Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:26, курсовая работа
Среди множества проблем современного менеджмента важнейшими являются разработка, принятие и осуществление управленческого решения представляющий собой основной инструмент управляющего воздействия.
Принятие решений является основной составляющей любой управленческой деятельности. Именно вокруг принятия решения вращается жизнь организации
1. СОДЕРЖАНИЕ И СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Содержание процесса принятия управленческого решения
1.2 Требования к технологии менеджмента и важнейшие области принятия решений
1.3Анализ процедуры принятия решений
2. МЕХАНИЗМ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
2.1 Основные подходы к принятию решений
2.2 Механизм принятия управленческих решений
2.3 Характерные особенности управленческого решения
3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ
•маркетинговая деятельность;
•экономическое и финансовое развитие;
•организация заработной платы и премирования;
•социальное развитие;
•управление;
•бухгалтерская деятельность;
•кадровое обеспечение;
•прочие виды деятельности.
Правильность
и эффективность принятого
•на входящую и исходящую;
•обрабатываемую и необрабатываемую;
•текстовую и графическую;
•постоянную и переменную;
•нормативную, аналитическую, статистическую;
•первичную и вторичную;
•директивную, распределительную, отчетную.
Правильно
поставленная задача предопределяет необходимость
конкретной информации для принятия
решения. Поэтому точность постановки
задачи играет немаловажную роль в
процессе принятия решения менеджером.
Принятие решений присуще любому
виду деятельности, и от него может
зависеть результативность работы одного
человека, группы людей или всего
народа определенного государства.
С экономической и
Краткая классификация управленческих решений. Применительно к управлению все решения можно классифицировать как:
•общие;
•организационные;
•запрограммированные;
•незапрограммированные;
•рациональные;
•нерациональные;
•вероятностные;
•решения в условиях неопределенности;
•интуитивные;
•на основе компромисса;
•альтернативные.
Из всей классификации попытаемся рассмотреть лишь некоторые решения. Известно, что принятие решения всегда сопряжено с определенной моральной ответственностью, зависимости от уровня, на котором принимается решение. Чем выше уровень управления, тем выше моральная ответственность за принятое решение. Управленческое решение устанавливает переход от того, что имеется, к тому, что должно быть проделано за определенный период. В процессе подготовки решения выявляются проблемы, уточняются цели, ведется вариантная проработка решений, выбор лучшего варианта и завершается его утверждение.
Управленческие решения могут быть: единоличные, коллегиальные, коллективные, стратегические (перспективные), тактические (ближайшие), оперативные. Организационные решения принимаются на всех уровнях управления и являются одной из функций работы менеджера, они направлены на достижение поставленной цели или задачи. Они могут быть запрограммированными и незапрограммированными. Запрограммированное решение - это результат реализации определенной последовательности этапов или действий и принимается на основе ограниченного количества альтернатив. Чтобы найти правильные пути решения проблемы, менеджер не должен стремиться к немедленному ее разрешению, да это практически и невозможно, а должен принять соответствующие меры по изучению причин возникновения проблемы на основе имеющейся внутренней и внешней информации. Принятие решения, как правило, сопряжено с выбором направления действия, и если решение принимается легко, без специальной проработки альтернатив, то хорошее решение принять трудно. Хорошее решение накладывает на менеджера большую социальную нагрузку и зависит от психологической подготовленности менеджера, его опыта, личностных качеств.
Принятию решения предшествуют несколько этапов:
•возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;
•выбор критериев, по которым будет принято решение;
•разработка и формулировка альтернатив;
•выбор оптимальной альтернативы из их множеств;
•утверждение (принятие) решения;
•организация работ по реализации решения - обратная связь.
Объектом
для возникновения проблем
Анализ
как составная часть процесса
принятия решения. В условиях неполноты
информации по изучаемой проблеме,
невозможности все строго рассчитать
и проанализировать, а также множественности
мнений о целях, критериях их предпочтительности
и т.п. может не существовать единого,
лучшего решения. В условиях рыночной
экономики степень
1)
анализ и принятие
Рассмотрим две возможные ситуации:
·
имеется два возможных
·
число альтернативных вариантов
больше двух: Процедурная сторона
анализа существенно
2)
анализ и принятие
· известными, типовыми ситуациями (например: вероятность появления герба при бросании монеты равна 0.5);
·
предыдущими распределениями
· субъективными оценками, сделанными аналитиком самостоятельно либо с привлечением группы экспертов. В более сложных ситуациях в анализе используют так называемый метод построения дерева решений;
3)
анализ и принятие
· максимин (максимизация минимальной прибыли);
· минимакс (минимизация максимальных потерь);
· максимакс (максимизация максимальной прибыли) и др;
4)
анализ и принятие
Стадии процесса принятия решения. Подготовка, принятие и реализация решений как процесс управленческого труда руководителя имеют определенную технологию: совокупность последовательно применяемых приемов и способов достижения целей деятельности. При этом руководитель, отвечающий за развитие системы, сталкивается со множеством возможных целей и со значительным числом конкурирующих способов и средств, которые могут быть использованы для достижения каждой отдельной цели. Но прежде всего требуется установить содержание задач, которые обеспечивают достижение целей. Эти задачи могут быть представлены в виде так называемого "дерева задач" [29, с. 3].
Процесс
принятия с технологической точки
зрения можно представить в виде
последовательности этапов и процедур,
имеющих между собой прямые и
обратные связи. Технология международного
менеджмента рассматривает
Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.
Однако в более специализированной литературе мне удалось найти несколько расширенных вариантов этого процесса. Неплохо, на мой взгляд, разработал данный вопрос Ю.С. Солнышков в своей книге "Обоснование решений"[9, с. 63]. Его взгляд на процесс можно представить в виде схемы: Первым шагом является разработка возможных альтернатив выполнения задачи и отсев нерациональных. Затем для каждой альтернативы определяются значения характеризующие ее показателей: степень выполнения задачи, ожидаемые затраты, предполагаемый срок выполнения задачи и т.п. После этого альтернативы сравнивают, отбирают наиболее предпочтительные и представляют руководителю. В материалах, подготовленных для руководителя, обычно содержатся обоснования, приводимые в подтверждение выводов специалистов о предпочтительности предложенных сочетаний целей.
Руководитель
рассматривает представленные ему
варианты и выбирает один из них
для реализации. В этом случае решение
принято. Если руководитель не сочтет
обоснования убедительными, он дает
специалиста задание