Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 19:42, реферат
Почта России – одно из самых сложных и интересных российских предприятий. Это традиционный представитель отрасли, системообразующее предприятие, посредством которого государство реализует свою политику в области обеспечения информационного и экономического единства страны.
Недостаточный уровень автоматизации и механизации федеральной почтовой связи не может быть компенсирован ручным трудом. Заработная плата работников федеральной почтовой связи в 1998 - 2001 годах составляла соответственно 80, 65, 61 и 41 процент среднемесячной заработной платы по стране и в настоящее время этот разрыв имеет устойчивую тенденцию к росту, поэтому качество работы персонала, а вместе с ним и качество предоставляемых услуг почтовой связи падает, в результате снижается конкурентоспособность организаций федеральной почтовой связи, что приводит к потере ими части доходов, а следовательно, к дальнейшему снижению уровня социальной защищенности работников федеральной почтовой связи. Возникает замкнутый круг: снижение мотивации труда - снижение качества работы и производительности труда - снижение качества услуг - падение доходов и рентабельности - дальнейшее снижение мотивации труда.
Организации федеральной почтовой связи являются единственными, оказывающими универсальные услуги почтовой связи по всей стране, вынужденно находясь, с точки зрения конкуренции, в заведомо худшем положении по сравнению с негосударственными операторами почтовой связи. Это ведет к утрате организациями федеральной почтовой связи своих позиций на рынке услуг почтовой связи.
Доходы федеральной почтовой связи от услуг по пересылке письменной корреспонденции и распространению периодических печатных изданий в расчете на единицу отправления в десятки раз ниже аналогичных показателей государственных операторов почтовой связи в европейских странах. Кроме того, эти доходы чрезвычайно медленно растут. С 1998 года среднегодовое увеличение совокупных доходов от письменной корреспонденции составило менее 4 процентов (с учетом инфляции), при этом рентабельность организаций федеральной почтовой связи в указанный период снизилась с 4,4 процента до 3,9 процента. Такая динамика доходов и рентабельности организаций федеральной почтовой связи означает, что уже в ближайшее время могут потребоваться существенные государственные субсидии.
С целью компенсации медленного роста доходов и повышения рентабельности организации федеральной почтовой связи осуществляют предпринимательскую деятельность, которая охватывает широкий спектр услуг, не связанных с услугами почтовой связи. Непрофильные услуги включают в себя сдачу в аренду помещений и автотранспорта, организацию автомастерских, продажу продуктов питания и различных товаров народного потребления в отделениях почтовой связи. Доходы от предоставления подобных услуг с 1998 года увеличивались в среднем на 9,4 процента в год, тогда как доходы от основной деятельности - на 1,8 процента с учетом инфляции. В связи с ростом доли доходов от побочной деятельности производственные активы организаций федеральной почтовой связи все больше используются не по назначению.
Без проведения реструктуризации организации федеральной почтовой связи вынуждены будут в ближайшее время начать снижать расходы за счет сокращения сети объектов почтовой связи, расположенных в основном в сельской местности и малонаселенных районах Крайнего Севера, Дальнего Востока и Восточной Сибири.
Неотложность решения указанных проблем обусловливает необходимость реструктуризации организаций федеральной почтовой связи и реформирования рынка услуг почтовой связи.
Кадровая политика
Стратегическая роль для государства и социальная значимость для населения деятельности национального почтового оператора накладывает на предприятие, как крупнейшего в стране работодателя, обязанность по ведению социально ориентированной кадровой политики. Персонал является ключевым ресурсом, гарантирующим успешное будущее «Почте России». Именно поэтому серьезное внимание уделяется основным направлениям кадровой политики: развитию и обучению персонала, повышению уровня заработной платы и системе нематериального стимулирования, продвижению перспективных работников, созданию благоприятных условий для реализации личностного потенциала и эффективного применения профессиональных навыков каждого сотрудника. Так, в 2009 году в целях повышения профессиональной компетенции работников, развития управленческих навыков и формирования кадрового резерва «Почты России» прошли обучение 13 613 работников (33% от общего числа работников предприятия). Свою квалификацию повысили 904 начальника почтамта (98,8% от общего количества начальников почтамтов) в рамках программы обучения. Регулярно проводятся курсы обучения эксплуатации, технике продаж и подбору персонала для профильных работников предприятия.
С 2010 года все работники аппарата управления предприятия, включая руководителей высшего управленческого звена, в обязательном порядке проходят 5-дневную стажировку в качестве почтальонов или операторов связи в отделениях почтовой связи по всей стране. Во время непродолжительной практики менеджеры аппарата управления получают представление о реальном положении дел на местах, оценивают качество обслуживания клиентов, вникают в проблемы и оценивают возможности их решения. Подведение итогов и обобщение проблем, выявленных стажерами, проводится каждый квартал. По окончании стажировок все отчетные документы консолидируются, замечания и предложения вносятся в единую программу корректировки технологий.
«Почтой России» постоянно ведется последовательная работа по нематериальному стимулированию и мотивации сотрудников, развитию и укреплению корпоративной культуры. В первом полугодии 2010 года «Почта России» совместно с Общероссийским профсоюзом работников связи провела конкурсы профессионального мастерства среди работников предприятия разного уровня. Впервые прошел Всероссийский конкурс «Почтальон года», участие в котором приняли около 150 тыс. представителей самой массовой и популярной почтовой профессии, а также конкурс на лучшего начальника отделения почтовой связи (городского и сельского). Предприятие регулярно отмечает лучших работников всех уровней корпоративными наградами. В 2009 году учрежден «Знак за трудовую доблесть», который вручается, в том числе, за мужество, проявленное в экстремальной ситуации при выполнении трудовых обязанностей.
Несмотря на сокращение общей
численности персонала «Почты России»
на 1% в 2009 году, в основном за счет административно-
Планомерные и взаимоувязанные мероприятия по оптимизации структуры предприятия, профессиональному развитию и карьерному росту работников, повышению уровня заработной платы и улучшению условий труда позитивно скажутся на сервисной составляющей, финансовых и репутационных показателях деятельности почтового оператора.
Бизнес – процессы ФГУП «Почта России»
Бизнес -процесс – совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или несколько видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создаётся продукт, представляющий ценность для потребителя.
Можно выделить 4 основных бизнес-процесса:
Бизнес-процесс Предоставление финансовых услуг включает подпроцессы:
Срочные денежные переводы «Форсаж»;
Денежные переводы «КиберДеньги» (по России);
Денежные переводы «КиберДеньги» (в странах СНГ, Балтии и странах Дальнего зарубежья);
Денежные переводы Western Union (Страны Дальнего зарубежья);
Страховые услуги;
Вклады/Депозиты (открытие и обслуживание);
Обслуживание банковских карт;
Выплата пенсий и пособий;
Прием коммунальных платежей;
Прием платежей за услуги связи, Интернет и телевидение;
Прием платежей на терминалах самообслуживания;
Бизнес-процесс Предоставление почтовых услуг включает подпроцессы:
Письменная корреспонденция;
Отправления первого класса;
Express Mail Service (EMS);
Посылки и Международные почтовые отправления с товарным вложением;
Контроль качества и розыск почтовых отправлений;
SMS-уведомление;
Бизнес-процесс Предоставление услуг населению включает подпроцессы:
Подписка на газеты и журналы;
КиберПочта@;
КиберПресса@;
Реализация лотерей;
Услуги телефонной связи;
Продажа билетов;
Кодак Фотоуслуги Почтой;
Мобильное приложение;
Отправка документов в ВУЗы;
Бизнес-процесс Предоставление услуг юридическим лицам включает:
Корпоративным клиентам:
Таможенное оформление;
Международные почтовые отправления;
Информационные системы;
Анализ рынка
Анализ деятельности предприятия в сравнении с сопоставимыми компаниями
В настоящее время продолжается процесс либерализации почтового рынка. Если в 2007 году насчитывался 121 лицензиат – участник отрасли, то к 2011 году их было уже 377. При этом ФГУП «Почта России» остается системообразующим отраслевым предприятием, ведущим участником рынка почтовой связи, а также одним из крупнейших работодателей страны. Предприятие располагает беспрецедентной по масштабам сетью фронт-офисов и логистических объектов, охватывающих всю территорию страны.
Конкурентами ФГУП «Почта России» на территории РФ являются, в основном, национальные и международные курьерские службы такие как: СПСР, DHL, PONY EXPRESS, TNT EXPRESS. Рассмотрим более подробно данные компании.
Была основана в 2001 году и за короткий срок стала лидером российского рынка экспресс–перевозок.
Начав свою деятельность с оказания услуг в узком сегменте экспресс-почты, компания динамично развивалась, став крупнейшим всероссийским экспресс-оператором. В настоящее время СПСР-ЭКСПРЕСС предоставляет полный комплекс услуг по доставке документов, мелкогабаритных, крупногабаритных и негабаритных грузов в любую точку России и за границу.
Обладая богатым опытом в области оказания почтовых услуг, экспресс-доставки и логистики, СПСР-ЭКСПРЕСС разрабатывает для своих клиентов индивидуальные решения, соответствующие современным международным требованиями, и всегда оказывается на шаг впереди своих конкурентов. Комплексные индустриальные продукты от СПСР-ЭКСПРЕСС отражают потребности всех отраслей экономики России.
Инфраструктура компании состоит из 9 распределительных центров, 200 филиалов и представительств в городах России, более 1000 тыс. собственных автомобилей и 4000 тыс. сотрудников. СПСР-ЭКСПРЕСС обслуживает свыше 6000 городов и населенных пунктов Российской Федерации от Калининграда до Владивостока.
DHL вышла на рынок России
в 1984 году. По состоянию на 2012 год,
компания доставляет грузы и
корреспонденцию в порядка 850 населённых
пунктов страны. Имеется свыше 150
собственных и агентских
Центральный офис DHL Express в России находится в Москве, там же находится один из основных сортировочных центров компании в России. Второй крупный центр обработки отправлений находится на юге Москвы.
Начало работы в России – 1992 год. Компания имеет широкую региональную сеть, включающую 60 филиалов, 126 представительств в России, а также подразделения в Казахстане, Украине и Армении. Сегодня компания обслуживает более 9000 направлений по России и СНГ, 218 стран мира.
Региональная сеть доставки охватывает 5500 городов и населенных пунктов России. В 2004 году подписан договор с ФГУП "Почта России" об открытии пунктов приема корреспонденции TNT на главпочтампах 10 крупнейших городов России.
Тем не менее, уникальным преимуществом Почты России перед конкурентами является беспрецедентно широкая филиальная сеть по всей стране. Поэтому конкуренты значительно проигрывают «Почте России» в географии и цене услуг, однако уверенно обходят ее по таким показателям как качество услуг, сервис, скорость доставки корреспонденции и уровень рекламной поддержки.
Международные конкуренты
Несмотря на крупнейшую в мире сеть отделений почтовой связи (сопоставимое количество отделений есть только в Китае), в аспекте объема выручки Почта России занимает не самое высокое положение (десятое место) – на уровне почты Финляндии и почты Австралии, размеры сети отделений которых в 8-10 раз меньше. Крупнейшие почтовые компании – американская «USPS» и немецкая «Deutsche Post DHL» по годовой выручке опережают Почту России в 20-25 раз. По чистой прибыли Почта России отстает от большинства почтовых операторов, однако значительно опережает субсидируемые американскую «USPS» и «Royal Mail Holdings» из Великобритании. Финансовый масштаб деятельности Почты России значительно меньше, чем у большинства зарубежных аналогов.
Информация о работе Анализ предприятия на примере ФГУП Почта России