Дискриминация молодежи при найме на работу: анализ Российской практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – комплексное изучение студенческой молодежи как отдельной категории на рынке труда.
Из цели вытекают следующие задачи:
рассмотреть факторы, влияющие на профессиональное самоопределение молодежи
проанализировать спрос на молодых специалистов в организациях и на предприятиях
изучить проблемы молодежи связанные с трудоустройством

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ 5
2. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА СТУДЕНТОВ I-III КУРСОВ 12
2.1. Особенности студенческой молодежи как трудовых кадров 12
2.2. Государственная поддержка в становлении и развитии молодёжи 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Особенности профессионального самоопределения российских студентов.docx

— 52.30 Кб (Скачать)

Достижение соответствия между спросом и предложением на рынке труда требует осуществления  достаточно точных прогнозов изменения  конъюнктуры рынка и потребности  в специалистах, а также переориентации в организации всех сфер деятельности вузов, адекватно отвечающей на эту  потребность. Во многих вузах созданы  ассоциации бывших выпускников, которые  помогают студентам найти рабочие  места и дают рекомендации для работодателей. Проблема трудоустройства, как известно, более успешно решается через подготовку специалистов, обучающихся по системе целевой контрактной подготовки. Такая система рас-пространена во многих регионах страны.

 

2. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА СТУДЕНТОВ I-III КУРСОВ

2.1. Особенности студенческой молодежи как трудовых кадров

 

Социальной особенностью современного студенчества является то, что процесс его включения  в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и  профессиональную подготовку, но и  путем формирования независимых  материально-бытовых условий, новых  форм проявления собственной активности и путем выбора форм социального  взаимодействия. Процесс формирования молодежью независимого от родителей  финансового, имущественного и жилищного  статуса имеет две «узловые точки»: 16-17 лет, когда начинается более или  менее массовое включение во взрослую экономическую жизнь, и 21-22 г., когда  накапливается первый опыт реализации материально-бытовых намерений студенчества.

Ещё одной не менее важной социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск  смысла жизни, стремление к новым  идеям и прогрессивным преобразованиям  в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в  силу недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму.

Анализ подходов к изучению студенчества прошлых лет позволил сделать вывод, что в свете  современных социологических подходов следует отказаться от представлений  о студенчестве как о маргинальной, гомогенной, локализованной во времени  и пространстве социальной группе. А в пользу акцентирования его особенностей как гетерогенной, внутренне дифференцированной социокультурной общности с множеством присущих ей способов и стилей жизнедеятельности. [8. С. 65]

По данным Росстата и других независимых организаций ситуация, складывающаяся на российском рынке  труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется  тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой  безработицы среди молодежи, увеличивается  ее продолжительность. Борьба за выживание  многих российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем, возможности молодых людей и  без того ограничены в силу их более  низкой конкурентоспособности по сравнению  с другими категориями населения.

При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают  идеалистические представления  о будущей профессии, трудовой и  профессиональной карьере, которые  с первых шагов на рынке труда  разрушаются и приводят к возникновению  сложных социально-психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью  приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей.

Вместе с тем, положение  молодежи на рынке труда определяется и деятельностью образовательных  учреждений города, которые через  процесс подготовки и воспитания задают профессионально-квалификационный уровень подготовки своих студентов, формируют ценностные ориентации на труд, модель поведения на рынке  труда и в сфере трудовых отношений.

Необходимость анализа положения  молодежи на российском рынке труда  обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые  люди составляют около 35% трудоспособного  населения России, во-вторых, что  самое главное, они – будущее  страны, и от стартовых условий  их деятельности зависит последующее  развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические  и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность существующих проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах. [2. С.125 ].

Первая проблема заключается  в банальном страхе и незнание молодых людей по поводу того, как  искать себе новую работу и каким  способом это лучше сделать. В  настоящее время ситуация на молодёжном рынке труда обстоит не самым  лучшим образом и молодые люди не могут быть полностью проинформированы о тех местах работы где будет  действительно необходим их труд.

Но, тем не менее, начинающим работникам есть, где взять информацию о вакансиях. Это, как правило, газеты, Интернет и знакомые. Но этого зачастую оказывается недостаточно. И большим  прорывом в этой области стало  создание правительством Москвы консультативных  центров по вопросам трудоустройства  и трудового законодательства. Где  молодые люди смогут получить безвозмездные  консультации по интересующим их вопросам, связанным с работой. Также стоит  отметить создание и правительственную  поддержку молодёжных организаций, которые будут способствовать в  трудоустройстве студентов.

Второе-это дискриминация. Дискриминация молодых людей на рынке труда – это актуальная проблема для любой рыночной экономики, тем более для Российской, когда в период перехода России к рынку, безработными становятся невостребованные выпускники ПТУ, техникумов и студенты начальных курсов – молодые люди, имеющие начальное образование, но не имеющие опыта работы по выбранной специальности.

Для нашей страны, несомненно, актуальность имеют вопросы равенства  возможностей на рынке труда между  молодежью и более старшим  поколением.

Данная проблема особенно остро стоит именно в наше время, так как большинство студентов  хотят быть преуспевающими и не зависеть от других.

Третья проблема - это  обман со стороны работодателей. В настоящее время в России многие работодатели не оформляют своим  работникам трудовых книжек или каких-либо других документов, а выплачивают  зарплату по договорённости и в связи  с этим студенты практически никак  не защищены от недобросовестных работодателей. Недобросовестность проявляется, как  правило, в невыдаче зарплаты. Выход  из этого положения есть только один: устраиваться в крупные и хорошо зарекомендовавшие себя компании. Также  при устройстве на работу стоит добиться официального оформления (с заключением  договора). Тем самым вы снизите  свои риски остаться без зарплаты.

Здесь приведены только 3 основные проблемы. На самом деле проблем  великое множество. Начиная от маленькой  зарплаты и заканчивая, плохим коллективом. И при выборе места работы стоит  обратить внимание на каждую из проблем  и проанализировать её характер.

В результате проведенного исследования был выделен ряд  особенностей студенческого рынка  труда.

Во-первых, он характеризуется  неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентаций студенческой молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем  студенческой молодежи, связанных с  коренным изменением социокультурных  и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых  людей, в том числе, и в профессионально-трудовом плане.

Во-вторых, молодежному рынку  труда свойственна низкая конкурентоспособность  по сравнению с другими возрастными  группами. Студент подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться.

В-третьих, студенческая занятость  имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учится. В-четвертых, рынок труда  характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по разнообразным специальностям. Отсутствие спроса на региональном студенческом рынке труда на многие из этих специальностей, приводит к тому, что большая часть  ищущих работу студентов, в том числе  и недавних выпускников высших учебных  заведений, трудоустраиваются по специальностям, которые далеки от базового образования.

Работодатели считают, что  если не существует каких-то принципиальных требований к предлагаемой вакансии (уровень специальной подготовки), принять на работу предпочтут студента, если, конечно, нет отрицательного опыта  сотрудничества. Особо следует отметить тенденцию, когда некоторые фирмы  и предприятия специально нанимают студентов, устанавливают более-менее  регулярные способы их поиска в некоторых  сферах сотрудничества. На рынке труда  образуются определенные ниши, где  студент вполне конкурентоспособен, а в некоторых случаях и  имеет более высокие шансы  получить работу. Эта тенденция позволила  определить несколько подходов, которыми руководствуются работодатели при  найме студентов в фирмы и  на предприятия: индифферентный, умеренно-обучающий  и активно-поисковый.

1. Индифферентный подход. Руководители организации не  проводят различий «студент или  не студент» и принимают тех  кандидатов, которые подходят под  данный вид деятельности. Это  характерно для массовых видов  работ, при приеме на низкие  позиции, где не требуется профессиональная  подготовка. Особенно это выражено  в сферах активных продаж, многоуровневого маркетинга, услуг (бытовые, страхование). Особенность этого подхода заключается в том, что его сторонниками выступили респонденты (40%), которые сами в студенческие годы были заняты на временной или регулярной работе.

2. Умеренно-обучающий подход. Руководители организации принимают  студентов, но проводят их небольшое  обучение при введении в курс  работы, особенно, если нет опыта  в данной сфере. Обучение чаще  строится на прикреплении к  новому сотруднику более опытного. Это характерно для работ, не имеющих узкой специализации, чаще всего это можно встретить в компаниях занимающихся торговлей бытовой техникой. При этом не требуется профессиональной, специальной подготовки и больше ценятся индивидуальные характеристики (общительность, порядочность, ответственность). Этот подход наиболее эффективным посчитали 54% опрошенных респондентов.

3. Активно-поисковый подход. Руководителями организации осуществляется  активный поиск на вакантные  места студентов. Предлагаются  особые формы сотрудничества  с участием вуза. Этот подход  в ходе проведения исследования  отметили 6% респондентов. При этом, если обратить внимание на зарубежный опыт в данном подходе, то эта цифра будет значительно выше. Это объясняется сложившимися взаимоотношениями работодателя не только с молодым сотрудником, но и с администрацией учебного заведения, где этот сотрудник учится. [4. С. 94]

 

 

 

 

2.2. Государственная поддержка в становлении и развитии молодёжи

 

В связи со сложностями, возникающими на молодёжном рынке труда, молодым  людям просто необходима поддержка  государственных органов.

Отраслевые органы социальной сферы активно участвуют в  формировании системы государственной  поддержки становления и развития молодежи, их программы учитывают  специфику молодежной проблематики. Однако, молодежь отличается от всех социальных групп не только возрастом, но и тем, что ей присущи особые социальные функции, связанные со вступлением в жизнь.

Это обстоятельство вызвало  потребность в округе в специальном  органе управления, ведающем сферой жизнедеятельности  молодежи. Начиная с 1992 года, в России стали возникать органы (комитеты) по делам молодежи в муниципальных  образованиях округа. Деятельность Комитетов  характеризуется стремлением создавать  специфическую нормативно-правовую базу, формы и механизмы деятельности сети учреждений, отвечающие целям  комплексного обеспечения жизнедеятельности  и становления молодежи округа, тем  самым формируя единую систему работы с молодежью.

Период 2001 - 2005 годов стал временем укрепления организационных  основ работы с молодежью, усиления внимания к реализации инновационного потенциала молодых людей, поиска новых  форм работы. В соответствии с постановлением губернатора Курской области от 21 октября 2004 года № 76 «О структурных подразделениях администрации области» был учрежден департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту администрации Курской области, которому перешли полномочия в сфере молодежной политики. Дальнейшее развитие получила сеть учреждений, осуществляющих работу с молодежью. Молодежная биржа труда (опорный центр по трудоустройству детей и молодежи), основными задачами которой являются реализация права молодежи на труд, содействие вторичной занятости студентов и несовершеннолетних, в том числе путем организации студенческих трудовых отрядов. Расположенная по адресу г.Курск, Ленина ул, 15. В 2001 году в ведение комитета по делам молодежи перешел областной Дворец молодежи, на базе которого разместились многочисленные творческие студии и кружки.

 

Содействие общеобразовательной  и профессиональной подготовке и  подготовке молодежи к труду включает в себя:

  • оказание посильной помощи учебным заведениям в воспитании и социализации учащихся и студентов, реализации их интересов;
  • развитие самодеятельности и инициативы учащихся и студентов, государственную поддержку их общественных объединений;
  • оказание учащимся и безработной молодежи информационно - консультативных услуг по профориентации, профессиональному обучению и др. вопросам;
  • содействие в трудоустройстве молодежи, включая постоянные, временные, сезонные и общественные работы;
  • организация деятельности региональных молодежных бирж труда;
  • муниципальных центров занятости молодежи, центров студенческой занятости в вузах, штабов студенческих трудовых отрядов и студенческих трудовых отрядов.

Информация о работе Дискриминация молодежи при найме на работу: анализ Российской практики