Формальные и неформальные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Управление группой имеет очень большое значение в современном менеджменте. Поскольку организации любого размера состоят из групп, менеджеру необходимо хорошо разбираться в особенностях возникновения и развития формальных и неформальных групп. Современный менеджер должен понимать важность существования неформальных групп. Он должен стремиться к обеспечению тесного взаимодействия между формальными и неформальными организациями, поскольку неформальные организации динамично взаи¬модействуют с формальными организациями, влияют на качество выполнения работы и на отношение людей к труду и к начальству.

Оглавление

Глава 1 Теоретические основы групповой динамики в организации.
1.1 Сущность групп.
1.2 Классификация групп.
1.3 Методы управления группами.
Глава 2 Групповая динамика ООО «Строитель».
2.1 Общая характеристика ООО «Строитель».
2.2 Анализ состава и структуры групп .
Глава 3 Повышение эффективности функционирования групп.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент 2 курсс.docx

— 61.10 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Теоретические основы групповой динамики в организации.

1.1 Сущность групп.

1.2 Классификация групп.

1.3 Методы управления группами.

Глава 2 Групповая динамика ООО «Строитель».

2.1 Общая характеристика ООО «Строитель».

2.2 Анализ состава и структуры групп .

Глава 3 Повышение эффективности функционирования групп.

Заключение.

Список использованных источников.

 

ВВЕДЕНИЕ

Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это – место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность. Несмотря на то, что неформальные организации созданы не по воле руководства, они представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников. Кроме того, как бы хорошо руководитель ни выполнял свои функции, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются для достижения целей в организации, стремящейся вперед. Руководителю и подчиненному часто приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами данной организации и с подразделениями вне их субординации. Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых зависит их деятельность. Чтобы справляться с такими ситуациями, менеджер обязан понимать, какую роль в конкретной ситуации играет та или иная группа, и какое место в ней занимает процесс руководства.

Одним из необходимых условий  эффективности управления также  является умение работать в малых  группах, таких как различные  комитеты или комиссии, созданные  самими руководителями, и умение строить взаимоотношения со своими непосредственными подчиненными.

 

Объектом исследования является ООО  «Строитель».

Предметом исследования являются формальные и неформальные группы в ООО «Строитель».

Целью исследования является анализ формальных и неформальных групп  в ООО «Строитель».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты  и выявить природу формальных  и неформальных групп.

2. Охарактеризовать формальные  и неформальные группы.

3. Показать влияние формальных  и неформальных групп на организацию.

4. Дать общую характеристику ООО «Строитель».

5. Проанализировать состояние формальных  и неформальных групп в ООО  «Строитель».

Методами исследования были выбраны  анализ, синтез.

Источниковедческой базой работы являются научные труды и справочная литература по менеджменту, законы Российской Федерации. В процессе работы была использована литература зарубежных и отечественных  авторов: Альберт М., Виханский О.С., Мескон М.Х., Хедоури Ф. и другие.

 

Глава 1 Теоретические основы групповой динамики в организации.

1.1 Сущность групп

Человек нуждается в общении  с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако, если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существование друг друга. Время, требующееся для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой.

Характерными особенностями группы является следующее:

Члены группы идентифицируют себя и  свои действия с группой в целом  и тем самым во внешних взаимодействиях  выступают как бы от имени группы. Человек говорит не о себе, а  о группе в целом, употребляя местоимения: мы, у нас, наши, нам и т.п.;

Взаимодействие между членами  группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга и т.п. В  группе люди непосредственно общаются друг с другом, придавая формальным взаимодействиям «человеческую» форму;

В группе наряду с формальным распределением ролей, если таковое существует, обязательно  складывается неформальное распределение  ролей, обычно признаваемое группой. Отдельные члены группы берут на себя роль генераторов идей, другие склонны к координации усилий членов группы, третьи заботятся о взаимоотношениях в группе, о поддержании хорошего климата в коллективе, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в работе, все выполнялось в срок и доводилось до конца. Есть люди, которые выполняют роль структуризаторов - они ставят перед группой цели, отслеживают влияние окружения на решаемые группой задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Классификация групп.

Формальные группы - это «узаконенные»  группы обычно выделяются как структурные  подразделения в организации. Они  имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру  ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.

В обиходной речи слово «формальный» имеет негативный оттенок, означающий не заинтересованность в результатах, равнодушное отношение к выполнению должностных обязанностей. И действительно, злоупотребление формальностями ведет  к различного рода бюрократическим извращениям. Однако формальное имеет ряд достоинств:

делает общим достоянием полученные знания и, основывающиеся на них, передовые  технологии и приемы работ;

устанавливает единые нормы и правила  для всех, чем исключает произвол и способствует объективизации деятельности;

обеспечивает «прозрачность» постановки дела для контроля и гласность  для взаимодействия с общественностью, что, безусловно, важно для демократизации управления.

Таким образом, формальная группа имеет  следующие особенности:

Она рациональна, т.е. в основе ее лежит  принцип целесообразности, сознательного  движения к известной цели;

Она безлична, т.е. рассчитана на индивидов, отношения между которыми устанавливаются  по составленной программе.

В формальной группе предусмотрены  только служебные связи между  индивидами, и она подчиняется  лишь функциональным целям. К формальным группам относятся:

Вертикальная (линейная) организация, объединяющая ряд органов и подразделений  таким образом, что каждое из них  находиться между двумя другими - вышестоящими и нижестоящими, а  руководство каждым из органов и  подразделений сосредоточено в  одном лице;

Функциональная организация, в  соответствии с которой, руководство  распределяется между рядом лиц, специализирующихся на выполнении определенных функций и работ;

Штабная организация, характеризующаяся  наличием штаба советников, экспертов, помощников, не включенных в систему  вертикальной организации.

Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут  быть созданы для решения определенной целевой задачи, например комиссия по разработке какого-либо проекта.

Неформальные группы возникают  в следствии принципиальной неполноты  формальных групп, поскольку должностными инструкциями все возможные ситуации, какие могут случится, предусмотреть попросту невозможно, а формализовать все субъективные представления в качестве норм для регуляции общественных отношений возможно только при тоталитарных политических режимах.

Неформальные группы создаются  не распоряжениями руководства и  формальными постановлениями, а  членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями  привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру.

Неформальные группы обычно имеют  свои неписаные правила и нормы  поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто  нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей  и позиций. Обычно эти группы имеют  явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры.

Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом  более или менее длительного  межличностного общения.

Неформальная группа проявляется  в двух разновидностях:

Представляет собой вне формальную организацию, в которой неформализованные  служебные отношения несут функциональное (производственное) содержание, и существуют параллельно с формальной организацией. Например, оптимальная система деловых связей, стихийно складывающейся между работниками, некоторые формы рационализации и изобретательства, способы принятия решения и т.д.

Представляет социально-психологическую  организацию, выступающую в виде межличностных связей, возникающих  на основе взаимного интереса индивидов  друг к другу вне связи с  функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникающая общность людей, основанная на личном выборе связей и  ассоциаций между ними, например, товарищеские отношения, любительские группы, отношения  престижа, лидерства, симпатий и т.д.

Картина неформальной группы чрезвычайно  пестра и изменчива по направленности интересов, характеру деятельности, по возрастному и социальному  составу. В зависимости от идейной  и нравственной направленности, стиля  поведения неформальные организации  можно классифицировать по трем группам:

Просоциальные, т.е. социально-положительные группы. Это общественно-политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность;

Асоциальные, т.е. группы, стоящие в  стороне от социальных проблем;

Антисоциальные. Эти группы - самая  неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу. С одной  стороны, нравственная глухота, неспособность  понять других, иную точку зрения, с  другой - часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке  крайних взглядов у отдельных  ее представителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методы управления  группами

Управлять коллективом – это прежде всего создавать такую обстановку, в которой с уверенностью будет получен требуемый результат. Для этого необходимы организация, мотивация и контроль деятельности.

Одними из важнейших задач руководителя являются сближение формальных и  неформальных структур, положительная  ориентация неформальных групп и  борьба с отрицательными проявлениями в коллективе.

Для эффективной работы в коллективе руководитель должен прежде всего иметь реальное представление о действительном положении дел в коллективе.

Он должен знать о существовании  неформальных групп, их лидеров, степени  авторитетности лидеров, направленности их деятельности, иметь представление  об их моральном облике.

В зависимости от конкретной обстановки руководитель должен принимать соответствующие  меры. Но в любом случае он должен считаться с существованием неформальных групп и уметь использовать направленность их действий в интересах дела.

Неформальная структура может  быть и нейтральной по отношению  к формальной.

Это бывает в тех случаях, когда  интересы членов неформальных групп  находятся вне производственной сферы (рыболовы, спортсмены и т.п.).

Неформальные отношения членов коллектива неизбежны, так как их деятельность и интересы не могут  уложиться полностью в рамки  официально утвержденных структур, должностей, функций и процедур. Кроме того, неформальные отношения также необходимы, так как без них формальная структура в значительной степени  снижает свою работоспособность.

Взаимодействие формальных и неформальных групп в коллективе – явление  естественное и распространенное. Оно  есть в каждом коллективе. Подобно  многим факторам, действующим в области  управления, оно несет в себе как  отрицательные, так и положительные  моменты.

Идеальным состоянием коллектива является такое, при котором формальные и  неформальные группы максимально совпадают. Такое совпадение формальной и неформальной структур создает сплоченность в  коллективе и дает заметный производственный эффект.

Информация о работе Формальные и неформальные отношения