Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 07:17, курсовая работа
Цель исследования: изучить факторы, влияющие на сплоченность коллектива.
Задачи исследования:
Рассмотреть трудовой коллектив как социальный институт;
Изучить проблемы групповой сплоченности в трудах исследователей;
Проанализировать особенности социально-психологического климата в коллективе;
Выявить факторы сплочения трудового коллектива.
Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования сплоченности в трудовом коллективе 5
1.1. Трудовой коллектив как социальный институт 5
1.2. Проблема групповой сплоченности в трудах исследователей 13
1.3. Социально-психологический климат коллектива 24
1.4. Факторы сплочения трудового коллектива 35
Глава 2. Исследование факторов, влияющих на сплоченность коллектива 39
2.1. Организация исследования 39
2.2. Статистический анализ и описание полученных результатов 45
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложение 62
Подведя итоги, можно сделать вывод, что, исследуя и измеряя определенные показатели социально-психологического климата с целью формирования практических рекомендаций по его поддержке, развитию и, при необходимости, коррекции, нельзя игнорировать определенные способности людей, создающие данный климат и данный коллектив.
Нами было проведено в одном из банков России, в различных подразделениях. В ходе исследования ставились задачи по оценке параметров социально-психологического климата в коллективах, степени удовлетворения показателями, характеризующими особенности работы в подразделении, проведения психологической оценки индивидуально-типологических особенностей и степени межличностной конфликтности сотрудников.
Таким образом, объектом исследования в экспериментальной части работы является коллектив банковских работников. Коллектив является гомогенным (работают только женщины).
Цель
диагностики – с целью
В работе был использован следующий комплекс методик:
Охарактеризуем
каждую из методик.
Экспресс
диагностика социально-
Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии СПб. университета.
Методика
позволяет выявить
Опыт показывает, что проводимые исследования психологического климата, как правило, преследуют две цели:
1)
подтверждение гипотезы о
2)
выработку конкретных
Если для решения второй группы задач необходимо создание в каждом случае специальной методики, то в первом случае, как показывает практика, возникает потребность делать периодические "срезы" с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать действенность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат и т.д. Такие измерения могут быть полезны, например, при изучении адаптации новых работников, отношения к труду, динамики текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.
Психологический климат первичного трудового коллектива понимается авторами как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому.
Методика
позволяет выявить
В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий "нравится - не нравится", "приятный - неприятный".
При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий "желание - нежелание работать в данном коллективе", "желание - нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга".
Основной критерий когнического компонента - переменная "знание - незнание особенностей членов коллектива".
Социометрия
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Цель - определить социально-психологический климат в коллективе; степень сплоченности – разобщенности группы, наличие «лидеров» и «отвергнутых». Таким образом, социометрия позволит выявить структуру группы, кто в какой роли оказался.
Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы
Исходя из целей и задач исследования и учитывая основные признаки благоприятного психологического климата в группе, мы выделяем следующие критерии выбора:
Количество выборов: членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии. Инструкция: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй».
Однако социометрический анализ может дать лишь самое общее описание этой коммуникативной сети. И его нельзя использовать для определения мотивов тех или иных выборов одних членов группы другими. В связи с этим необходимо выявить мотивационное ядро выбора в межличностных отношениях. Под мотивационным ядром здесь понимается система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочитаемости, проявляемой индивидами в социометрическом исследовании.( Содержание мотивационного ядра представлено в приложении № 2).
Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — совмещение ролей.
Индекс
социометрического статуса i-члена группы
определяется по формуле:
где Сi — социометрический статус i-члена, R+ и R- — полученные i-членом выборы, Z — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членов группы.
Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса. Статусные категории делятся на «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «отвергнутые».
Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.
Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N).
Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле:
где Gg — взаимность в группе по результатам положительных выборов, Аij+ — число положительных взаимных связей в группе N — число членов группы.
Индекс
конфликтности в группе (U) выражает относительное
количество отмечавшихся в группе взаимных
отрицательных выборов:
å A-ij
U= ———— ,
N
(N
- 1)
где å A-ij
— количество взаимных отрицательных
выборов, N
— количество членов в группе.
Методика «Удовлетворенность работой» (разработанная В.А. Розановой)
Эффективная деятельность работника во многом зависит от его удовлетворенности трудом. Это возможно, если человек ориентирован на содержание труда, когда он работает в благоприятных условиях, у него хорошо организовано рабочее место и трудовой процесс; благоприятные отношения с руководителем и коллегами, достаточное материальное вознаграждение (уровень заработной платы); есть перспектива профессионального роста и многое другое.
Можно
сказать, что подобранные нами методики
мы считаем наиболее удобными при
проведении тестирования, а также, дающими
наиболее достоверную информацию при
обработке результатов
Исследовались три группы испытуемых по 25 человек в каждой группе.
Как мы уже отметили коллектив исследуемой организации гомогенный (работают только женщины).
Наше
исследование носило экспериментальный
характер. Испытуемым были предложены
бланки тестов, которые они заполняли
после предварительной
Результаты
экспресс-диагностики
Таблица 2.1
Результаты
экспресс-диагностики
Информация о работе Факторы, влияющие на сплоченность коллектива