Ценовая и не ценовая политика компании ОАО "Башнефть"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг. В ходе выполнения данной работы решены такие задачи, как:
1. Выяснить финансовые возможности ОАО "АНК "Башнефть".
2. Выявить основных конкурентов данного предприятия.
3. Методы конкурентной борьбы ОАО "АНК "Башнефть".
4. Повышение эффективности ОАО "АНК "Башнефть".
5. Перспективы развития компании.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ ТОВАРОВ И УСЛУГ………………………....………………………………….5
1.1. Анализ внешней среды предприятия……………………………………5
1.2. Понятие рыночных структур и их модели……………………………...10
1.3. Конкурентная борьба и виды конкуренции………………………….…13
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «АНК «БАШНЕФТЬ»……………………………………………………..18
2.1 Краткая характеристика исследуемой организации…………………...18
2.2 Основные финансовые показатели и оценка финансовых результатов…………………………………………………………………....21
2.3 Специальная система продажи и высшее качество обслуживания, как неценовое конкурентное преимущество……………….…………………....27
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………..………………...30
3.1 Перспективы развития и стратегия…………..……………………….…30
3.2 Повышение эффективности предприятий нефтяного комплекса на основе институционального подхода…………………………..……………..…32
Заключение…………………………………………………………..…………….36
Список использованной литературы………………………………...…………...38

Файлы: 1 файл

новая курс 21.docx

— 441.97 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ ТОВАРОВ И  УСЛУГ………………………....………………………………….5

    1. Анализ внешней среды предприятия……………………………………5
    2. Понятие рыночных структур и их модели……………………………...10
    3. Конкурентная борьба и виды конкуренции………………………….…13

ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ                  ОАО «АНК «БАШНЕФТЬ»……………………………………………………..18

2.1 Краткая характеристика  исследуемой организации…………………...18

2.2  Основные финансовые  показатели и оценка финансовых  результатов…………………………………………………………………....21

2.3 Специальная система  продажи и высшее качество  обслуживания, как неценовое конкурентное  преимущество……………….…………………....27

ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………..………………...30

      3.1 Перспективы развития и стратегия…………..……………………….…30

       3.2 Повышение эффективности предприятий нефтяного комплекса на                                            основе институционального подхода…………………………..……………..…32

Заключение…………………………………………………………..…………….36

Список использованной литературы………………………………...…………...38

 

 

 

 

 

 

Введение

Для обеспечения своей  нормальной жизнедеятельности человек  нуждается в определенных продуктах, предметах и условиях. Как и товар услуги имеют стоимость. Если на рынок поступают одноименные товары или услуги от нескольких производителей, то между ними возникает соперничество или соревнование за источники сырья, трудовые ресурсы и сбыт готовой продукции. Это соперничество называется конкуренцией, ее участники – конкурентами, а сам процесс соперничества – конкурентной борьбой.

Конкуренция порождает экономическое понятие – конкурентоспособность. Конкурентоспособность организации (производителя товаров и услуг) – это ее способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно – технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания готовой продукции на высоком качественном уровне.[8,52]

Конкурентоспособность товара (или услуги) – это его способность  быть выгодно проданным в условиях конкретного рынка. Она является важнейшей характеристикой товара (услуги) и обуславливается следующими факторами:

  • качеством;
  • ценой;
  • затратами в сфере потребления;
  • качеством продукции;
  • качеством сервиса и т. д.

Эти факторы формируют  у потребителя покупательские предпочтения для однотипных товаров (услуг) разных производителей. Эти предпочтения влияют на подход конкурентной борьбы: если конкуренция  свободная и честная, то она заставляет производителей под угрозой разорения  напрягать все усилия в поисках  все новых способов совершенствования  производства, сервиса, повышения качества продукции, снижения ее себестоимости и цен, создания прочной предпринимательской репутации у потребителей.[4,126]

Актуальность темы исследования .В настоящее время все чаще и чаще используется конкуренция в основном ценовая, так как на рынках все больше и больше появляется новых товаров, а для проникновения на рынок с новым товаром используются в основном ценовая конкуренция. Но методы ценовой конкуренции иногда невозможно применить, и на смену ей на рынке приходит неценовая конкуренция. Такой вид конкуренции чаще всего применяется на рынке автомобилей, на мебельном рынке.Конкуренция обеспечивает для потребителей возможность выбора и огромное количество товаров в настоящее время. Конкуренция в настоящее время является самым актуальным вопросом на любом рынке товаров и услуг.

Целью данной работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности  товаров и услуг. В ходе выполнения данной работы решены такие задачи, как:

  1. Выяснить финансовые возможности ОАО "АНК "Башнефть".
  2. Выявить основных конкурентов данного предприятия.
  3. Методы конкурентной борьбы ОАО "АНК "Башнефть".
  4. Повышение эффективности ОАО "АНК "Башнефть".
  5. Перспективы развития компании.

Объект исследования ОАО «Акционерная нефтяная компания «Башнефть».

Предмет ислледования – конкурентоспособность компании ОАО"АНК "Башнефть"

Теоретическая база включает в себя учебники, статьи, методы менеджмента, такие как PEST-анализ, SWOT-анализ и SNW-анализ

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ ТОВАРОВ  И УСЛУГ

 

 Анализ внешней среды предприятия

Внешняя среда создает общие условия для организации. В большинстве случаев внешняя среда не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния внешней среды на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций. В состав компонентов внешней среды входят:экономическая,политическая, правовая, социальная, технологическая, природно-географическая

Рисунок 1 Влияние внешней среды на организацию.

Изучение экономической  компоненты внешней среды позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик как величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т. п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.[15,271]

Руководство должно также  уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие  изменения состояния экономики. Состояние этой компоненты влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и  способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство  может считать желательным увеличение запасов поставляемых организации  ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда  с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также  решить сделать заем, поскольку при  наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем  самым будут частично компенсированы потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть  путь уменьшения запасов готовой  продукции, поскольку могут появиться  трудности ее сбыта, сократить часть  работников или отложить планы расширения производства.

Текущее и прогнозируемое состояние экономики может иметь  драматическое влияние на цели организации. Вышеуказанные факторы в экономической  окружающей среде должны постоянно  диагностироваться и оцениваться. Что для одной организации  представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность.

Некоторые аспекты политической обстановки представляют для организаций  особое значение. Один из них – настроение местной администрации, законодательных  органов всех уровней и судов  в отношении бизнеса. Тесно увязанные  с социокультурными тенденциями, в  обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как  налогообложение доходов фирм, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, законодательство по защите прав потребителей, стандарты  на безопасность, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы и т. п.

Воздействие этой компоненты внешней среды не носит строго однонаправленный характер, то есть влияние политики на организацию. Происходит и взаимодействие с государством. Оно может быть эффективном только в том случае, если будет пересечение их интересов и целей. С точки зрения руководителя государство должно создавать условия, в которых можно эффективно достигать своих целей: условия инвестирования, правовая определенность и т. д. А с точки зрения политики руководитель организации призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка, то есть обеспечение экономического роста, снижение безработицы и других крупных общественно-значимых проблем. Взаимодействие же организации с региональными и муниципальными органами власти происходит во время регистрации фирмы, сертификации, регистрации товарных знаков, стандартизации, экологического контроля.[16,427]

Изучение социальной компоненты внешней среды направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и верования; разделяемые людьми ценности; демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей или готовность к перемене места жительства и т. п. Значение социальной компоненты очень важно, так как она является всепроникающей, влияющей как на другие компоненты внешней среды, так и на внутреннюю среду организации. Социальные процессы изменяются относительно медленно. Однако если происходят определенные социальные изменения, то они приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении организации. Поэтому организация должна серьезно отслеживать возможные социальные изменения. Социальная компонента представляет социальные процессы и тенденции, происходящие в обществе и влияющие на деятельность организации. Эта составляющая влияет на уровень спроса, потребительские предпочтения, выбор рынка сбыта продукции и т. д. Также она определяет параметры регионального рынка труда, от которого зависит месторасположение предприятия.

Анализ технологической  компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые  развитие науки и техники открывает  для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта  продукции. Прогресс науки и техники  несет в себе огромные возможности  и не менее огромные угрозы для  фирм. Многие организации не в состоянии  увидеть открывающиеся новые  перспективы, так как технические  возможности для осуществления  коренных изменений преимущественно  создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они  теряют долю своего рынка, что может  привести к крайне негативным последствиям для них.

Технология является одновременно внутренней переменной и внешним  фактором большого значения. Технологические  нововведения влияют на скорость устаревания  продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители  от организации. Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с  технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия должны быть в состоянии  быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. Однако сегодня, чтобы сохранить конкурентоспособность, все организации вынуждены идти в ногу, по крайней мере, с теми разработками, от которых зависит  эффективность их деятельности. Анализ технологической внешней среды  может, по меньшей мере, учитывать  изменения в технологии производства, применение компьютеров в проектировании и предоставлении товаров и услуг  или успехи в технологии средств  связи. Не все организации подвергаются воздействию быстрого научно-технического прогресса, однако, руководство обязательно  должно определить, какие факторы в технологической внешней среде могут привести к созданию «футурошока» (разрушительный процесс, возникающий из-за воздействия слишком больших перемен за слишком короткое время), который может привести к разрушению организацию.[25,39]

Также выделяются в особую группу природно-географические факторы, связанные с климатическими условиями, запасами природных ресурсов и энергетической обстановкой.

Для того чтобы организация  могла результативно изучать  состояние компонент внешней среды, должна быть создана специальная система отслеживания. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов. Наиболее распространенными способами наблюдения являются:

Информация о работе Ценовая и не ценовая политика компании ОАО "Башнефть"