Формальные и неформальные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Управление группой имеет очень большое значение в современном менеджменте. Поскольку организации любого размера состоят из групп, менеджеру необходимо хорошо разбираться в особенностях возникновения и развития формальных и неформальных групп. Современный менеджер должен понимать важность существования неформальных групп. Он должен стремиться к обеспечению тесного взаимодействия между формальными и неформальными организациями, поскольку неформальные организации динамично взаи¬модействуют с формальными организациями, влияют на качество выполнения работы и на отношение людей к труду и к начальству.

Оглавление

Глава 1 Теоретические основы групповой динамики в организации.
1.1 Сущность групп.
1.2 Классификация групп.
1.3 Методы управления группами.
Глава 2 Групповая динамика ООО «Строитель».
2.1 Общая характеристика ООО «Строитель».
2.2 Анализ состава и структуры групп .
Глава 3 Повышение эффективности функционирования групп.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент 2 курсс.docx

— 61.10 Кб (Скачать)

В организации его правой рукой  является исполнительный директор. Эти  два человека составляют первую неформальную группу на предприятии.

Главными их «соперниками» являются главный инженер и коммерческий директор, которые составляют вторую неформальную группу в организации. В этой группе явно выраженного неформального  лидера нет. Группа организовалась так  как:

1. Оба работника находятся в  одном офисе

2. И главный инженер, и коммерческий директор в большинстве случаев не согласны с мнением генерального директора, из - за чего происходят постоянные споры и мелкие конфликты. Коммерческий директор пытается часто предложить генеральному директору более выгодное по деньгам и эффективное предложение.

3. Цель у обоих работников: эффективно  и выгодно выполнить задание  более дешевым и правильным  способом.

4. Главный инженер и коммерческий  директор являются родственниками.

Коммерческий директор. Хорошо себя проявляет в управленческой сфере, где необходимо руководить другими  людьми, координировать их деятельность. Напористый и работоспособный человек, способен работать столько часов, сколько  требует дело, которым занимается. Борется за качество, надежность и  продуктивность труда. Обладает исключительно  практическим складом ума. Имеет  склонность к рационализаторской деятельности. Всё оценивает с точки зрения целесообразности и полезности. Ко всему готовится заблаговременно. Для его движения вперёд необходима ясная перспектива и стабильность. Выступает против недисциплинированности, нарушения норм и правил. Сам отличается собранностью и организованностью. Критичен в оценках своей и чужой работы. Умеет заставить людей работать. Не потерпит возле себя лентяев и халтурщиков. Его творческие способности повышаются в хорошем настроении. В сфере межличностных отношений проявляет себя как человек вспыльчивый, но отходчивый. Очень горячится в споре, когда его охватывают эмоции. Приоритетные тактики поведения в конфликте: сотрудничество и приспособление, что, возможно, наиболее ярко проявляется в общении с вышестоящим руководством.

Главный инженер - Хорошо распределяет обязанности и следит за их выполнением, может эффективно осуществлять конкретное руководство подразделений. Его  сильно стороной является конкретная логика, т.е. тщательная проработка любого вопроса и мероприятия. Человек  ответственный, не бросающий слов на ветер. Характерно стремление к порядку, дисциплине, соблюдению чётких норм и  правил, нетерпелив к безответственности. Настойчивый, целеустремлённый. Склонен уважать авторитеты, при этом бескомпромиссен в выполнении своего дела, дисциплинирован, исполнителен, собран, следит за порядком в быту и на производстве. Члены коллектива считают его одним из наиболее компетентных работников организации.

Чувствует уверенность в ситуациях, требующих ломки устоявшихся  взглядов без ясных перспектив, недоверчивость к неожиданным идеям и предложениям, требующим отказа от ценностей прошлого, альтернативности. Сторонник применения мер дисциплинарного воздействия  к людям, не выполняющим свои обязанности.

В случае возникновения конфликтных  ситуаций в данном коллективе для  преодоления разногласий стремится  искать компромиссное решение.

Третьей неформальной группой в  ООО «Строитель» является сотрудники бухгалтерского отдела. Группа состоит  из трех женщин: главный бухгалтер  и два бухгалтера. Неформальным лидером  в этой группе является главный бухгалтер, так как она:

1. дольше всех троих работает  в организации,

2. знает устои и правила организации,

3. имеет большой стаж работы,

4. опытный работник.

Главный бухгалтер - Хорошо себя проявляет  в управленческой сфере, где необходимо руководить другими людьми, координировать их деятельность. В целом проявляет  стремление объединить в своих руках  весь цикл производства.

Требовательная, прямолинейная, очень  работоспособная. Иногда способна работать «на износ». Может быть резкой в суждениях. Обычно формулирует задачу очень чётко. Характеризуется повышенным чувством справедливости, сочетающимся с убеждением в собственной правоте.

В сфере производства способна добиваться высокой качественности результатов труда, любит полюбоваться сделанным, подчёркивая преимущества именно своей работы. Главное для него - чистота, порядок, функциональность. Склонна считать, что большинство важных событий в её жизни являются результатом собственных действий, что он может ими управлять. Чувствует свою собственную ответственность за свои действия и жизнь в целом. Проявляет упорство в достижении целей.

Но при этом обнаруживает выраженную близость к таким личностным характеристикам, как излишняя прямолинейность в  высказываниях и поступках; отсутствие мягкости и дипломатичности в отношениях с людьми. Однако в случае возникновения конфликтной ситуации с вышестоящим руководством способна пойти на компромиссное урегулирование разногласий.

Может быть характерна повышенная обидчивость, легко угасающая в ситуации комфортной, не ущемляющей престиж её личности.

Ведущие потребности в раскрытии  своего потенциала, в самореализации находятся в зоне неудовлетворённости.

Группа организовалась по нескольким причинам:

1. Единственный женский коллектив  в организации,

2. Попытки доказать, что женское  мнение - правильное мнение,

3. Присутствие личных антипатий  к генеральному директору,

4. Все работницы находятся в  одном кабинете,

5. Обеденные перерывы проводят  вместе,

6. Общие интересы.

Таким образом, мы выявили три ярко выраженные неформальные группы в ООО  «Строитель»:

Первая группа - генеральный директор и исполнительный директор.

Вторая группа - главный инженер  и коммерческий директор.

Третья группа - главный бухгалтер  и два бухгалтера.

По нашему мнению генеральному директору  не стоит избавляться от неформальных групп. Уволив одного из этих работников генеральный директор потеряет квалифицированных и опытных работников, из-за чего деятельность компании пойдет на спад.

Предложим другие способы борьбы с  неформальными группами в ООО  «Строитель»:

1. Одним из лучших методов,  как нам кажется, можно предложить  общение работников вне стен  организации. Например, празднование  праздников в кафе коллективом  организации. Таким образом, коллектив  будет сплочен. Отношения в  коллективе, таким образом, наладятся.

2. Главному директору мы бы  посоветовали прислушиваться к  мнению его коллег, так как  не только его мнение может  быть верным. Иногда нужно смиряться  с тем, что у подчиненных  идеи могут быть правильными,  эффективными и выгодными.

3. Признать существование неформальной  организации и осознать, что ее  уничтожение повлечет за собой  уничтожение и формальной организации.

4. Разрешить коллективу участвовать  в принятии решений.

5. Быстро выдавать точную информацию, тем самым, препятствуя распространению  слухов.

6. Повысить заработную плату  работникам, тем самым, попытаться  улучшить мнение о директоре.

7. Попытаться наладить отношения  с подчиненными.

Нам кажется, что если генеральный  директор будет использовать некоторые  способы, предложенные нами, то проблема организации может быть решена.

 

Глава 3 Повышение  эффективности функционирования групп

 

Группа сможет более или  менее эффективно идти к достижению своих целей в зависимости от влияния следующих факторов: размера, состава, групповых норм, сплоченности, конфликтности, статуса и функциональной роли ее членов.

     Размер. Теоретики управления посвятили много времени определению

идеального размера группы. Авторы школы административного управления считали, что формальная группа должна быть сравнительно небольшой. По мнению Ральфа К. Дэвиса, идеальная группа должна состоять из 3-9 человек. Его мнение склонен разделить Кит Дэвис, современный теоретик, посвятивший много лет исследованию групп. Он полагает, что предпочтительное количество членов группы – 5 человек. Исследования показывают, что фактически на собрания в группу приходят от 5 до 8 человек. По некоторым исследованиям можно заключить, что группы, насчитывающие от 5 до 11 членов, обычно принимают более точные решения, чем те, которые выходят за пределы этой численности. Исследования также показали, что в группах из 5 человек ее члены обычно испытывают большую удовлетворенность, чем в группах большего или меньшего размера. Объяснение этому, по-видимому, заключается в том, что в группах из 2 или 3 человек ее члены могут быть обеспокоены тем,

что их персональная ответственность  за принимаемые решения слишком  очевидна. С другой стороны, в группах, состоящих из более чем 5 человек, ее члены могут испытывать затруднение, робость в высказывании своего мнения перед другими. В общем, по мере увеличения размера группы, общение между ее членами усложняется, и становится более трудным достижение согласия по вопросам, связанным с деятельностью группы и выполнением ее задач. Увеличение размера группы также усиливает тенденцию к неформальному разделению групп на подгруппы, что может привести к появлению несогласующихся целей и к образованию клик.

     Состав. Под составом здесь понимается степень сходства личностей и

точек зрения, подходов, которые  они проявляют при решении  проблем. Важной причиной вынесения вопроса на решение группы является использование различных позиций для нахождения оптимального решения. Поэтому неудивительно, что на базе исследований рекомендуется, чтобы группа состояла из непохожих личностей, так как это сулит большую эффективность чем, если бы члены группы имели схожие точки зрения. Некоторые люди обращают больше внимания на важные детали проектов

и проблем, а другие хотят  взглянуть на картину в целом, некоторые хотят подойти к проблеме с системных позиций и рассмотреть взаимосвязь различных аспектов. По словам Майнера, когда «группы подобраны таким образом, что в них входят либо очень похожие, либо очень разные люди, то группы с различными точками зрения вырабатывают больше качественных решений. Множество точек зрения и восприятия перспектив приносит свои плоды».

     Групповые нормы. Как было выявлено первыми исследователями групп,

в трудовых коллективах нормы, принятые группой, оказывают сильное  влияние на поведение отдельной личности и на то, в каком направлении будет работать группа: на достижение целей организации или на противодействие им. Нормы призваны подсказать членам группы, какое поведение и какая работа ожидаются от них. Нормы оказывают такое сильное влияние потому, что только при условии сообразования своих действий с этими нормами отдельная личность может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Это относится как к неформальным, так и к формальным организациям. С позиций организации можно сказать, что нормы могут иметь положительный и отрицательный характер. Положительными нормами считаются те, что поддерживают цели и задачи организации и поощряют поведение, направленное на достижение этих целей. Отрицательные нормы имеют противоположный эффект: они поощряют поведение, которое не способствует достижению целей организаций. Нормы, которые поощряют усердие работников, их преданность организации, заботу о качестве продукции или заботу об удовлетворении покупателя – положительные нормы. Примером отрицательных норм служат такие нормы, которые поощряют неконструктивную критику компании, кражи, прогулы и низкий уровень

производительности труда.

Существует следующая  классификация групповых норм:

1) гордость за организацию;

2) достижение целей;

3) прибыльность;

4) коллективный труд;

5) планирование;

6) контроль;

7) профессиональная подготовка  кадров;

8) нововведения;

9) отношения с заказчиком;

10) защита честности.

Руководителям следует выносить свои суждения о нормах группы с осторожностью. Например, может показаться, что группа руководителей низового звена, которые считают правильным всегда соглашаться с начальством, проявляют высокую степень лояльности. Однако, на самом деле такая норма приведет к подавлению очень выигрышных для организации инициатив и мнений. Подобное подавление важной информации чревато снижением эффективности

решений.

     Сплоченность. Сплоченность группы – это мера тяготения членов

группы друг к другу  и к группе. Высокосплоченная группа – это группа, члены которой испытывают сильную тягу друг к другу и считают себя похожими. Поскольку сплоченная группа хорошо работает в коллективе, высокий уровень сплоченности

может повысить эффективность  всей организации, если цели и той  и другой

Информация о работе Формальные и неформальные отношения