Формальные и неформальные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Управление группой имеет очень большое значение в современном менеджменте. Поскольку организации любого размера состоят из групп, менеджеру необходимо хорошо разбираться в особенностях возникновения и развития формальных и неформальных групп. Современный менеджер должен понимать важность существования неформальных групп. Он должен стремиться к обеспечению тесного взаимодействия между формальными и неформальными организациями, поскольку неформальные организации динамично взаи¬модействуют с формальными организациями, влияют на качество выполнения работы и на отношение людей к труду и к начальству.

Оглавление

Глава 1 Теоретические основы групповой динамики в организации.
1.1 Сущность групп.
1.2 Классификация групп.
1.3 Методы управления группами.
Глава 2 Групповая динамика ООО «Строитель».
2.1 Общая характеристика ООО «Строитель».
2.2 Анализ состава и структуры групп .
Глава 3 Повышение эффективности функционирования групп.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент 2 курсс.docx

— 61.10 Кб (Скачать)

При несовпадении структур, когда  руководитель не пользуется авторитетом  в коллективе, а групповые нормы  и правила расходятся с коллективными, в коллективе может возникнуть борьба между формальной и неформальной структурами, которая препятствует эффективной деятельности.

Неформальные отношения в некоторых  случаях могут регулироваться через  систему формальных связей. Это возможно при соблюдении следующих важнейших  правил:

  1. Создавая организационную структуру и подбирая руководителей первичных коллективов, следует на эти должности назначать людей, пользующихся авторитетом в коллективе.
  2. При распределении поручений и работ необходимо учитывать сложившуюся неофициальную структуру коллектива.

При работе с отрицательно направленными  неформальными группами необходимо проявлять индивидуальный подход, находить в каждом отдельном случае истинные причины отрицательного поведения  людей.

Меры воздействия в таких  случаях тоже должны быть различными:

  1. На одного достаточно воздействовать проявлением к нему внимания, похвалой.
  2. Другого перевести на более подходящую работу.
  3. Третьего направить в другой коллектив (при несовместимости его с группой).
  4. С четвертым требуется длительная воспитательная работа.
  5. Пятого надо «проработать» на собрании коллектива.
  6. Шестого вообще уволить. Но эту меру следует применять в самом крайнем случае, соблюдая все правовые нормы.

В управлении коллективом очень  важно уметь вовремя использовать положительное влияние авторитетных лиц и нейтрализовать их отрицательное  воздействие.

Особого внимания заслуживает взаимоотношение  руководителя с лидером неформальной группы. Выявить неформальную группу и ее лидера можно в ходе обычных  бесед с членами коллектива и  с помощью постоянных наблюдений за контактами сотрудников между  собой.

Очень часто некоторые руководители считают, что с любым лидером  в коллективе следует бороться. Такая  позиция основана на заблуждении  в том, что управлять коллективом  – это значит подчинить себе всех его членов в явной форме и  командовать ими.

Нет, управлять коллективом –  это прежде всего создавать обстановку для эффективной работы.

Руководителю вовсе незазорно ориентироваться на лидера, проявлять уважение к нему, к его позиции и к его возможностям. Подобное поведение руководителя способствует повышению его авторитета. В некоторых случаях важно переубедить отрицательно настроенных лидеров и соответствующим образом ориентировать неформальные группы.

Прямое воздействие на лидера с  целью устранения его влияния  и повышения авторитета руководителя редко дает положительные результаты. Тактика нападок на отрицательного лидера лишь укрепляет его позицию  в неформальной группе и сплачивает ее именно вокруг лидера.

В тех случаях, когда принимаемые  меры по нейтрализации неформального  лидера (откровенный разговор, стремление убедить и т.п.) оказываются безуспешными, руководитель может использовать против него и другие средства. Начиная  от силы общественного мнения вплоть до перевода его в другой коллектив, где он заведомо не может стать  лидером.

Руководителю следует иметь  в виду, что попытки расформировать некоторые нежелательные неформальные группы путем создания препятствий  для контактов между его членами  редко приводят к желаемому результату. Но могут дать обратный эффект и  способствовать еще большему их сплочению.

Принятие только административных мер не может гарантировать успех. Необходима воспитательная работа и  совместные усилия администрации и  коллектива.

В практике подбора кадров следует  сближать лидера с официальным руководителем  или стремиться, чтобы формальный руководитель обладал свойствами лидера.

Доказано, что от характера отношений  руководителя и лидера между собой  и каждого из них с коллективом  прямо зависят результаты деятельности коллектива. Моральный климат в коллективе – это прежде всего настроение коллектива.

Характер внутри межгрупповых отношений  – явление вполне управляемое. Большое  значение в практике управления приобретает  умение строить организационную  и воспитательную работу с коллективом  дифференцированно, то есть в соответствии с профессиональными, функциональными, социальными и демографическими особенностями отдельных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Групповая динамика ООО «Строитель».

2.1 Общая характеристика ООО «Строитель».

Фирменное наименование: Общество с  ограниченной ответственностью «Строитель»

Юридический статус: Общество с ограниченной ответственностью.

ООО «Строитель» было создано в  1998 году. Общество с ограниченной ответственностью создано в результате преобразования в него Закрытого акционерного общества ООО «Строитель» и является его полным правопреемником. Общество руководствуется в своей деятельности ГКРФ, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года N 14 - ФЗ. ООО «Строитель» создано на основе устава. Уставной капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Уставной капитал Общества определяет минимальный размер имущества Общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Общество не имеет филиалов и представительств. Состав органов Общества: общее собрание Участников Общества и генеральный директор Общества. Высшим органом Общества является общее собрание участников Общества, которое руководит деятельностью Общества в соответствии с законодательством и Уставом. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества - генеральным директором. Генеральный директор избирается общим собранием участников Общества сроком на три года.

В связи в преобразованиями в  нашей стране происходила и его  реорганизация. Но в 2000 году руководство организации перешло в руки его нынешнего директора. С этого времени и определились новые направления в развитии организации, одним из которых стало промышленное и жилищное строительство. В сложное и нестабильное время, когда многие организации не смогли устоять против ветра перемен, этой организации удалось создать коллектив, состоящий из высококвалифицированных и грамотных работников. Их многолетний опыт работы определил и основные цели организации - строительство современного комфортного жилья, доступного для относительно широкого круга населения.

На сегодняшний день ООО «Строитель» - это общество, основными видами лицензированной деятельности, которой  являются:

· Промышленное и гражданское строительство,

· Дорожные и земляные работы и  работы покрытия,

· Производство и торговля строительными  материалами.

ООО «Строитель» является головной организацией, включающей в себя такие  структуры как:

ЗАО «Сантехмонтаж» - сантехнические и вентиляционные работы,

ОАО «Спецстрой» - наружные сети коммуникаций и дорожные работы,

ООО «Бизнес-Вектор» - производство нерудных материалов и асфальтобетонной смеси.

Основными видами деятельности Общества являются:

1. общестроительные работы (каменные, плотничные, отделочные, бетонные и  др.), монтаж металлоконструкций.

2. создание полиграфической базы, распространение научной, технической,  деловой информации и документации,

3. выполнение функций генподрядчика  и заказчика, включая технический  надзор за строительством,

4. консультации по ремонтно-строительным  работам,

5. осуществление пуско-наладочных  работ,

6. транспортные услуги и ремонт  оборудования, узлов и механизмов  сторонним организациям, юридическим  и физическим лицам,

7. производство продукции промышленного  назначения и народного потребления,  как для собственных нужд, так  и для насыщения рынка товарами  и услугами,

8. организация оптовой, мелкооптовой  торговли, комиссионной, агентской  и розничной торговли товарами  народного потребления, потребительскими  товарами и продукцией производственно-технического  назначения,

9. посредническая деятельность, представление  интересов третьих лиц, заключение  от их имени договоров и  контрактов по всем видам хозяйственной  деятельности,

10. внедрение продукции научно-технического  назначения, новых технологий, разработок, изобретений, «ноу-хау» в производстве.

В 2008 году организация отмечает 10 летие своей деятельности. Лозунг организации: «Все для блага человека, все во имя человека».

ООО «Стротиель» имеет благоустроенную производственную территорию, на которой располагаются оборудованные складские помещения с авто- и железнодорожными подъездными путями. Наряду со стабильным развитием производства строительных материалов это позволяет обеспечить бесперебойную поставку материалов не только на собственные объекты, но и, используя уже имеющийся опыт по снабжению, расширить торгово-закупочную деятельность предприятия.

Цель организации - строительство  современного комфортного жилья.

Совместное строительство ведется  на коммерческой основе, но для руководства ООО «Строитель» одно из первых мест занимают интересы потребителей - жителей нашего города, его благоустройство.

Производственная структура строительной организации представляет собой  схему производственной организации, включающую ее членение на участки  различного уровня и другие производственные подразделения. Строительная организация  имеет 5 уровней управления. Это уровень  мастера, прораба, начальника участка, начальника стройуправления и руководителя организации.

Клиентами ООО «Строитель» являются в основном физические частные лица, которые покупают квартиры, а также юридические лица, которые покупают помещения под офисы. Потребители данного товара - состоятельные люди, среди которых преобладают бизнесмены, коммерсанты, руководители крупных предприятий.

Посредниками выступают люди, которые  непосредственно продают квартиры, риэлтерские организации, через  которых идет реализация построенных  квартир и офисных помещений.

ООО «Строитель» имеет постоянных заказчиков.

Основной целью ООО «Строитель»  является - строительство современного комфортного жилья.

Задачи ООО «Строитель»:

· уменьшение себестоимости строительства

· увеличение темпов строительства

· быстрый оборот средств

· увеличение прибыли

· повышение качества жилья

· выполнение работ «под ключ»

· выход на новые рынки

· привлечение дополнительных инвестиций для строительства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ состава и структуры групп

 

Одной из главных проблем организации  является наличие у ООО «Строитель», как и у большинства компаний, неформальных групп. Приведем слабые, сильные стороны организации.

Сильные стороны -

1. большой штат сотрудников

2. у каждого сотрудника есть  своя цель

3. цели работников совпадают  с целями организации

4. чётко сформулированная стратегия

5. высококвалифицированные работники

Слабые стороны -

1. разделение всего персонала  на группы

2. непонимания между руководителем  и подчиненным

3. общение работников только  в пределах организации

4. нежелание руководителя бороться  с неформальными группами

5. попытки увольнения работников  из-за несогласия с мнением  руководителя

6. персонал не воспринимает директора  как лидера коллектива

7. конфликты между руководителями  и подчиненными

8. конфликты между неформальными  лидерами групп

9. нежелание коллектива объединеняться

Как видно, слабых сторон значительно  больше в организации, чем сильных.

Опишем существующие неформальные группы в ООО «Строитель».

Формальным лидером в организации  является ее генеральный директор.

Генеральный директор

Преимущества: Хорошо себя проявляет  в управленческой сфере, где необходимо руководить другими людьми, координировать их деятельность. В целом проявляет  стремление объединить в своих руках  весь цикл производства. Хороший работник, не терпит некомпетентности, сам хорошо эрудирован в своей области. Очень работоспособен, иногда работает «на износ», считая, что только в этом случае может требовать того же и от других. В сфере производства добивается качественности выполняемой работы. Главное для него - чистота, порядок, функциональность. Имеет большой лидерский потенциал, способен контролировать ход событий и адекватно принимать на себя ответственность за свою профессиональную деятельность.

Недостатки: От него нельзя ожидать  гибкого изменения своего поведения  соответственно ситуации. Когда его  охватывают эмоции, к чужому мнению не прислушивается, упрямо настаивает на своём. Ему сложно признать, что  он был не прав. Иногда не хватает, выдержи  и хладнокровия в экстремальных  ситуациях. В сфере межличностных  взаимодействий ведущий фактор - доминирование. Умеет заставить людей трудиться. Критичен в оценке результатов чужой  работы. Способен своё мнение высказывать прямо. В некоторых случаях от него нельзя ожидать мягкости и дипломатичности в отношениях с людьми. В случае возникновения конфликтных ситуаций считает, что использует тактики «сотрудничество» и «приспособление».

Информация о работе Формальные и неформальные отношения