Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 07:17, курсовая работа
Цель исследования: изучить факторы, влияющие на сплоченность коллектива.
Задачи исследования:
Рассмотреть трудовой коллектив как социальный институт;
Изучить проблемы групповой сплоченности в трудах исследователей;
Проанализировать особенности социально-психологического климата в коллективе;
Выявить факторы сплочения трудового коллектива.
Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования сплоченности в трудовом коллективе 5
1.1. Трудовой коллектив как социальный институт 5
1.2. Проблема групповой сплоченности в трудах исследователей 13
1.3. Социально-психологический климат коллектива 24
1.4. Факторы сплочения трудового коллектива 35
Глава 2. Исследование факторов, влияющих на сплоченность коллектива 39
2.1. Организация исследования 39
2.2. Статистический анализ и описание полученных результатов 45
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложение 62
М. Мескон, М Альберт и Ф Хедоури определяют руководителя как человека, «который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель - влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации» (Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., 1995, с. 63).
По определению Б. и X. Швальбе, руководство - это личное воздействие на поведение других для реализации поставленных целей (т.е. на поиск, принятие, проведение в жизнь и контроль решений и последствий их выполнения) (Швальбе Б., Швальбе Х., 1993, с. 200)
По мнению же И.П. Марченко, современный руководитель должен обладать нравственной культурой, которая подразумевает «диалектическое единство его сознания и поведения; это качественная характеристика морального развития, моральной зрелости работника управления, проявляющаяся как минимум в трех измерениях: культура нравственного сознания, культура нравственных чувств, культура поведения» (Марченко И.П., 1993, с. 145).
Анализ диалектических связей, существующих между этими понятиями, позволяет определить стиль руководства, присущий конкретному руководителю в управленческой деятельности. Например, если у руководителя имеются знания (первая характеристика), но не актуализированы чувства (вторая характеристика), тогда можно не сомневаться, что третья характеристика выразится в следующем: самостоятельность в суждениях перерастет в пренебрежение к мнению подчиненных; право применения власти перерастет в нетерпимость; непринужденность в поведении может обернуться фамильярностью и т.д.
Существуют исследования, подтверждающие взаимосвязь стиля руководства с развитием организации и формированием социально-психологического климата в коллективе. Исследователи выделяют различные классификации стилей руководства (управления), в зависимости от того, на что в большей степени ориентирован руководитель.
И.П. Волков определяет стиль руководства как наиболее частое использование тех или иных приемов, которыми руководитель пользуется для эффективного решения задач коллектива. «Стиль руководства, - пишет автор, - возникает как проявление наиболее типичных для данного должностного лица характерологических и индивидуально-психологических черт в поведении его по отношению к подчиненным. В социально-психологической литературе по вопросам руководства обычно приводятся три таких стиля - директивный, коллегиальный и разрешительный (либеральный)» (Волков И.П Управление, 2001, с. 212).
Рассматривая в своем исследовании указанные стили, автор приходит к выводу, что они не должны являться догмой для руководителя. Поскольку стиль руководства значимо влияет на развитие организации, необходимо научиться использовать его сообразно ситуации.
Г.Б. Морозова отмечает, что типы руководителей и стили их поведения различными исследователями, рассматриваются как биполярные:
«Такое противопоставление одного стиля другому искусственно и не столь однозначно» - утверждает Г.Б. Морозова. Во многих случаях отмечается совпадение в использовании одного и того же социально-психологического фактора руководителями, которые придерживаются разных стилей. Так, например, «авторитарный» руководитель все же может проявлять уважение к своей группе, быть к ней внимательным; в то время как руководитель-демократ может заниматься структурированием задачи своим подчиненным, жестко контролируя их работу» (Морозова Г.Б., 2006, с. 174).
Р. Блейк и Дж. Мутон, изучая управленческие стили, отнесли к одной категории - «забота о людях», такие факторы как ориентация на человека, внимание к людям, демократичность, осуществление общего контроля. Вместе с тем, ориентация на производство, внимание к структуре организации, авторитарность, осуществление жесткого контроля составили другую категорию - «забота о производстве». На основе этих двух категорий авторы создали решетку управленческих стилей, которая отражает разное личностное отношение руководителя к названным категориям (Блейк Р.Р., Мутон Дж.С., 1995, с. 123). При этом производство понимается этими исследователями гораздо шире, чем просто производство вещей (продуктов или услуг); это и качество стратегических решений, и количество творческих идей, и квалификация персонала. «Забота о людях» также понимается в широком смысле слова: это ответственность, основанная на доверии, уважении и личностном росте человека, обеспечение работников хорошими условиями труда, справедливая оплата труда, создание благоприятного социально-психологического климата. На управленческий стиль влияет ряд факторов:
Каждый руководитель использует какой-то свой, присущий ему стиль. Однако в зависимости от ситуации или от людей, с которыми приходится работать, руководитель также может использовать и иной, «дублирующий» стиль. Наиболее эффективным управленческим стилем можно считать тот, при котором удачно сочетаются рост результативности труда, прибылей организации, чувство удовлетворения от работы, служебный и профессиональный рост работников, физическое и духовное здоровье людей.
Руководитель - это человек, который в силу занимаемой в организации позиции должен быть постоянно готов к принятию разного рода решении, решений не только производственного характера, но социально-психологического. Р. Танненбаум и У. Шмидт выделили семь возможных стилей поведения руководителя при принятии решения (Танненбаум Р., Шмидт У., 2008, с. 102).
1.
Руководитель принимает
2. Руководитель «продает» решение.
3. Руководитель выдвигает идеи и ждет вопросов.
4.
Руководитель предлагает
4.
Руководитель предъявляет
5.
Руководитель определяет
6.
Руководитель разрешает
Каждый из методов, к которому может прибегнуть руководитель, характеризуется разной степенью авторитарности со стороны руководителя и большей или меньшей степенью свободы работников в процессе принятия решений. Интересным дополнением к данной концепции стала предложенная В. Врумом и Ф. Йеттоном модель поведения руководителя, способного реализовать при принятии решений различные стили руководства (Врум В., Ф. Йеттон, 1982, с. 180). Данная модель предлагает более последовательную процедуру, которую руководитель может использовать в процессе принятия решения, учитывая, что выбор подходящего способа принятия решения зависит от соотношения трех сил: руководителя, работников, ситуации.
С
одной стороны, на поведение руководителя
оказывает влияние ряд
На то, какую руководителю выбрать линию поведения, влияют и особенности складывающейся ситуации, иначе говоря, ситуационные факторы. Важнейшими условиями, характеризующими внешнюю ситуацию, являются следующие:
1. Организационная культура - ценности и традиции, влияющие на поведение людей;
2. Эффективность работы группы, способность работать сообща, общность целей, взаимное принятие друг друга;
3. Сложность проблемы;
4. Временной фактор - необходимость принять решение немедленно.
Наиболее
эффективным руководителем
Л.И. Уманским было проведено исследование организаторских способностей способных управленцев и выделено 18 типичных организаторских качеств личности:
Л.И. Уманским также было показано, что важнейшей чертой талантливых организаторов является психологическая избирательность, проявляющаяся в способности выделять конкретных людей из ряда других, избирательной чуткости к их психологическим особенностям.
По определению П. Друкера «руководство - это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки» (Друкер П.Ф., 2007, с. 159). Изучение взаимосвязи двух сложных систем - социально-психологического климата коллектива и личностных характеристик руководителя и представляется наиболее важным в процессе данного исследования. Конфигурация элементов системы конкретной организации зависит от знаний и умений того, кто ее формирует, от его мировоззренческой позиции, от способности различать процессы, происходящие в системе. Управление персоналом должно обеспечить благоприятную среду, в которой могли бы реализоваться творческие способности работников и их жизненные планы. «Настройка» системы во многом определяется умением руководителя занять внешнюю позицию по отношению к себе, т.е. способностью, которая традиционно в психологии называется «рефлексивной».
Информация о работе Факторы, влияющие на сплоченность коллектива