За счет бюджетных средств,
выделяемых Минздраву РФ, осуществляется
финансирование собственных научно-исследовательских
институтов и НИИ Российской
Академии медицинских наук (в
части финансирования клинической
деятельности), научных центров и
клиник медицинских образовательных
вузов.4
Это более 500 медицинских учреждений,
мощность которых составляет 4% коечного
фонда страны.
Реализация государственной политики
в области здравоохранения в
существенной мере зависит от
Министерства финансов РФ. Оно
выделяет средства на финансирование
федеральных медицинских учреждений
и учитывает потребности регионов
в бюджетном финансировании здравоохранения
при определении размеров трансфертов
из федерального бюджета в
бюджеты субъектов РФ.
В России сложилась система
бюджетно-страхового финансирования
здравоохранения. 35% государственных
расходов на здравоохранение
осуществляется через систему
обязательного медицинского страхования
(ОМС), во главе которой стоит
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования (ФФОМС)
— государственное финансово-кредитное
учреждение.
Развитие материально-технической
базы системы здравоохранения
за счет средств федерального
бюджета осуществляется Министерством
здравоохранения РФ совместно
с Министерством экономики Российской
Федерации (далее — Минэкономики
РФ).
В связи с тем, что медицинская
помощь в силу своей специфики
зачастую тесно связана с социальной
помощью гражданам, определенная
координация действий существует
также между Минздравом РФ
и Министерством труда и социальной
защиты Российской Федерации.
Наряду с медицинскими учреждениями,
подведомственными Минздраву РФ,
в стране около 15% всех амбулаторных
учреждений и 6% стационарных учреждений
принадлежит различным федеральным
министерствам и ведомствам и
финансируется из их бюджетов.
На долю ведомственного здравоохранения
приходится около 10% численности
медицинского персонала и 6% всего коечного
фонда.
Важную роль в управлении системой
здравоохранения играет комитет
Государственной Думы по охране
здоровья, который принимает активное
участие в разработке законодательной
базы, инициируя появление многих
законопроектов.
- Анализ
проблем работы, функционирования,
выполнения задач системы
здравоохранения РФ.
Предложения по реформированию
системы здравоохранения
РФ
Как
известно переход нашей страны от
плановой экономики к рыночной затронул
все отрасли народного хозяйства
России, в том числе и здравоохранение.
Поскольку это одна из крупнейших
отраслей, аккумулирующая в себе огромные
финансовые, трудовые, материальные и
другие ресурсы, поэтому от их грамотного,
экономически обоснованного использования
зависит успешность работы системы
здравоохранения РФ.
Естественно,
наивно было полагать, что само по себе
принятие закона о страховании обеспечит
стабильную работу, и обеспечит выполнение
гарантированных обязательств государства
перед гражданами. Процесс реформирования
происходил в условиях жесточайшего
финансового кризиса, недостатка финансирования
всех отраслей, особенно здравоохранения;
высокий уровень инфляции, сокращение
рабочих мест и как следствие
безработица, задержка в выплате
заработной платы, снижение уровня жизни
и недостаточная роль государства
в работе всей системы. Поэтому введение
системы ОМС оказалось не эффективным
и по сей день, так как государство
значительно преувеличило объем
гарантированной медицинской помощи
со своими возможностями. Поэтому имеется
острый недостаток в финансировании
нереальных обязательств.
Предшествующий
политический строй предполагал
монополию государства во всех отраслях,
и полное управление и директивные
методы управления. При переходе к
рыночной экономике на первых парах
решили полностью отказаться от вмешательства
государства в управлении здравоохранением.
Однако это является самой первой ошибкой
при запуске данной системы, поскольку
необходимо сильное государство, обеспечивающее
стабильный уровень инфляции, экономическое
положение без кризисов, создание четкой
правовой и законодательной базы. В те
годы ничего этого не было сделано, поэтому
произошел разлом такой крупной отрасли,
в итоге система разделилась на частную,
муниципальную и государственную.
Система
здравоохранения РФ и по сей день
является подопытным «кроликом», причем
страдают от этих экспериментов граждане.
Государственных гарантий все меньше,
обслуживание за счет ОМС становится
все хуже и хуже. Так, для сравнения,
в стационаре любой государственной
больниц можно видеть палаты для
больных, обслуживаемых по полюсам
ОМС и за счет платных услуг
или ДМС. Состояние первых палат
ужасное, мягкий инвентарь давно
изношен, койки подлежат списанию, стены
обшарпаны, штукатурка осыпается, а в платных
палатах сделан евроремонт, куплена новая
медицинская мебель. Присутствует дискриминация
по социальному статусу и материальному
достатку, так врачи и весь обслуживающий
медицинский персонал уделяет больше
внимания «платным» больным, предоставляя
консультации лучших специалистов, более
комфортные условия пребывания.
С
одной стороны это конечно
правильно, поскольку государственное
финансирование очень незначительно,
поэтому приходится выживать за счет
платных услуг, но простые граждане,
в основном пенсионеры, с пенсией в
5000 рублей не могут позволить себе платные
медицинские услуги.
Международный
пакт об экономических, социальных и
культурных правах 1966 г. признает право
каждого человека на наивысший достижимый
уровень физического и психического
здоровья.5
В отношении населения РФ Конституция
России 1993 г. закрепила право каждого
на охрану здоровья и бесплатную
медицинскую помощь. Важнейшим нормативно-правовым
актом, послужившим фундаментом
для создания самостоятельного
подразделения системы права
- отрасли медицинского права,
явились принятые в 1993 г. Основы
законодательства РФ об охране
здоровья граждан.
Существенной проблемой в настоящее
время является то, что законодательство,
регулирующее медицинское право
и декларирующее многоукладность
здравоохранения, не формирует организационного
единства всех звеньев системы здравоохранения,
что не способствует установлению единых
стандартов во всех направлениях деятельности
по охране здоровья населения.
В результате реализация норм, касающихся
охраны здоровья граждан, на практике
в правовом поле деятельности исполнительных
органов власти РФ, как на федеральном,
так и на региональном уровнях оставляет
желать лучшего. По ряду вопросов, касающихся
охраны здоровья граждан РФ, законы отсутствуют
или находятся в стадии разработки, слепое
же копирование элементов моделей здравоохранения
зарубежных стран, реализуемое в виде
экспериментов на отдельных территориях,
не имеет ни системного характера, ни правовой
базы, не всегда учитывает традиции отечественного
здравоохранения.
Проводимые в РФ реформы здравоохранения
имеют ярко выраженный фрагментарный
характер в связи с нечеткостью
правового регулирования здравоохранения
на разных уровнях управления,
неопределенностью разделения ответственности
участников системы здравоохранения и
координации их деятельности.6
Надо принять как данность
тот факт, что в переходный
период без жесткой регулирующей
функции государства и права
в построении новой системы здравоохранения
не обойтись. «Броситься в рынок» (создавать
многоукладность) без правовой базы - значит,
воспроизводить условия периода первоначального
накопления капитала со всеми вытекающими
отсюда социально-политическими последствиями,
который наша страна прошла в 1992-1995 г.г.
Право не только отражает существующий
общественный строй, но и выступает регулятором
общественных отношений, приводя поведение
людей и организаций в соответствие с
интересами общества. Праву принадлежит
ведущая роль в определении принципов
деятельности организаций и деятельности
государственных органов здравоохранения,
их компетенции, формы и порядок решения
ими новых задач.
В действующем законодательстве,
касающегося медицинской деятельности,
имеют место не только существенные недостатки,
но и пробелы. Так, Конституция РФ, обозначая
системы здравоохранения, прямо не указывает
на существование единой системы здравоохранения
в РФ, составными частями которой должны
являться государственная, муниципальная
и частная системы здравоохранения. Непризнание
конституционности существования единой
системы здравоохранения означает, что
при отсутствии соответствующего правового
регулирования, у федеральных органов,
органов государственной власти субъектов
РФ, органов местного самоуправления отсутствует
прямая конституционная обязанность сохранять
и развивать на своих территориях соответствующую
систему здравоохранения как единое целое.
В то же время, несмотря на
отсутствие прямых указаний на
это в Конституции РФ, анализ
соответствующих статей дает
косвенные основания для того,
чтобы считать систему здравоохранения
в РФ конституционным институтом,
поскольку социальный характер
государства отнесен Конституцией
к основам конституционного строя.
Из содержания конституционных
норм устанавливается необходимость
существования единой системы
здравоохранения, объединяющей на
конкретной территории различные
формы государственной, муниципальной
и частной подсистем здравоохранения.
На необходимость существования единой
системы здравоохранения в РФ указывает
также Концепция развития здравоохранения
и медицинской науки РФ.
Обязанность государства в обеспечении
социального равенства в реализации
права на охрану здоровья для
всех граждан РФ предполагает
наличие организационного единства
и системности в осуществлении
профилактики заболеваний и их
лечения. Данная цель может
быть эффективна лишь при создании
законодательной базы, направленной
на формирование системы здравоохранения
в РФ, обладающей единством и
состоящей из трех упорядоченных
уровней (подсистем):7
-
подсистемы федерального уровня;
-
подсистемы уровня субъекта РФ;
-
подсистемы уровня муниципального образования
При
этом на каждом уровне должна быть законодательно
закреплена и осуществляться координация
соответствующих компонентов систем
здравоохранения - государственной, муниципальной
и частной. Для эффективного решения
подобной задачи необходимо в нормативно-правовых
актов конкретизировать способы достижения
указанных в Конституции целей, установив
в частности:
а)
организационную структуру и
компетенцию управляющего компонента
для системы здравоохранения
каждого уровня, не исключая возможности
участия представителей государственной,
муниципальной и частной систем
здравоохранения;
б)
обязательное принятие нормативно-правовых
и индивидуальных актов управляющей
подсистемы более высокого уровня для
своего уровня и подсистем более
низкого уровня должно обеспечиваться
наличием конкретных мер ответственности
за неисполнение данных актов.
В первую очередь это должно,
относится к федеральному законодательству,
которое должно найти отражение и конкретизацию
в законодательстве субъектов РФ и правовых
актах органов местного самоуправления.
Наряду с этим необходимо отказаться
от принятой дефиниции здравоохранения
как системы органов управления
охраны здоровья населения и подведомственных
им учреждений, и закрепить в Федеральном
законе принципиально новое содержание
этого понятия как систему отношений,
имеющих целью охрану здоровья человека.
Во многих странах мира одной
из основных тенденций является
усиление роли государства в
области охраны здоровья населения.
Опыт разграничения полномочий (децентрализация)
в сфере здравоохранения зарубежных
стран свидетельствует, что, во-первых,
необходимы определенные социальные
и культурные условия децентрализации,
складывающиеся постепенно; во-вторых,
децентрализации сопутствуют как
позитивные, так и негативные
последствия; в-третьих, за пределами
децентрализации в любом случае
остаются некоторые стратегические
области, в т.ч. принципы государственной
политики в сфере здравоохранения, в-четвертых,
отсутствует единая оптимальная модель,
которая может быть положена без особых
изменений в основу строительства федеративных
отношений в сфере здравоохранения.
Основной проблемой в настоящее
время является то, что законодательство,
регулирующее сферу здравоохранения,
не формирует организационного
единства всех звеньев системы.
В результате, проводимые реформы,
затрагивая развитие отдельных
направлений, не обеспечивают
системности, динамичности и целостности
процесса реформирования.
Успех реформ в здравоохранении
определяется единой научно-обоснованной
стратегией, содержащей пути выхода
из кризиса всей социальной
сферы. Очевидно, что современная
социальная политика в здравоохранении,
построенная на объективном знании
факторов формирования здорового населения
и состояния экономики страны, требует
подробного исследования правового регулирования
в отрасли.