Анализ государственного управления в области здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - определение места и роли государственного управления в системе социально-экономических отношений субъектов сферы охраны здоровья населения.
Поставленная цель достигается путем решения следующих исследовательских задач:
охарактеризовать основные тенденции развития здравоохранения как социальной отрасли с учетом возможностей государственного управления;
оценить эффективность действующих механизмов финансирования здравоохранения как инструмента социального регулирования сферы охраны здоровья населения;
изучить основные управленческие технологии создания финансовых потоков в сфере охраны здоровья населения как фактора государственного влияния при регулировании социальных отношений субъектов здравоохранения;
проанализировать государственное управление системы здравоохранения Ставропольского края.

Файлы: 1 файл

основное.docx

— 59.22 Кб (Скачать)

Введение

     Актуальность  темы исследования. Неотъемлемым условием поступательного развития общества является надлежащая охрана здоровья его членов. Государство несет особую ответственность за сохранение и укрепление здоровья граждан, поскольку без надлежащей государственной заботы как о здоровье народа в целом, так и о здоровье каждого гражданина страны невозможно нормальное развитие российского общества.

     Социальная  функция Российского государства  с неизбежностью требует принятия им на себя руководящей роли в области  охраны здоровья населения. Выработанный еще вначале XX в. принцип руководящей роли государства в деле охраны «общественного здравия» не есть некое «наследие патерналистского государства». Он представляет собой воспринятое во всех развитых странах мира основополагающее начало функционирования любой современной системы здравоохранения.

     Государственное управление, по сути, представляет собой  процесс постоянного и непрерывного осуществления функций государства. Этот процесс воплощается в реальную жизнь в виде каждодневной исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов. Указанную деятельность осуществляют органы и должностные лица, относимые  в наше время к одной из трех ветвей государственной власти, а  именно, к власти исполнительной. Именно поэтому органы исполнительной власти с полным правом именуются одновременно и органами государственного управления.

     Взаимосвязанное единство указанных органов, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность преимущественно в рамках общественных (правовых) отношений, складывающихся по поводу охраны здоровья населения, представляет собой систему государственного управления в области здравоохранения.

     Указанные моменты обусловливают актуальность исследования, а также во многом определяют объект, предмет, цель и задачи исследования.

     Объект  исследования - здравоохранение как социальная сфера, регулируемая государством.

     Предмет исследования - особенности государственного управления социальными отношениями субъектов здравоохранения.

     Цель  исследования - определение места и роли государственного управления в системе социально-экономических отношений субъектов сферы охраны здоровья населения.

     Поставленная  цель достигается  путем решения  следующих исследовательских  задач:

  1. охарактеризовать основные тенденции развития здравоохранения как социальной отрасли с учетом возможностей государственного управления;
  2. оценить эффективность действующих механизмов финансирования здравоохранения как инструмента социального регулирования сферы охраны здоровья населения;
  3. изучить основные управленческие технологии создания финансовых потоков в сфере охраны здоровья населения как фактора государственного влияния при регулировании социальных отношений субъектов здравоохранения;
  4. проанализировать государственное управление системы здравоохранения Ставропольского края.

     Методы  исследования: системный анализ, синтез и обобщение опыта.

     Теоретико-методологическую основу курсовой работы составил междисциплинарный анализ проблем управления в области здравоохранения и медицины, направленный на рассмотрение ситуации в отрасли.

     Структура работы:

     Данная  курсовая работа состоит из введения, 2 глав, включающих в себя 4 параграфа, заключения и списка использованной литературы.  
 

Глава 1 Теоретические основы реализации государственного управления в сфере  здравоохранения  в РФ

    1. Понятие и сущность системы здравоохранения в РФ

     Под «здравоохранением» сегодня понимают общественно-социальную функцию общества (государства) по охране и укреплению здоровья населения. Особенность текущего момента - организационная перестройка  здравоохранения, характеризующаяся  многоукладностью видов медицинской  помощи. Наряду с основной бюджетно-страховой  системой здравоохранения формируются  новые модели медицинской помощи населению, прежде всего частная  медицина.

     Бюджетно-страховая  система здравоохранения обеспечивается средствами государственного бюджета (федерального и регионального) и  внебюджетными средствами медицинского страхования - обязательного государственного социального медицинского страхования (ОМС) и добровольного, частного медицинского страхования (ДМС).1

     «Вертикаль» управления и контроля над учреждениями здравоохранения включает министерский (федеральный), региональный (крупные  центры и города) и местный (муниципальный) уровни. Государственные (федеральные, региональные, муниципальные) органы управления здравоохранением имеют право контролировать работу частных медицинских учреждений и частнопрактикующих врачей. В свою очередь, административные органы исполнительной власти, отвечающие за общественную систему  здравоохранения, находятся под  юрисдикцией органов законодательной  власти (Государственная Дума, Совет  Федерации). Надзор за исполнением законов  в области здравоохранения, в  свою очередь, осуществляют органы и  учреждения судебной власти.

     Особая  роль в нашем государстве отводится  структурам президентской власти. По Конституции РФ именно Президент РФ руководит государственной политикой в области охраны здоровья граждан. В структурном, организационном плане общественная система здравоохранения интегрирует различные типы предприятий и учреждений:2

     - федеральные и региональные органы  и учреждения здравоохранения  (государственная, бюджетная система  здравоохранения);

     - органы и учреждения государственной  системы ОМС;

     - частные медицинские учреждения  и частнопрактикующие врачи (органы  и учреждения ДМС и частного  медицинского страхования);

     - общественные, религиозные медицинские  организации, фонды, организации  и учреждения милосердия и  благотворительности.

     Для обеспечения разноплановой деятельности и медицинских функций выделяют профиль учреждений здравоохранения:

     1. Лечебно-профилактические.

     2. Охраны материнства и детства.

     3. Санитарно-эпидемиологической службы.

     4. Санаторно-курортные.

     5. Патологоанатомической, судебно-медицинской,  судебно-психиатрической экспертизы.

     6. Аптечные.

     7. Предприятия медицинской промышленности: медицинских изделий и фармацевтики.

     8. Образовательные и научно-исследовательские.

     Конституция Российской Федерации определяет, что  в ведении Российской Федерации  находится: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области социального развития Российской Федерации (ст. 71). В совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  находится координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 72).

       В более развернутом виде компетенция федерального центра определена в статье 5 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (ФЗ № 5487-1 от 22.07.1993 г.)3. К ведению Российской Федерации в области здравоохранения отнесены следующие вопросы:

       - защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

       - установление основ федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан;

       - разработка и реализация федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

       - определение доли расходов на здравоохранение при формировании республиканского бюджета Российской Федерации;

       - определение налоговой политики (в том числе льгот по налогам, сборам и иным платежам в бюджет) в области охраны здоровья граждан;

       - управление федеральной государственной собственностью, используемой в области охраны здоровья граждан;

       - установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области охраны здоровья граждан;

       - разработка единых критериев и федеральных программ подготовки

медицинских и фармацевтических работников, определение  номенклатуры специальностей в здравоохранении;

       - установление стандартов качества медицинской помощи и контроль над их соблюдением;

       - разработка и утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации;

       - установление страхового тарифа взносов на обязательное медицинское страхование граждан Российской Федерации;

       - установление льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении;

       - организация государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, разработка и утверждение федеральных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора; организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации;

       - координация деятельности органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан;

       - установление порядка производства медицинской экспертизы;

       -установление порядка лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности.

       Компетенция субъектов Российской  Федерации определена в «Основах  законодательства Российской Федерации  об охране здоровья граждан»  по такой же схеме, как и  компетенция федерального центра. Только объектом правомочий являются соответственно формирование и распределение бюджета субъекта РФ, материально-техническое обеспечение учреждений здравоохранения, находящихся в государственной собственности субъекта РФ, утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, установление дополнительных льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении; координация деятельности органов государственной власти и субъектов государственной муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; организация и координация деятельности по подготовке кадров в области охраны здоровья граждан, лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на территории субъекта РФ. Так же, как и в случае федерального центра, законодательство недостаточно четко определяет ответственность и права регионального уровня власти по отношению к муниципальному уровню.

       К ведению муниципального уровня  власти законодательство относит  организацию, содержание и развитие  муниципальных учреждений здравоохранения,  обеспечение санитарного благополучия  населения, формирование собственного  бюджета в части расходов на  здравоохранение, обеспечение санитарно-эпидемиологического  благополучия населения и др.

       Таким образом, существующее законодательство  устанавливает ограниченный круг  вопросов, по которым вышестоящие  органы власти могут принимать  решения, обязательные для нижестоящих  (установление стандартов и контроль над их соблюдением, лицензирование, осуществление санитарно-эпидемиологического надзора, налогообложение, установление льгот), а за пределами этого круга предлагает осуществлять управление путем координации действий разных органов.

       Основным органом, ответственным  за разработку и проведение  государственной политики по  вопросам охраны здоровья граждан,  является Министерство здравоохранения  РФ.

       В структуре Минздрава РФ существует  самостоятельная служба государственного  санитарного контроля (Госсанэпиднадзор), которая ответственна за эпидемическую  и санитарную безопасность страны. Эта служба сохранила административную  вертикаль управления. В каждом  субъекте РФ имеется территориальный  орган Госсанэпиднадзора, находящийся  в подчинении Минздрава РФ.

Информация о работе Анализ государственного управления в области здравоохранения