Анализ государственного управления в области здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - определение места и роли государственного управления в системе социально-экономических отношений субъектов сферы охраны здоровья населения.
Поставленная цель достигается путем решения следующих исследовательских задач:
охарактеризовать основные тенденции развития здравоохранения как социальной отрасли с учетом возможностей государственного управления;
оценить эффективность действующих механизмов финансирования здравоохранения как инструмента социального регулирования сферы охраны здоровья населения;
изучить основные управленческие технологии создания финансовых потоков в сфере охраны здоровья населения как фактора государственного влияния при регулировании социальных отношений субъектов здравоохранения;
проанализировать государственное управление системы здравоохранения Ставропольского края.

Файлы: 1 файл

основное.docx

— 59.22 Кб (Скачать)

       Для этого, прежде всего, необходимо  совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения в  здравоохранении и обеспечивающего  организационное единство системы  в целом, а также устанавливающего  ответственность субъектов РФ  на всех уровнях за состояние  здоровья населения. Для функционирования  единой системы здравоохранения  РФ необходимо разработать ФЗ  «О координации вопросов здравоохранения» с установлением конкретных мер по его исполнению, включая административно-правовые и уголовно-правовые санкции. Нормы данного закона должна найти конкретизацию в законах субъектов Федерации, кроме того, как в федеральном законе, так и в нормативных актах субъектов РФ, должна быть установлена граница осуществления муниципальными образованиями своих полномочий8.

       Еще одной важной мерой, обеспечивающей  организационное единство здравоохранения,  согласно ст. 71 Конституции, должно  стать установление федеральными  органами минимально достаточных  социальных стандартов медицинской  помощи, обеспеченных надлежащим  объемом финансирования. В свою  очередь, подсистемы здравоохранения  субъектов РФ должны осуществлять нормативно-правовое действие на муниципальные системы здравоохранения. Реальным способом установления единства государственной системы здравоохранения должна быть такая координация действий, которая основана на организующем влиянии федеральной системы на территориальные и муниципальные системы.

       Наличие законодательного оформления  вертикали системы управления  здравоохранением, а также содержательных  взаимосвязей органов управления  здравоохранением субъектов РФ, является важнейшим принципом  управления здравоохранением и  придает государственной системе здравоохранения законченный пирамидальный вид с развитым нижним уровнем. Для государственной системы здравоохранения, по-нашему мнению, при любой экономической ситуации, должны быть присущи административные методы управления, поскольку эти методы вполне соответствуют задачам, которые призваны решать органы управления здравоохранением: обеспечивать проведение единой политики в области здравоохранения, координировать работу различных служб, контролировать качество оказания медицинской помощи, внедрять вопросы стандартизации в медицинской деятельности и т.д. В настоящее время целесообразно снижение самостоятельности медицинских организаций в экономической сфере, поскольку они обладают свободой, неадекватной их экономической ответственности. Одним из путей законодательного восстановления властного воздействия федеральной системы здравоохранения на территории при создании административной вертикали является, на наш взгляд, изменение соотношений между компетенцией государственных и муниципальных образований. Важным является закрепление в Федеральном законе оснований, по которым государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения может быть, как разрешено, так и отказано в предоставлении права оказывать платные медицинские услуги. Проблема здесь в необходимости сочетания интересов как публичных, так и частных; баланс их, отраженный в законе, должен быть не только измерен экономически, но и дать это регулирование. По нашему мнению, коммерческая деятельность государственных и муниципальных организаций здравоохранения - явление нежелательное по двум соображениям. Во-первых, власть в лице комитетов будет всячески подавлять рынок медицинских услуг. Во-вторых, власть будет коррумпирована. Значит, нужно ввести эту власть в рамки: с одной стороны, дать ей возможность защитить публичный интерес, с другой - не дать возможности ущемить частную систему здравоохранения. Собственником муниципальных организаций здравоохранения является население территорий, и только на него нужно ориентироваться при решении всех вопросов.

     Итак, можно констатировать, что в результате проведенного анализа в качестве основных проблем управления здравоохранением в РФ можно выделить следующие:

  1. несбалансированность государственных гарантий предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи с размерами государственного финансирования этих гарантий; 
  2. неудовлетворительная координация действий различных субъектов системы управления и финансирования здравоохранением;
  3. незавершенность введения системы обязательного медицинского страхования и эклектичность сочетания элементов бюджетной и страховой систем финансирования здравоохранения;
  4. неэффективное распределение государственных средств на финансирование амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи, приобретения лекарственных средств, медицинского оборудования, строительства и реконструкции объектов здравоохранения;
  5. воспроизводство затратного типа хозяйствования медицинских организаций;
  6. отсутствие консолидации бюджетов всех уровней, что не позволяет более эффективно управлять финансовыми потоками в условиях недостаточного финансирования;
  7. отсутствие информационно-аналитической системы для осуществления мониторинга состояния здоровья населения и эффективности функционирования системы здравоохранения;
  8. отсутствуют эффективные механизмы контроля качества медицинской помощи, оказываемой частными медицинскими организациями;
  9. отсутствует договорная система отношений между органами управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений;

     Приоритетными направлениями совершенствования  системы управления здравоохранением, как на федеральном, так и региональном уровне являются:

     - введение принципов федерализма  в управлении системой здравоохранения, основанное на более четком распределении ответственности органов управления различных уровней за развитие системы;

     - более четкое разграничение ролей,  функций и ответственности между  органами управления здравоохранением  и системой ОМС;

     - введение единых принципов планирования  и регулирования системы здравоохранения;

     - разработка системы стратегического  планирования;

     - совершенствование организационной  структуры органов управления  здравоохранением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ системы здравоохранения  Ставропольского края

2.1. Структура министерства здравоохранения Ставропольского края

     Министерство  здравоохранения является исполнительным органом государственной власти Ставропольского края, участвующий в проведении государственной политики и осуществляющим управление в области охраны здоровья. Минздрав создан постановлением Губернатора Ставропольского края путем слияния управления здравоохранения и фармацевтической инспекции Правительства Ставропольского края и является их правопреемником. В своей деятельности Минздрав края руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом Ставропольского края и краевыми законами, постановлениями и распоряжениями Губернатора и Правительства Ставропольского края.

     Основными задачами Минздрава края являются9:

     - разработка в пределах своей компетенции государственной политики края в области здравоохранения, определение приоритетов и составление прогноза, разработка и участие в реализации краевых и территориальных целевых программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, обеспечению населения лекарственными средствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения;

     - организация оказания медицинской помощи населению;

     - участие совместно с органами государственного санитарно - эпидемиологического надзора в обеспечении санитарно - гигиенического и эпидемиологического благополучия населения;

     - осуществление мер по развитию материально - технической базы сети лечебно - профилактических учреждений края;

     - содействие функционированию системы специального профессионального высшего и среднего медицинского и фармацевтического образования, взаимодействие с учебными и научными организациями федерального подчинения;

     - разработка в пределах своей компетенции нормативов и методик в области здравоохранения, включая медицинскую помощь, фармацевтическую деятельность, контроль над качеством предоставляемой населению медицинской помощи, изделий и средств медицинского назначения и фармацевтической продукции, медицинской техники, а также контроль над их соблюдением;

     - координация, обеспечение методического руководства и осуществление взаимодействия государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения края;

     - участие в охране здоровья матери, отца и ребенка;

     - профилактика инвалидности и медицинская реабилитация инвалидов;

     - организация деятельности медицинских формирований в условиях чрезвычайных ситуаций;

     - осуществление контроля над лицензированием и сертификацией медицинской и фармацевтической деятельности, деятельностью по сбору и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений.

     Для решения возложенных на него задач Минздрав края осуществляет следующие функции:

     - совместно с краевым центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора участвует в подготовке ежегодного доклада о демографической ситуации и состоянии здоровья населения края;

     - разрабатывает совместно с краевым фондом обязательного медицинского страхования, исполнительными органами государственной власти края, органами местного самоуправления, центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора в Ставропольском крае при участии Ставропольской государственной медицинской академии, Пятигорской государственной фармацевтической академии, научно - исследовательских учреждений, общественных объединений проекты краевых целевых программ в области здравоохранения и вносит их на рассмотрение и утверждение Губернатора Ставропольского края или по его поручению в Правительство края, выполняет функции государственного заказчика указанных программ;

     - разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Ставропольского края в области здравоохранения, создания благоприятных условий для развития и эффективной работы учреждений и других организаций здравоохранения края;

     - выступает учредителем государственных учреждений здравоохранения Ставропольского края;

     - проводит в установленном порядке экспертизу проектов краевых и иных программ, затрагивающих вопросы охраны здоровья, входящих в компетенцию Минздрава края;

     - участвует в определении потребностей в лекарственных и дезинфекционных средствах, медицинской техники, изделиях медицинского назначения и иммунобиологических препаратах, а также сырья, материалов, оборудования и комплектующих для производства медицинской техники, средств медицинского назначения и фармацевтической продукции;

     - осуществляет меры по соблюдению конфиденциальной информации;

     - рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан и принимает по ним необходимые меры, организует прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Минздрава края;

     - ежегодно публикует отчет о своей деятельности в средствах массовой информации.

     - обеспечивает совершенствование профилактической, лечебно - диагностической и лечебно - оздоровительной работы;

     - развивает государственную сеть лечебно - профилактических учреждений, осуществляет руководство и контроль за их деятельностью;

     - организует диспансеризацию и медицинскую реабилитацию лиц, подвергшихся техногенному и радиационному воздействию и т.д. 

2.2. Проблемы здравоохранения  Ставропольского  края 

     Одной из важнейших задач, стоящих сегодня  перед региональной системой здравоохранения, является развитие системы амбулаторной и скорой помощи. На сегодняшний день большая часть финансов (около 80%) расходуется на стационарную помощь, что считаю не очень рациональным, поскольку остаётся недостаточное количество средств на оказание амбулаторной и скорой помощи.

     Считаю, что нужно стремиться к более оптимальным финансовым пропорциям, которые позволят улучшить качество медицинских услуг. Для достижения этой цели требуется следующее распределение денежных средств: на стационарные учреждения - 50% средств, на поликлиники - 40%, а на станции скорой медицинской помощи - 10%. Необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы эти цифры с листа бумаги воплотились в жизнь.

     Недостаток  финансирования сказывается на кадровом вопросе. Материальный фактор, конечно, оказывает свое влияние. Поэтому врачи государственных учреждений уходят в коммерческие структуры, где оплата труда гораздо больше, либо вообще покидают медицинскую сферу деятельности. Выпускники медицинских учебных образований из-за низкой заработной платы, не стремятся устроиться по специальности, а выбирают ту сферу деятельности, где могут применить свои способности за большую оплату труда.

Информация о работе Анализ государственного управления в области здравоохранения