к эффективному  труду и к приданию своему рабочему месту эстетически приятного вида. В здании Управления образования администрации города был сделан косметический ремонт, частично заменена мебель и технические средства. К концу 2001 года планируется заменить оставшуюся мебель и устаревшую технику. Позитивным образом сказывается наличие бытовой техники в кабинетах – холодильника,  микроволновой печи, радио и другое. Это создает ощущение уюта и снижает формализованность кабинета.

    Практики  и теоретики менеджмента утверждают, что для любого человека важна  самореализация. Одной из сторон самореализации является максимально возможное продвижение по служебной лестнице. Это выражается в том, что каждый работник должен быть уверен в возможности получить повышение при условии качественного выполнения своей работы, росте его профессионализма и квалификации. Следовательно, Управлению образования следует обратить  пристальное внимание на решение этого вопроса. При отсутствии четкой политики карьерного роста, в Управлении образования администрации города присутствует четкий контроль за эффективностью и качеством работы служащих. Главными критериями оценки качества работы являются:

Информация о работе Формирование системы кадрового обеспечения