Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:51, курсовая работа
Использование формального и неформального управления невозможно без знания теоретических основ данной проблемы. Но одной только теории зачастую недостаточно для понимания проблемы. Таким образом, возникает необходимость применения аналитического материала, для того чтобы лучше разобраться в методологии, адаптируя ее к практике.
1.Формальное и неформальное управление
Введение 2
1.Понятие управления. Признаки, функции и различия
формального и неформального управления 3
2.Бюрократия. Сочетание формального
и неформального управления. 10
3.Модели решения проблемы. Сочетания формального
и неформального управления. 17
2.Бизнес-планирование и его роль в повышении
эффективности деятельности предприятия на примере
экспресс-кафе ООО «Эйфория».
2.1Теоретические вопросы бизнес плана. 19
2.2Разработка бизнес плана на предприятии ООО «Эйфория». 23
Заключение 43
Список использованной литературы 44
Содержание:
1.Формальное и неформальное управление
Введение 2
формального и неформального управления 3
и
неформального управления.
и
неформального управления.
2.Бизнес-планирование и его роль в повышении
эффективности деятельности предприятия на примере
экспресс-кафе ООО «Эйфория».
2.1Теоретические вопросы бизнес плана. 19
2.2Разработка бизнес плана на предприятии ООО «Эйфория». 23
Заключение 43
Список
использованной литературы 44
1.Формальное и неформальное управление
Введение
Изо дня в день, используя формальное управление для выполнения производственных задач, люди одновременно внедряют и неформальное руководство. Почвой для возникновения неформальных отношений являются дружеские: отношения на основе общих интересов, приятельских чувств.
Использование
формального и неформального
управления невозможно без знания теоретических
основ данной проблемы. Но одной только
теории зачастую недостаточно для понимания
проблемы. Таким образом, возникает необходимость
применения аналитического материала,
для того чтобы лучше разобраться в методологии,
адаптируя ее к практике.
1.1Понятие
управления. Признаки,
функции и различия
формального и неформального
управления.
Управлять
– это, значит, давать указания, разрешения,
распоряжения, это, значит, подписывать
приказы и накладывать
Неформальное управление отражает потребность формального управления, является его необходимым дополнением. В практике управления возникают такие проблемы и такие ситуации, которые можно решить только на неформальной основе. Более того, количество таких проблем возрастает по мере развития человека, производства и общества.
В деятельности человека и в развитии производства все большую роль играют творческий подход к работе, личная инновационность. Именно они являются главными факторами качества и динамики развития. Но отношение к делу с позиций творчества определяется в значительной мере неформальным управлением, позитивной социально-психологической мотивацией. Можно заставить исполнить, трудно заставить человека творить.
Иногда бывает ошибкой стремление менеджера к предельно четкой формальной организации. Конечно, она имеет определенные преимущества. Повышение ответственности, возможность контроля, продуманность в распределении функций, исполнительская дисциплина, некоторый автоматизм в работе, что способствует оперативности и своевременности решений. Но на Западе все большее распространение получает такой вид забастовки, как «работа по правилам». И такая забастовка обычно воспринимается руководством фирмы как бедствие. Это ведет к убыткам. Работа только формальная, без энтузиазма и творчества, сегодня воспринимается как отрицательное явление.
Признаки формального управления является опора на формально действующие (утвержденные, введенные в действие) организационные положения:
Признаками неформального управления являются опора на человеческие неформальные отношения:
Функции неформального управления:
1)реализация общих материальных и социальных интересов. Это может быть заинтересованность в рационализаторстве или разработке и внедрении изобретения, в получении дополнительных доходов, в совместном строительстве гаражей, в решении дачных вопросов, в организации турпоходов и т.п.
2)защита от чрезмерного давления администрации, чрезмерной интенсификации труда, повышение норм выработки, сокращения работников и т.п.
3)получение и передача необходимой или интересной информации
4)облегчение коммуникаций и налаживание взаимопомощи при решении как организационных, так и личных задач;
5)сохранение и культивирование общих культурных, социальных, национальных, религиозных и иных ценностей;
6)удовлетворение потребностей в групповой принадлежности, в признании уважении и идентификации. Это повышает удовлетворенность трудом и пребыванием в организации;
7)создание благоприятной среды деятельности и психологического комфорта, преодоление отчуждения, страха, обретение уверенности и спокойствия;
8)адаптация и интеграция новых и молодых сотрудников. Принятие их в коллектив помогает им быстрее адаптироваться к требованиям организации, позволяет получать ценные советы и помощь, облегчает различные виды коммуникаций.
Функции формального управления:
1)установление статусов, прав и обязанностей членов группы
2)жесткое определение и распределение ролей
3)обеспечение единства всех составных частей организации,
4)связь различных подразделений с ее общими целями
5)целесообразное общественное разделение труда
6)обеспечение повышения эффективности за счет известного ограничения разнообразия в организации
Виды структур организации осуществляющих формальное управление:
Административная структура:
Включает подчиненных лиц, которые непосредственно отчитываются перед определенным руководителем. Подчиненная взаимосвязь между менеджером отдела и инспекторами или между старшей медицинской сестрой ее подчиненными характерна для административной структуры.
Оперативная структура:
Включает рабочих и служащих, которые вместе выполняют какое-либо задание или проект, например деятельность клерков в страховой компании. Когда происходит какой-либо инцидент, несколько клерков должны работать сообща и координировать свою работу друг с другом, если требуется справедливо разрешить иск. Решение этих необходимых задач и осуществление нужных взаимодействий создаются условия для формирования оперативных структур. Медицинские сестры, которые оказывают неотложную помощь в больнице, обычно составляют оперативную группу, так как требуется определенная последовательность во время ухода за пациентом. Эти структуры имеют значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своей деятельности, хотя у них есть общий руководитель.
Виды структур, осуществляющих неформальное управление:
структуры по интересам:
Отдельные лица, которые могут не быть членами одной и той же административной или оперативной структуры, могут объединяться для достижения определенной совместной цели. Цели таких структур не имеют отношения к целям организации и являются специфическими для каждой структуры. Примерами структур по интересам могут быть объединения рабочих и служащих с целью получения больших выгод, а также объединение официанток, создающих из своих чаевых единый фонд.
группы на основе дружбы:
Многие группы формируются на основании, каких либо общих интересов или признаков: возраст, политические убеждения, этническое происхождение и другие. Эти группы на основе дружбы часто продолжают свое взаимодействие и вне рамок рабочей деятельности.
Мотивы членства рабочих и служащих в тех или иных группах характерны для подавляющего большинства групп, которые четко разделяются на формальные и неформальные. Основное различие между ними заключается в том, что формальные и административные структуры создаются организациями, а неформальные возникают сами по себе. Неформальные группы имеют важное значение, удовлетворяя основную человеческую потребность в общении.
Хотя группы друзей неформальны, менеджерам следует попытаться, если возможно, позитивно воздействовать на них, направив их усилия на достижение целей организации. Пути воздействия на такие группы – это налаживание хороших отношений с лидером группы, обучение лидера групповому поведению и поддержка усилий членов группы сохранить групповые отношения.
Ступени возникновения и развития процесса неформального управления:
Причины побуждающие вступать в неформальные отношения и использовать этот метод управления.