Ценовая и не ценовая политика компании ОАО "Башнефть"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг. В ходе выполнения данной работы решены такие задачи, как:
1. Выяснить финансовые возможности ОАО "АНК "Башнефть".
2. Выявить основных конкурентов данного предприятия.
3. Методы конкурентной борьбы ОАО "АНК "Башнефть".
4. Повышение эффективности ОАО "АНК "Башнефть".
5. Перспективы развития компании.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ ТОВАРОВ И УСЛУГ………………………....………………………………….5
1.1. Анализ внешней среды предприятия……………………………………5
1.2. Понятие рыночных структур и их модели……………………………...10
1.3. Конкурентная борьба и виды конкуренции………………………….…13
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «АНК «БАШНЕФТЬ»……………………………………………………..18
2.1 Краткая характеристика исследуемой организации…………………...18
2.2 Основные финансовые показатели и оценка финансовых результатов…………………………………………………………………....21
2.3 Специальная система продажи и высшее качество обслуживания, как неценовое конкурентное преимущество……………….…………………....27
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………..………………...30
3.1 Перспективы развития и стратегия…………..……………………….…30
3.2 Повышение эффективности предприятий нефтяного комплекса на основе институционального подхода…………………………..……………..…32
Заключение…………………………………………………………..…………….36
Список использованной литературы………………………………...…………...38

Файлы: 1 файл

новая курс 21.docx

— 441.97 Кб (Скачать)

При оценке справедливой стоимости  акций  Башнефти  мы использовали традиционный метод- SWOT-анализ.

Рисунок 11 SWOT-анализ

 

 2.3 Специальная система продажи и высшее качество обслуживания, как неценовое конкурентное преимущество.

Концерну «Shell» принадлежит  крупнейшая в мире розничная сеть, работающая под единым брендом и  насчитывающая более 46 000 АЗС. Ежедневно  услугами АЗС «Shell» пользуются более 25 млн клиентов в 90 странах мира. Вот уже несколько лет подряд автовладельцы называют «Shell» брендом  номер один. Завоевать такое доверие  клиентов во всем мире «Shell» удалось  благодаря высокому качеству производимого  топлива и предоставляемых услуг.

Примером выгодного конкурентного преимущества для автозаправочной станции может стать взаимовыгодное сотрудничество нефтегазовой компании и платежной системы.

В феврале 2009 г. международная платежная система Visa International и одна из крупнейших международных нефтегазовых компаний ОАО «АНК «Башнефть» объявили о завершении фазы проекта Visa — Башнефть, в ходе которой были апробированы технологические и бизнес решения по приему платежных карт Visa в сети автозаправочных станций (АЗС) Башефть.

В проекте, который длился 16 месяцев (с сентября 2005 по январь 2007 гг.), участвовали 34 АЗС города Башкирии. В Башкортостане также проводились испытания, которые подтвердили, что современное технологическое решение по приему карт Visa посредством GPRS терминалов удовлетворяет всем требованиям концепции развития розничной сети ОАО «АНК «Башнефть».

«АНК «Башнефть» — одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Основными видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Уральский регион. Основная часть продукции Компании реализуется на международном рынке. Башефть занимается сбытом нефтепродуктов в России, Восточной Европе.

Доля Компании в общемировых запасах нефти составляет около 1,3%, в общемировой добыче нефти — около 2,1%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18% общероссийской добычи нефти и 18% общероссийской переработки нефти.

По состоянию на начало 2010 года доказанные запасы нефти Компании составили 15 972 млн барр., газа — 24 598 млрд фут3, что в совокупности составляет 20 072 млн барр.

Целью участия ОАО «АНК «Башнефть» в данном проекте является создание дополнительных удобств для клиентов, поощрение наиболее лояльных из них, а также привлечение новых. Оплата с помощью карт Visa посредством GPRS терминалов отвечает всем этим задачам и служит для клиентов современным и удобным способом платежа. Со своей стороны, Башефть предоставляет определенные привилегии клиентам и планирует дальше расширять программу лояльности как в плане географии, так и в плане ее содержания.

Сегодня при оплате горюче-смазочных  материалов и сопутствующих товаров на АЗС Башнефть по карте Visa держатель карты получает скидку в размере 2 процентов. В перспективе Башнефть планирует также начислять и призовые баллы, которые станут основой масштабной программы лояльности.

При разработке новых решений Visa стремится соответствовать тенденциям нового времени — платить по карте можно везде, быстро и удобно. Для современного держателя карты Visa GPRS технология становится все более привычной, т.к. именно она дает ему мобильность, надежность и быстроту оплаты. Среднее время проведения транзакции по карте Visa на АЗС Башнефть, участвовавших в проекте, составляет 10-12 секунд. Новая услуга не только принесет ощутимую выгоду для компании Башнефть и ее клиентов, но также будет способствовать дальнейшей популяризации безналичных платежей в России.

В соответствии с планом, разработанным ОАО «АНК «Башнефть», в течение 2010-2011 годов 534 автозаправочные станции будут оборудованы GPRS терминалами для приема карт Visa.

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

 

3.1 Перспективы  развития и стратегия

 «АНК «Башнефть» стремится укрепить свое положение среди ведущих мировых энергетических корпораций, сохранить лидерские позиции по операционным показателям и войти в группу лидеров по финансовым показателям, а также по акционерной стоимости.

Ключевые условия достижения этих целей:

  • непрерывное повышение эффективности по всем направлениям деятельности;
  • развитие и использование новых технологий;
  • повышение информационной прозрачности и открытости;
  • соблюдение высоких стандартов корпоративного управления;
  • высокая социальная ответственность;
  • эффективная кадровая политика;
  • строгое соблюдение российских и международных стандартов экологической и промышленной безопасности.

Динамичное развитие «АНК «Башнефти» в последние годы позволило создать мощный потенциал для устойчивого роста и планомерной реализации стратегических задач. Ключевыми составляющими этого потенциала являются уникальная по масштабам и качеству ресурсная база компании, ее высококвалифицированные кадры, а также эффективная система инновационного развития.

 

Устойчивый рост добычи нефти

«АНК «Башнефть» ставит перед собой задачу устойчиво наращивать добычу нефти при условии благоприятной макроэкономической конъюнктуры и оптимальной системы налогообложения.

В краткосрочной и среднесрочной  перспективе рост добычи связан в  первую очередь с месторождениями  в Восточной Сибири, которая является новым перспективным регионом Компании. В 2008 г. совместно с ТНК-BP было введено  в промышленную эксплуатацию Туймазинское месторождение, а в 2009 г. «АНК «Башнефть» начала промышленную добычу нефти на Ванкорском месторождении, разработка которого является самым масштабным проектом такого рода в России за последние 25 лет. Добываемая на этих месторождениях нефть обеспечивает заполнение магистрального трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан, который позволяет России диверсифицировать направления поставки нефти и существенно расширить свое присутствие на рынках стран АТР.

Традиционный регион добычи Компании остается Урал, который является  базисными в среднесрочной перспективе, обладая высоким потенциалом. Это связано в том числе и с возможностью повышения коэффициента извлечения нефти благодаря применению новых технологий.

 «АНК «Башнефть» владеет свыше 800 млрд куб. м доказанных запасов газа по федеральной классификации, причем в разработке находится только 21% запасов. В связи с этим развитие газового сектора и является одной из приоритетных задач Компании.

«АНК «Башнефтю» разработана программа для увеличения уровня использования попутного нефтяного газа до 95%, в том числе с целью соответствия перспективным требованиям российского законодательства.

 

 Развитие сектора переработки  и сбыта

В сегменте переработки и  сбыта основным приоритетом                 «АНК «Башнефти» является обеспечение устойчивого роста как количественных, так и качественных показателей, а также соблюдение современных требований к производимой продукции.

Компания планомерно реализует  масштабные программы модернизации НПЗ, нацеленные на увеличение глубины  переработки и повышение качества выпускаемой продукции. Результатами модернизации станут наиболее полное и эффективное использование  углеводородного сырья, рост добавленной  стоимости производимых нефтепродуктов, соответствие продукции современным  экологическим нормам (Евро-4 и Евро-5), а также расширение ее ассортимента.

Стратегические цели Компании – выпуск моторных топлив, соответствующих  нормам Евро-5, и повышение выхода светлых нефтепродуктов как минимум  до 75% к 2015 г., а также увеличение объемов переработки

Для максимизации эффекта  вертикальной интеграции                          «АНК «Башнефть» непрерывно расширяет, оптимизирует и модернизирует сеть АЗС, а также развивает новые виды бизнеса – бункеровку и авиазаправочный бизнес.

3.2 Повышение эффективности  предприятий нефтяного комплекса  на основе институционального  подхода

Объяснение механизма  реорганизации крупных нефтяных компаний невозможно без применения современных экономических теорий, ориентированных на рассмотрение институциональной  природы этого процесса. При использовании  институционального подхода в основу всех явлений и процессов закладываются  теория трансакционных издержек и принцип их минимизации. Данные издержки неизбежны при взаимодействии хозяйствующих субъектов, а их величина определяет эффективность этого взаимодействия.

Чтобы проанализировать процесс  укрупнения предприятий нефтяного  комплекса на основе институционального подхода, необходимо рассмотреть две  ситуации: когда компании не интегрированы  и когда они объединены в одну компанию.

Рисунок 12  Схема трансакционных издержек предприятий нефтяного комплекса

В связи с высокой специфичностью активов, используемых при функционировании предприятий нефтяного комплекса, при отсутствии интеграции резко  возрастают издержки оппортунизма, связанные  с вымогательством, когда владелец специфического актива может нарушить условия договора, требуя более высокую  плату за этот актив. В отсутствие стабильных связей между предприятиями  остальные трансакционные издержки также имеют значительную величину. В связи с этим снижается эффективность  функционирования неинтегрированных  предприятий. Поэтому естественным представляется процесс интеграции нефтяных компаний.

Рисунок 13  Схема трансакционных издержек интегрированных нефтяных компаний

 

Количественный анализ изменения  трансакционных издержек, наблюдавшегося при укрупнении компании, я провел на основе данных компании ОАО «АНК «Башнефть».

Оценка величины внешних  и внутренних трансакционных издержек, осуществленная при проведении данного  исследования для                      «АНК «Башнефть», дала следующие результаты (см. табл. 4)

Таблица 4  Трансакционные издержки «АНК «Башнефть» за 2008–2010 гг. (т.р.)

Показатели

Годы

2008

2009

2010

Внутренние трансакционные издержки

174261

235997

460031

Внешние трансакционные издержки

17872117

544786547

165600779

трансакционные издержки

18046378

59044842

164860828


 

Поскольку значения отдельных  показателей для предприятий, входящих в структуру ОАО «АНК «Башнефть», колеблются в зависимости от изменения их размеров, нами были рассчитаны относительные трансакционные издержки путем деления их абсолютной величины на выручку от реализации.

 Рисунок 14  Изменение относительных трансакционных издержек                 ОАО «АНК «Башнефть» по годам

Представленные данные демонстрируют  тенденцию снижения всех видов трансакционных издержек. Тем не менее, известно, что  с ростом размеров организации внутренние трансакционные издержки должны увеличиваться. Полученные результаты в определенной мере объясняются допущениями, сделанными при расчете трансакционных издержек. Можно отметить, что внешние трансакционные издержки значительно выше внутренних, следовательно, компания еще не достигла своего максимального размера. В  случае необходимости, для достижения этого размера возможна дальнейшая концентрация производства.

Консолидация производства в единую производственную цепочку повышает эффективность экономических трансакций для                              ОАО «АНК «Башнефть», а, следовательно, повышается эффективность всей компании в целом. Как отмечалось ранее, повышение эффективности организации является одной из причин укрупнения предприятий нефтяного комплекса.

В настоящее время все  чаще встречается идея создания национальной нефтяной компании. Мировая практика образования подобных компаний обусловлена, как правило, необходимостью защиты интересов того или иного государства. В России же создание национальной нефтяной компании рассматривается  как одно из направлений управления сырьевыми ресурсами со стороны  государства. Использование такой практики приведет к повышению эффективности нефтяного комплекса в целом, так как позволит интегрировать все входящие в него предприятия в единую производственную цепочку.[29]

 

 

 

 

Заключение

        ОАО «АНК «Башнефть» входит в первую десятку нефтегазодобывающих компаний России и является крупнейшим производственно-экономическим комплексом в своем регионе: его доля в общем объеме промышленного производства и бюджете Башкортостана достигает 20 процентов.

Информация о работе Ценовая и не ценовая политика компании ОАО "Башнефть"