Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:14, курсовая работа
Целью данной работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг. В ходе выполнения данной работы решены такие задачи, как:
1. Выяснить финансовые возможности ОАО "АНК "Башнефть".
2. Выявить основных конкурентов данного предприятия.
3. Методы конкурентной борьбы ОАО "АНК "Башнефть".
4. Повышение эффективности ОАО "АНК "Башнефть".
5. Перспективы развития компании.
Введение………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ ТОВАРОВ И УСЛУГ………………………....………………………………….5
1.1. Анализ внешней среды предприятия……………………………………5
1.2. Понятие рыночных структур и их модели……………………………...10
1.3. Конкурентная борьба и виды конкуренции………………………….…13
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «АНК «БАШНЕФТЬ»……………………………………………………..18
2.1 Краткая характеристика исследуемой организации…………………...18
2.2 Основные финансовые показатели и оценка финансовых результатов…………………………………………………………………....21
2.3 Специальная система продажи и высшее качество обслуживания, как неценовое конкурентное преимущество……………….…………………....27
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………..………………...30
3.1 Перспективы развития и стратегия…………..……………………….…30
3.2 Повышение эффективности предприятий нефтяного комплекса на основе институционального подхода…………………………..……………..…32
Заключение…………………………………………………………..…………….36
Список использованной литературы………………………………...…………...38
Система анализа внешней среды дает необходимый эффект только в том случае, если она поддерживается высшим руководством и дает ему необходимую информацию, если она тесно связана с системой планирования в организации и, наконец, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии проследить связь между данными о состоянии внешней среды и стратегическими задачами организации и оценивать эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации.[7,19]
1.2 Понятие рыночных структур и их модели
В основу классификации рыночных структур могут быть положены различные критерии, чаще всего из которых применяется критерий числа хозяйствующих субъектов на рынке (см. таблицу 1)
Таблица 1 Типы построения рынков
Продавцы | |||
Покупатели |
1.Много |
2. Несколько |
3. Один |
1.Много |
двусторонняя конкуренция |
олигополия, полиполия |
монополия |
2. несколько |
олигопсония |
двусторонняя олигополия |
монополия, ограниченная олигопсонией |
3. один |
олигопсония |
монопсония, ограниченная олигополией |
двусторонняя монополия |
Следует отметить, что интенсивность
конкуренции определяется не только
количеством предприятий на рынке,
но и конкуренцией за рынок. Даже
одна фирма на рынке может действовать
как в соревновательных условиях,
если барьеры входа невелики и
есть потенциальная угроза возникновения
конкурентов. Э. Чемберлен предложил
использовать для классификации
рынков два критерия – взаимозаменяемость
товаров, предлагаемых разными предприятиями
и взаимозависимость этих предприятий.
Первый критерий может быть представлен
коэффициентом ценовой
Ф.М. Шерер и Д. Росс дают несколько другую классификацию типов структур рынка продавца, которая ближе к современной практике (см.таблицу 2).
Таблица 2 Классификация товарных рынков по Шереру и Россу
|
Количество продавцов | ||
Тип продукта |
1. один |
2. несколько |
3. много |
1.однородные продукты |
монополия |
олигополия |
Чистая конкуренция |
2.дифференцированные продукты |
чистая многопродуктовая монополия |
олигополия с дифференциацией продукции |
монополистическая конкуренция |
Различия
между однородностью и
В практике предпринимательской деятельности эти классификации нашли свое выражение в разделении рыночных структур на:
Рисунок 2 Модель современной конкуренции
Рисунок 3 Модель монополистической конкуренции
Рисунок 4 Модель олигополии
Рисунок 5 Модель чистой олигополии
1.3 Конкурентная борьба и виды конкуренции
Конкурентная борьба - соперничество субъектов рыночной экономки по поводу лучших условий пр-ва и реализации товаров.
Объективные условия для рыночной конкурентной борьбы:
Конкурентная борьба является внутренним источником развития рыночной экономики, т.е. конкурентная борьба способствует обеспечению общего экономического равновесия и экономического спроса.
Экономическое равновесие - такое состояние, когда совокупный спрос по объему и по структуре равен совокупному предложению по объему и по структуре(см.таблицу 3).
Таблица 3 Влияние конкурентной борьбы
«Превосходства» |
1.стимулирует повышение качества продукции, снижение затрат и постоянство продукции. |
2. Приводит к повышению концентрации правительства. | |
«Недостатки» |
1. Предполагает потерю труда, затраченного на пр-во отдельных товаров. |
2. Создает нестабильность
среди субъектов рыночной | |
3.Приводит к отклонению
цен от стоимости по причинам,
независящих от |
Цель ценовой политики: максимизация прибыли на микро уровне, на макро уровне - стабильность.[23,162]
Возможности ценовой политики зависят не только от предприятия, они ограничены тем, что понижение цен может вызвать у покупателей недоверие к продукции (высокая цена = высокое качество). Ограниченность ценовой политики вызвано поведением конкурентов. Высокая цена – это агрессивность конкурентов. Резкие колебания цен - недоверие к фирме. Фирма должна учитывать факторы ценообразования:
Издержки обращения- затраты на реализацию товара, хранение, транспорт, упаковка, продажа.
Трансакционные издержки - издержки, связанные с процессом контакта продавца и покупателя, на послепродажное обслуживание, на адвоката, поиски покупателя, поставщика и т.д.
Издержки производства:
В стоимости ед. продукции удельный вес переменных издержек неизменен, а постоянные издержки изменяются.
При разработке ценовой политики и стратегии предприятия необходимо определить оптимальную величину затрат на производство и сбыт продукции предприятия для обеспечения получения прибыли при уровне цен на рынке, который предприятие может достичь для своей продукции; установить полезность продукции предприятия для потенциальных покупателей и меры по обоснованию соответствия уровня запрашиваемых цен на продукцию их потребительским свойствам; найти величину объема продаж продукции или долю рынка для предприятия. В соответствии с рисунком 6 показаны этапы разработки ценовой политики и стратегии.
Рисунок 6 Основные элементы и этапы разработки ценовой политики и стратегии
Для разработки и успешной
реализации ценовой политики предприятия
рекомендуется иметь постоянно
действующее структурное под
Неценовая конкуренция - метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства, с большей надежностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама.
При неценовой конкуренции на первый план выступают уникальные свойства товара, его техническая надежность и высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара. Основная цель неценовой конкуренции – постоянное совершенствование продукции, поиски путей повышения ее качества, технической надежности, улучшения внешнего вида, упаковки. Таким образом, неценовая конкуренция, в отличие от ценовой конкуренции, имеет не разрушительную, а созидательную направленность.
Информация о работе Ценовая и не ценовая политика компании ОАО "Башнефть"