Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:26, курсовая работа
Среди множества проблем современного менеджмента важнейшими являются разработка, принятие и осуществление управленческого решения представляющий собой основной инструмент управляющего воздействия.
Принятие решений является основной составляющей любой управленческой деятельности. Именно вокруг принятия решения вращается жизнь организации
1. СОДЕРЖАНИЕ И СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Содержание процесса принятия управленческого решения
1.2 Требования к технологии менеджмента и важнейшие области принятия решений
1.3Анализ процедуры принятия решений
2. МЕХАНИЗМ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
2.1 Основные подходы к принятию решений
2.2 Механизм принятия управленческих решений
2.3 Характерные особенности управленческого решения
3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2)Попытка
осмыслить истинные причины
2.2
Механизм принятия
Технология менеджмента имеет следующие составляющие:
· общее руководство принятия решений;
· правила принятия решений;
· планы в принятии решений;
· принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия;
· целевые группы и их роль в принятии решений (групповое взаимодействие на равных уровнях);
· матричный тип взаимодействия.
Первые
три составляющие обеспечивают вертикальную
взаимосвязь между уровнями управления,
последние три – горизонтальную
связь в координации
Общее
руководство принятием решений
предполагает, что процесс принятия
решений находится в руках
одного линейного (общего) руководителя,
который подчинен в свою очередь
вышестоящему руководителю. Здесь создается
иерархия в принятии решений по линейным
должностям. Каждый руководитель решает
свои проблемы со своим непосредственным
руководителем, а не с вышестоящими
руководителями, минуя своего непосредственного
начальника. Такой механизм характерен
для американского менеджмента.
В американских фирмах линейные руководители
несут персональную ответственность
за свою работу, получая право распоряжаться
материальными и трудовыми
Правила принятия решений, или нормативы, обычно разрабатываются и издаются самими фирмами. В них формулируются действия, необходимые для реализации принятых решений в определенных условиях. Эти правила имеют целью осуществление координации между различными подразделениями и делятся на оперативные, стратегические, организационные. Оперативные правила обычно формулируются в среднем управленческом звене в виде различных инструкций.
Стратегические
правила, или деловая политика, включают
такие виды решений, как определение
типа выпускаемых изделий и услуг,
вида заказчиков, организации сбытовой
сети, способов установления цен, условий
и гарантий при продаже изделий
фирмы и др. Стратегические правила
обычно формулируются на высшем уровне
управления при участии среднего
звена управления и не имеют временных
ограничений. Организационные правила
основываются на местном или государственном
законодательстве. Они касаются таких
вопросов, как определение цели и
характера деятельности фирмы, ее отношений
с государственными учреждениями, правовой
формы и устава фирмы. Эти правила
устанавливают владельцев фирмы, их
права и ответственность, а также
размер дивидендов, оплату высших управляющих
и премиальные выплаты, схемы
должностных окладов, лимиты капиталовложений,
в пределах которых руководители
могут распоряжаться
Планы являются средством координации деятельности различных подразделений при принятии управленческих решений. В планах определяются имеющиеся ресурсы, необходимые для достижения намеченных целей в рамках конкретного периода. Планы охватывают деятельность производственных отделений, поэтому принятие управленческих решений осуществляется в рамках своих планов. Преимущество планов перед правилами состоит в том, что они являются более гибкими и их легче приспособить к изменившимся условиям. В американских компаниях планы являются важнейшим инструментом координации деятельности на крупных предприятиях в целях увязки стратегического и оперативного управления.
Обычный
годовой плановый цикл в крупных
фирмах начинается с определения
высшим руководством ориентиров плана
для производственного
Принятие
двусторонних решений руководителями
одного уровня на основе индивидуального
взаимодействия осуществляется без
согласования со своими общими руководителями.
Здесь реализуется
На целесообразность признания концепции кооперационного управления указывают следующие соображения:
1)теория
систем указывает, что
2)внедряя
концепцию кооперационного
3)активизация
кооперационных связей ведет
к уменьшению трудовых затрат
при решении управленческих
4)изменяются
отношения ответственности.
Целевые
группы действуют на основе группового
взаимодействия и принимают решения,
касающиеся конкретных вопросов совместной
деятельности для достижения установленных
целей. Целевые группы могут создаваться
на временной или на постоянной основе
и иметь в своем составе
представителей разных функциональных
подразделений и
В матричных структурах, в отличие от двух предыдущих горизонтальных
механизмов, руководителю проекта предоставляются линейные права, аналогичные тем, которые даются руководителям функциональных подразделений. Возникает сетевая структура, позволяющая принимать решения во все более усложняющихся условиях, касающихся все более сложных проблем.
2.3
Характерные особенности
Решения разделяют по различным классификационным признакам. По содержанию решения классифицируют на политические, социальные, экономические, организационные, технические и т.п.; по срокам действия и степени воздействия на будущие решения – на оперативные, тактические и стратегические; по виду субъекта – на индивидуальные и коллективные; по степени уникальности – на рутинные, нетворческие, и уникальные, творческие; по степени неопределенности полноты информации) – на решения в условиях определенности, в условиях риска (вероятностной определенности) и в условиях неопределенности.
Особенности коллективного решения. Есть коллективный метод решения, который называется «мозговой штурм» или «атака мыслей». Этот способ применяется тогда, когда специалисты и эксперты не могут найти решение. Основан способ на том, что в мозге человека, этом своеобразном компьютере, моделируются различные варианты решений. Ситуация подобного моделирования возникает тогда, когда, например, таксист сажает в машину пассажира и тот называет конечный пункт своей поездки. У водителя сразу же в голове моделируется маршрут поездки, но он может быть не оптимальным, т.е. имеются и другие варианты. При «мозговом штурме» идеи могут осенить какого-либо участника и нужное решение будет найдено. Обычное число участников «мозгового штурма» 11 -12 человек, но это количество может варьироваться от четырех до нескольких десятков человек. Существует несколько правил, которые необходимо соблюдать при организации процесса «мозгового штурма»:
1)
нельзя критиковать либо
2) никогда не говорите, что идея нереальна либо абсурдна;
3)
набирайте количество идей, не
обращая внимания на качество.
«Мозговой штурм» создает
4)
приветствуйте творческие
Обычно время «мозгового штурма» ограничено. Все предложенные идеи фиксируются, и решение по ним принимает человек, который в процессе «мозгового штурма» участия не принимал. «Мозговой штурм» - не панацея, а только один из способов подготовки решения. Известен классический случай «мозгового штурма» в одном шестидесятиэтажном отеле в Нью-Йорке. Из отеля стали съезжать постояльцы. Предприниматели начали терпеть убытки. Проведенный анализ «бегства» из отеля показал, что основной причиной является длительное ожидание лифтов на этажах (американцы не любят понапрасну терять время). Специалисты-инженеры предлагали увеличить количество лифтов, установить дорогостоящую электронную аппаратуру. Все эти предложения были связаны с большими затратами. Тогда руководство отеля решило организовать «мозговой штурм» и пригласило на него обслуживающий персонал (горничных, клерков, рассыльных и т.д.). При обсуждении вопроса один молодой человек, работающий всего два месяца в отеле курьером, предложил на всех этажах установить со всех сторон зеркала. Логика предложения была такова. Что делает женщина, оказавшись перед зеркалом? Достает губную помаду, карандаш для бровей и начинает наводить «марафет». Если же рядом оказывается мужчина, то он может при помощи системы зеркал не в упор рассматривать женщину со всех сторон. Таким образом, все при деле и время течет незаметно. Предложение было принято и внедрено с минимальными затратами. Обстановка стабилизировалась.
Особенности
принятия решений в стратегическом
менеджменте. Асимметричность информации
при принятии стратегических решений.
Асимметричность информации обусловлена
самим принципом