Анализ государственного управления в области здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - определение места и роли государственного управления в системе социально-экономических отношений субъектов сферы охраны здоровья населения.
Поставленная цель достигается путем решения следующих исследовательских задач:
охарактеризовать основные тенденции развития здравоохранения как социальной отрасли с учетом возможностей государственного управления;
оценить эффективность действующих механизмов финансирования здравоохранения как инструмента социального регулирования сферы охраны здоровья населения;
изучить основные управленческие технологии создания финансовых потоков в сфере охраны здоровья населения как фактора государственного влияния при регулировании социальных отношений субъектов здравоохранения;
проанализировать государственное управление системы здравоохранения Ставропольского края.

Файлы: 1 файл

основное.docx

— 59.22 Кб (Скачать)

     Надо  отметить, что на данный момент большинство  врачей работают практически на одном энтузиазме, особенно в районах, где сейчас наиболее остро поставлен кадровый вопрос.

     Многие  больницы города и края сталкиваются с проблемой устаревания оборудования. На сегодняшний день проблема обеспечения клиник современным медицинским оборудованием является одной из серьёзных проблем здравоохранения Ставропольского края.

     70% имеющегося в медицинских учреждениях  оборудования устарело. И это, несомненно, большой минус в качестве обслуживания пациентов. Правительством и Законодательным собранием края была утверждена программа оснащения медучреждений современным оборудованием, техникой, инструментарием, которая предусматривает также выделение целевых средств на ремонт уже существующего оборудования, поскольку зачастую дорогостоящее оборудование простаивает из-за отсутствия средств в бюджете на его ремонт.10

     Явным недостатком программы является тот факт, что она составлялась исходя из возможностей, а непотребностей.

     В 2010 году министерством и учреждениями здравоохранения края были продолжены системные преобразования в отрасли за счет реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", федеральных и краевых

целевых программ, в рамках которых также предусмотрено переоснащение медицинского оборудования.

     Так же одной из главных сезонных проблем, ежегодно весьма остро встающих перед системой здравоохранения Ставропольского края и других регионов РФ, является эпидемия гриппа. По линии федерального бюджета производятся закупки вакцины и вакцинация населения в наиболее подверженных эпидемии районах края. Кроме использования бюджетных средств, проводится также работа по привлечению дополнительных средств предприятий, организаций и страховых компаний по закупке препаратов для специфической профилактики.

     В Ставропольском крае в течение ряда последних лет одним из самых  острых и актуальных остаётся вопрос бесплатного и льготного лекарственного обеспечения населения. В настоящее время объем средств, выделяемых на выполнение программы государственных гарантий, не позволяет удовлетворить потребности всех льготируемых категорий населения. Одна из главных причин здесь заключается в том, что в последние годы российское правительство предоставило разным категориям населения целый ряд льгот, не обеспеченных федеральным финансированием. В этих условиях вся нагрузка по исполнению законов ложится на местные бюджеты, возможности которых весьма ограничены. Бюджет края сегодня таков, что не позволяет выделить нужное количество денег на эти цели. Поэтому в настоящее время отпуск препаратов по бесплатным и льготным рецептам в области ведется в рамках ограниченного перечня лекарственных средств (ЛС).

     Тем не менее, и в этих условиях наблюдается динамика роста, т.к. прошедший 2010 год  – это год работы в условиях финансового кризиса. При формировании бюджета на 2010 год отрасли здравоохранения, как и в других отраслях социальной сферы, расходы по коммунальным услугам, питанию и медикаментам не индексировались и более того, в целом расходы на здравоохранение были уменьшены практически на 1 млрд. рублей. Поэтому в 2010 году в первую очередь стояла задача  – изыскать внутренние резервы, а именно провести работу по сбалансированности медицинской помощи (увеличить объемы наименее затратных видов медицинской помощи и сократить объемы наиболее затратных видов медицинской помощи), провести оптимизацию сети и штатной численности учреждений.11

     На  льготное лекарственное обеспечение  было израсходовано более 400 млн. рублей, при этом средняя стоимость одного рецепта составила 800 рублей. Кроме того, по высокозатратным нозологиям 489 человек были обеспечены дорогостоящими препаратами на сумму более 325 млн. рублей. Доля закупаемых медикаментов российского производства выросла до 48 %.

     Кроме того, в целях улучшения льготного  лекарственного обеспечения граждан Ставропольского края, из краевого бюджета ежегодно выделяются денежные средства, в 2011 году эта цифра составила 224,8 млн. рублей.

     Итак, можно сказать, что система здравоохранения Ставропольского края проблемная и в ней имеется огромное количество недостатков и недочетов, необходимо её срочное реформирование, но не скоротечное и необдуманное, а обоснованное показателями социальной и экономической эффективности. Нужно пересмотреть государственные гарантии в области оказания бесплатных медицинских услуг, если государство не выполняет поставленные цели и задачи, граждане не будут верить и доверять ему.

     В связи с явным нарастанием  негативных процессов предпринимаются  попытки повысить ответственность  отечественного здравоохранения за состояние здоровья населения. При  этом в первую очередь уделяется  большое внимание стратегии его  реформирования с целью стабилизации уровня здоровья граждан страны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Отрасль здравоохранения в настоящее  время переживает переходный период, начавшийся вместе с коренными изменениями  во всех сферах жизни государства  более десяти лет назад, что, разумеется, не могло сказаться на качестве функционирования системы здравоохранения как  на уровне страны в целом, так и  на уровне регионов. Наряду с этим резко  ухудшилась  медико-демографическая  ситуация в стране, ощутимо снизился жизненный уровень большей части  населения. Реформы ударили по финансированию отрасли и по вертикали управления, которая была фактически разрушена.

     Положение относительно улучшилось после принятия в 1997 году Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Постепенно активизировалась деятельность по профилактике заболеваний. Были внедрены современные методов профилактики, диагностики и лечения наряду с повышением эффективности использования ресурсов в здравоохранении. Впервые была введена программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью.

     Несомненным прорывом стало использование в  управлении здравоохранением методов стратегического планирования, результатом которого явилось принятие большого количества федеральных целевых программ, направленных на решения наиболее остро стоящих перед отраслью проблем. На основе принятых федеральных программ разрабатываются региональные целевые программы, проектируемые с учётом специфики конкретного субъекта федерации.

     Проблему  недостаточного финансирования отрасли  призван решить принятый Закон об обязательном медицинском страховании. Введение системы медицинского страхования позволило кардинально изменить подход к финансированию здравоохранения. Наряду с положительными результатами работы системы существует, конечно, и немалый спектр проблем различного уровня, последовательное и грамотное разрешение которых необходимо для выполнения задач, возложенных на систему медицинского страхования.

     Проведённый анализ системы здравоохранения  Ставропольского края выявил наряду с несомненно положительными тенденциями массу проблем и недоработок в процессе реализации программ по реформированию отрасли и показал необходимость внедрения новых подходов к реализации программ федерального уровня, а именно – программно-целевого метода с учётом региональной специфики системы здравоохранения края.

     В заключение отмечу, что мы коснулись  лишь небольшой части вопросов, связанных  обеспечением реформирования экономики  здравоохранения, но и рассмотренные  вопросы свидетельствуют о наличии  серьезных проблем в этой сфере. Что касается совершенствования  правового регулирования экономических  аспектов деятельности медицинских  учреждений, то оно должно не только основываться на фундаментальных принципах  права, требованиях защиты прав и  свобод граждан, соблюдении интересов  государства и т. д., но и соответствовать  экономическим законам, способствовать эффективной хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

     1. Конституция Российской Федерации  от 12 декабря 1993г. // КонсультантПлюс.

     2. Российская Федерация. Законы. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: федеральный закон от 22 июля 1993 г. № 5487-ФЗ // КонсультантПлюс.

     3. Российская Федерация. Законы. О  стандартизации: от 10 июня 1993г. № 5154-1 (ред. от 10.01.2003) // КонсультантПлюс.

     3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения и социального развития РФ» от 30 июня 2004 г. № 321 // КонсультантПлюс.

     4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» от 30 июня 2004 № 323  // КонсультантПлюс.

     5. Гагаринов А.В. Правовые основы здравоохранения и социального развития в Российской Федерации. - М., 2009.

     6. Карякин Н.Н. Развитие муниципального здравоохранения в современных условиях // Советник. – 2008. - №5.

      7. Пикулькин А.Б. Система государственного управления. - М., 2007.

     8. Стародубцева В.И., Пивеня Д.В. Управление здравоохранением и социального развития на современном этапе. Проблемы, их причины и возможные пути решения. - М., 2009.

     9. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // http://www.un.org

     10. Программа модернизации здравоохранения Ставропольского края на 2011 – 2012 годы // www. stavregion.ru

     11. Министерство здравоохранения Ставропольского края. Программы и проекты // www. mz26.ru

Информация о работе Анализ государственного управления в области здравоохранения