Государственное управление в области культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 08:28, курсовая работа

Краткое описание

Социально-культурное строительство – сложная и специфическая сфера государственного управления. Она включает несколько отраслей, каждая из которых имеет ряд особенностей. Вначале некоторые общие замечания относительного характера, содержания и степени правовой урегулированности отраслей, составляющих социально-культурное строительство (термин «социально-культурное строительство» – условен, несмотря на то, что в течение длительного времени использовался в Конституции и укоренился в учебниках по административному праву).

Оглавление

Введение. 3
1.Государственное управление в области образования 4
2.Государственное управление в области науки. 8
З.Государственное управление в области культуры. 12
4.Государственное управление в области труда и занятости. 15
5.Государственное управление в области здравоохранения. 17
6. Государственное управление в области социальной защиты отдельной категории граждан. 20
Заключение. 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Административное право 1.docx

— 52.43 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение. 3

1.Государственное  управление в области  образования 4

2.Государственное  управление в области  науки. 8

З.Государственное  управление в области  культуры. 12

4.Государственное  управление в области  труда и занятости. 15

5.Государственное  управление в области  здравоохранения. 17

6. Государственное  управление в области  социальной защиты  отдельной категории  граждан. 20

Заключение. 22

Список  литературы 23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

      Российское  государство – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека.

      Социально-культурное строительство – сложная и  специфическая сфера государственного управления. Она включает несколько  отраслей, каждая из которых имеет  ряд особенностей. Вначале некоторые  общие замечания относительного характера, содержания и степени  правовой урегулированности отраслей, составляющих социально-культурное строительство (термин «социально-культурное строительство» – условен, несмотря на то, что в  течение длительного времени  использовался в Конституции  и укоренился в учебниках по административному  праву).

      Отметим также, что в связи с формированием  в России рыночных отношений все  больше проявляется тенденция к  децентрализации управления отраслями  данной сферы, возрастанию элементов  самостоятельности, самоуправляемости  структур, предприятий и организаций, составляющих каждую из отраслей данной сферы. Что же касается законодательного и в целом правового регулирования  каждой из них, то в настоящее время  имеет пакет законодательных  и иных юридических актов, регламентирующих статус этих отраслей. В целом в  сферу социально-культурного строительства  включаются следующие отрасли: образование, наука, культура, здравоохранение, труд и социальное развитие, СМИ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Государственное управление в области образования

      Образование – сложный и целенаправленный процесс, включающий в себя различные  виды обучения и образовательных  учреждений. К ним относятся: начальные, основные, средние школы, лицеи, гимназии; профессиональные училища, центры и  лицеи, техникумы, училища, колледжи, университеты, академии, институты.

      Право на образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных  прав граждан России.

      Статья 43 Конституции говорит:

1. Каждый имеет  право на образование. 

2. Гарантируются  общедоступность и бесплатность  дошкольного, основного общего  и среднего профессионального  образования в государственных  или муниципальных образовательных  учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе  на конкурсной основе бесплатно  получить высшее образование  в государственном или муниципальном  образовательном учреждении и  на предприятии. 

4. Основное общее  образование обязательно. Родители  или лица, их заменяющие, обеспечивают  получение детьми основного общего  образования. 

5. Российская  Федерация устанавливает федеральные  государственные образовательные  стандарты, поддерживает различные  формы образования и самообразования

      Основным  общим образованием на данный момент считается образование девять классов, которое считается обязательным для всех, но, к сожалению, в России на данный момент наблюдается рост количества преступлений, совершенных  малолетними, исходя из чего можно сказать, что даже это образование получают не все.

      В соответствии с законом общество, государство, власти  всех видов, форм, уровней должны относиться к образованию  как к приоритетной сфере, по той  причине, что уровень образования  населения напрямую связан с благополучием  страны и ее дальнейшим развитием.

      Законом гарантированы общедоступность  и бесплатность общего полного (среднего) и начального профессионального  образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях. В общеобразовательные  учреждения и учреждения начального профессионального образования  принимаются без конкурса все  желающие и обучаются бесплатно. Но существуют и учреждения частного типа, в которых обучение производится за установленную плату, также существуют школы с лицейскими классами, готовящими к поступлению на определенную специальность. Получение образования в таких  учреждениях может проводиться  не только на платной, но и на конкурсной основе.

      Государственная политика в области образования  основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования; единство федерального культурного  и образовательного пространства; общедоступность  образования; светский характер образования; свобода и плюрализм в образовании; демократический государственно-общественный характер управления образованием.

      Важен и принцип непрерывного образования, преемственность различных его  ступеней, возможность не только продолжения, но и смены типа образования.

      Система образования представляет собой  совокупность образовательных программ и государственных образовательных  стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных  учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образование может  быть получено: в образовательном  учреждении в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного  образования, самообразования и  экстерната. Для всех форм получения  образования действует единый государственный  образовательный стандарт. Однако существует перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или форме экстерната не допускается. Эти ограничения установлены постановлением Правительства от 22 ноября 1997 г.

      28 марта 1998 г. принят Федеральный  закон «О воинской обязанности  и военной службе», в соответствии  с которым в России вводится  обязательная подготовка к военной  службе. До призыва на военную  службу граждане мужского пола  проходят подготовку по основам  военной службы в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.

      В целях создания необходимых условий  для получения общего образования  лицами, осужденными к наказанию  в виде лишения свободы приказом Министра образования РФ от 9 февраля l999г. утверждено Положение о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях я тюрьмах.

      Четкое  понимание построения системы образования  и актуальных проблем ее информационного  отображения определяет цели, принципы и направления модернизации образования.

      В Российской Федерации действуют  следующие государственные органы управления образованием:

1) Министерство  образования РФ, возглавляющее всю  систему образования; 

2) федеральные  ведомственные органы управления  образованием, которые управляют  под ведомственными им образовательными  учреждениями по профилю соответствующих  отраслей или сфер управления (например, министерства обороны,  внутренних дел, здравоохранения);

3) государственные  органы управления образованием  субъектов Федерации, 

Местные, (муниципальные) органы управления образованием могут  создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления.

      К компетенции государственных органов  управления образованием относятся: разработка и реализация целевых федеральных  и международных программ в области  образования; разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности документов об образовании; государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации; установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов; формирование структуры системы образования; разработка перечня профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование; прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждении;

разработка государственных  нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса; контроль за исполнением законодательства в области образования, государственных обязательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

      Министерство  образования Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений высшего и среднего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также координирующим в этой сфере в установленном порядке деятельность иных федеральных органов исполнительной власти.

      Основными задачами Министерства, согласно Положению  о нем, утвержденному постановлением Правительства от 5 апреля 1997 г., являются:

• осуществление государственной политики в сфере образования, обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации и необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;

• разработка и реализация системы управления сферой научной деятельности, координация научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы образования;

• реализация кадровой политики в сфере образования и сфере научной деятельности;

• совершенствование организационно-экономического механизма функционирования сферы образования.

      В соответствии с возложенными на него задачами Минобразования России: разрабатывает и реализует концепцию развития образования; координирует и контролирует в пределах своей компетенции ее выполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями сферы образования; разрабатывает целевые, федеральные, межгосударственные и меж- ведомственные программы и проекты в сфере образования; организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений; формирует программы научно-исследовательских рабств этой области и обеспечивает их реализацию.

      Министерство  обеспечивает контроль за реализацией, законодательства в сфере образования и сфере научной деятельности; вырабатывает типовые положения об образовательных учреждениях; определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях. Оно координирует деятельность государственных образовательных учреждений, независимо от ведомственной принадлежности, по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов; устанавливает для подведомственных образовательных учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся; устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и профессионального образования; определяет перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственное управление в области культуры