Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 07:17, курсовая работа
Цель исследования: изучить факторы, влияющие на сплоченность коллектива.
Задачи исследования:
Рассмотреть трудовой коллектив как социальный институт;
Изучить проблемы групповой сплоченности в трудах исследователей;
Проанализировать особенности социально-психологического климата в коллективе;
Выявить факторы сплочения трудового коллектива.
Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования сплоченности в трудовом коллективе 5
1.1. Трудовой коллектив как социальный институт 5
1.2. Проблема групповой сплоченности в трудах исследователей 13
1.3. Социально-психологический климат коллектива 24
1.4. Факторы сплочения трудового коллектива 35
Глава 2. Исследование факторов, влияющих на сплоченность коллектива 39
2.1. Организация исследования 39
2.2. Статистический анализ и описание полученных результатов 45
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложение 62
(коллектив 1)
компоненты |
№ вопроса | +1(кол-во ответивших) | 0(кол-во ответивших) | -1(кол-во ответивших) | итоговый балл |
эмоциональный компонент |
1 | 5 | 3 | 2 | +1 |
4 | 8 | 3 | +1 | ||
7 | 9 | 2 | +1 | ||
поведенческий компонент |
2 | 8 | 2 | 1 | +1 |
5 | 4 | 2 | 5 | 0 | |
8 | 7 | 3 | 1 | +1 | |
когнитивный компонент | 3 | 8 | 2 | 1 | +1 |
6 | 9 | 2 | +1 |
Таблица 2.2
Результаты
экспресс-диагностики
(коллектив 2)
компоненты |
№ вопроса | +1(кол-во ответивших) | 0(кол-во ответивших) | -1(кол-во ответивших) | итоговый балл |
эмоциональный компонент |
1 | 2 | 3 | 2 | 0 |
4 | 4 | 1 | +1 | ||
7 | 6 | 2 | 5 | 0 | |
поведенческий компонент |
2 | 5 | 2 | 3 | +1 |
5 | 4 | 2 | 5 | 0 | |
8 | 7 | 3 | 1 | +1 | |
когнитивный компонент | 3 | 3 | 7 | 1 | +1 |
Таблица 2.3
Результаты
экспресс-диагностики
(коллектив 3)
компоненты |
№ вопроса | +1(кол-во ответивших) | 0(кол-во ответивших) | -1(кол-во ответивших) | итоговый балл |
эмоциональный компонент |
1 | 2 | 3 | 2 | +1 |
4 | 3 | 2 | 3 | 0 | |
7 | 5 | 4 | 4 | 0 | |
поведенческий компонент |
2 | 5 | 2 | 1 | +1 |
5 | 6 | 6 | 5 | 0 | |
8 | 2 | 3 | 4 | 0 | |
когнитивный компонент | 3 | 6 | 5 | 5 | +1 |
По результатам исследования в коллективе 1 наблюдаются высокие показатели по всем трем компонентам. Наивысший балл получено когнитивному компоненту. Коллектив сформирован давно, люди хорошо знают друг друга, привыкли друг к другу. В коллективе преобладают позитивные настроения, люди положительно оценивают своих коллег, готовы к сотрудничеству. 70% респондентов данный коллектив полностью устраивает. Остальная часть положительно оценивает климат коллектива, но не расположена к более тесному общению, данные респонденты находятся несколько в стороне, но не испытывают дискомфорта и эмоционального давления со стороны других членов группы. Во всех обследуемых группах положительная тенденция присуща когнитивному компоненту. Эмоциональный компонент в группе 1 положительный, он достаточно высок, тогда как в группах 2 и 3 значение тенденции эмоционального компонента – противоречивость и неопределенность. Поведенческий компонент в группе 1 определяется как противоречивый и неопределенный, тогда как в третьей группе – как отрицательный. В целом, все показатели первой группы позволяют говорить, что социально–психологический климат в ней более благоприятен, чем в двух остальных группах.
В результате проведенного социометрического исследования в группах коллектива с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели:
В результате статусные категории каждого обследуемого:
В экспериментальной группе 1:
- лидеры – 7 человек;
- предпочитаемые – 7 человека;
- принебрегаемые – 7 человек.
-
отверженные – 4 человек.
В экспериментальной группе 2:
- лидеры – 9 человек;
- предпочитаемые – 3 человека;
- принебрегаемые – 8 человек;
-
отверженные – 5 человек.
В экспериментальной группе 3:
- лидеры – 9 человек;
- предпочитаемые – 2 человека;
- принебрегаемые – 8 человек;
-
отверженные – 6 человек.
Исходя из полученных данных можно сделать следующий вывод:
В
экспериментальной группе 1 более 50%
обследуемых имеют
В
экспериментальных группах 2 и 3 более
50% обследуемых имеют
Изучив полученные результаты по определению социологического статуса каждого члена группы можно сделать выводы:
В экспериментальной группе 1 эмоциональный климат группы для каждого сотрудника более благоприятный, теплый, чем в экспериментальной группе 2, и тем более чем в группе 3 (где показатель эмоционального климата группы самый низкий);
В экспериментальной группе 2 уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) можно определить как низкий, т.к. в группе преобладают обследуемые с неблагоприятным статусом.
В экспериментальной группе 1 УБВ – высокий, т.к. большинство сотрудников находятся в благоприятных (1 и 2) статусных категориях.
Низкий УБВ в экспериментальной группе 2 означает неблагополучие большинства обследуемых в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании коллегами.
Далее,
для изучения удовлетворенности
сотрудниками микроклиматическими
условиями труда, содержанием деятельности,
взаимоотношениями с
В нашем случае мы анализировали средние значения показателей по группе и оценка производилась по следующей шкале:
15-20 баллов – вполне удовлетворены;
21-32 балла – удовлетворены;
33-44
балла – не вполне
45-60 баллов – не удовлетворены
Свыше 60 баллов – крайне не удовлетворены.
Результаты отображены в таблице 2.4. и на рисунке 2.1
Таблица 2.4
Показатели по методике «Удовлетворенность работой»
Группа испытуемых | Среднее значение |
Коллектив 1 | 16 |
Коллектив 2 | 36,5 |
Коллектив 3 | 47,5 |
Рисунок
2.1 Показатели по методике «Удовлетворенность
работой»
Таким
образом, мы можем сделать вывод о том,
что уровень социально-психологического
климата в коллективе напрямую связан
с уровнем удовлетворенности работой
в целом по группе испытуемых.
Учитывая, что все три группы испытуемых являются членами одного большого коллектива и принимая во внимание различия в показателях климата в каждом отдельно взятом коллективе, следует признать необходимость регулярной диагностики параметров социально-психологического климата (СПК) в коллективе в ходе мониторинга. С точки зрения, существующих в научной литературе представлений, мониторинг необходим, когда в построении какого-либо процесса важно постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления, с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления. Управление процессом оптимизации СПК может осуществляться только на основе информации о социально-психологических изменениях в коллективах сотрудников.
Под мониторингом (лат. monitor - тэедостерегающий) - в широком смысле - подразумевается специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза, а применительно к задачам исследования - наблюдение за количественным изменением факторов, детерминирующих смену типа СПК.
Понятие мониторинга близко к общенаучным педагогическим и психологическим понятиям обратной связи, рефлексии, контроля, аттестации, однако, данные процессы являются лишь отдельными элементами мониторинга или его частными случаями. В связи с этим мониторинг имеет ряд отличительных особенностей. Как справедливо отмечает Э.Ф. Зеер мониторинг, во-первых, представляет собой целостную систему, реализующую множество функций, а во- вторых, включает аспекты, которые отличают мониторинг от других близких или похожих педагогических и психологических процессов:
1) непрерывность (постоянный сбор данных);
2)
диагностичность (наличие
3)
информативность (включение в
состав критериев для
4)
научность (обоснованность
5)
обратная связь (
Мы
считаем, что при отсутствии целенаправленного
управления параметрами социально-
Выявленная тенденция позволяет обосновать необходимость систематической диагностики (мониторинга) СПК: 1 раз в 6 месяцев – при высоком обороте кадров, 1 раз в 12 месяцев - при низком обороте кадров.
Организационно мониторинг факторов и компонентов социально- психологического климата включает три этапа:
1) теоретико-методический;
2) организационный;
Информация о работе Факторы, влияющие на сплоченность коллектива