Государственное управление в области культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 08:28, курсовая работа

Краткое описание

Социально-культурное строительство – сложная и специфическая сфера государственного управления. Она включает несколько отраслей, каждая из которых имеет ряд особенностей. Вначале некоторые общие замечания относительного характера, содержания и степени правовой урегулированности отраслей, составляющих социально-культурное строительство (термин «социально-культурное строительство» – условен, несмотря на то, что в течение длительного времени использовался в Конституции и укоренился в учебниках по административному праву).

Оглавление

Введение. 3
1.Государственное управление в области образования 4
2.Государственное управление в области науки. 8
З.Государственное управление в области культуры. 12
4.Государственное управление в области труда и занятости. 15
5.Государственное управление в области здравоохранения. 17
6. Государственное управление в области социальной защиты отдельной категории граждан. 20
Заключение. 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Административное право 1.docx

— 52.43 Кб (Скачать)

      Объектами управления являются различные учреждения культуры: библиотеки, дома и дворцы культуры, клубы, кинотеатры, цирки, музеи  и т.д. Правительства от 6 июня 1997 г., является федеральным органом  исполнительной власти, проводящим государственную  политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного  наследия, а также осуществляющим государственное регулирование  и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями  Правительства. Министерство является специально уполномоченным государственным  органом охраны памятников истории  и культуры, а также специально уполномоченным органом государственного контроля за соблюдением установленного порядка вывоза из России и ввоза  на ее территорию культурных ценностей, реализации предметов антиквариата, а также правил внешнеэкономической  деятельности в отношении культурных ценностей.

      Минкультуры России имеет территориальные органы по сохранению культурных ценностей.

      Свою  компетенцию оно реализует в  основном в отношении объектов культуры федерального значения, организационно-правовой статус которых (например, Российской государственной библиотеки, Государственного историко-культурного Музея-заповедника  «Московский Кремль») определяется, как правило, Правительством РФ 18

      Основными задачами Министерства являются: осуществление  в сфере культуры государственной  политики, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и направленной на сохранение исторического и культурного наследия; содействие развитию национальных культур народов России; определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры; разработка и реализация в соответствии с международными обязательствами РФ системы мер по предупреждению незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на культурные ценности; осуществление государственного контроля за вывозом из России культурных ценностей, соблюдением установленного порядка реализации предметов антиквариата, а также соблюдением правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей; управление деятельностью подведомственных организаций.

      В настоящее время в России насчитывается  всего 2 267 государственных архивов  и центров документации, в т. ч. 16 федерального уровня, 32 — республиканских  в составе Российской Федерации, 12 — краевых, 134 — областных 2 060 —  городских и районных, а также 78 органов управления ими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Государственное управление в области труда и занятости.

      Современная парадигма социальной политики предполагает, что государство должно выполнять  «функцию оценивающего и преобразующего фактора и гаранта, целью которого является обеспечение для каждого  члена общества достойного человека существования, уменьшение различий в уровне благосостояния, ликвидация отношений зависимости и установление соответствующего контроля». Основными направлениями социальной политики являются регулирование доходов, занятости, создание эффективной системы социальной защиты

      Согласно  ст. 7 Конституции в Российской Федерации  охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная  поддержке семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

      Для реализации этих конституционных положений  в стране создана система управления с учетом установленного законом деления трудоспособных граждан на занятых и не занятых трудом (безработных) а также граждан, не способных к труду или оказавшихся в трудной жизненной ситуации и потому нуждающихся в социальном обслуживании со стороны общества и государства.

      В условиях перехода к рыночной экономике  и массовых сокращений работников, особенно управленческого аппарата и Вооруженных Сил, вопросы управления в области труда и социального  развития приобретают исключительно  важное значение. Многие из них новыми для нашего права. Правовые, экономические  и организационные основы государственной  политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства  по реализации конституционных прав россиян на труд и социальную защиту от безработицы, предусмотрены Федеральным  законом «О занятости населения  в Российской Федерации». Закон устанавливает, какие граждане считаются занятыми, а какие безработными, права граждан  в области занятости, определяет регулирование и организацию  занятости, социальные гарантии и компенсации  безработным, а также полномочия органов государственной власти в области содействия занятости  населения.

      В постановлении Правительства от 22 июня 1999 г. перед федеральными органами исполнительной власти и органами исполнитель- ной власти субъектов Федерации  поставлена задача ежегодно разрабатывать и реализовывать отраслевые и территориальные программы развития общественных работ, предусматривая меры их финансового обеспечения прежде всего за счет средств соответствующих бюджетов

      Важное  значение имеет Федеральный закон  от 17 июля 1999 г. «Ос основах охраны труда в Российской Федерации» , который определяет правовые основы регулирования отношений в области  охраны труда между работодателями и работниками и направлен  на создание условий труда, соответствующих  требованиям сохранения жизни и  здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

      Появился  и ряд других нормативных актов, потребность в которых стала  особо заметной в ходе проводимых экономических реформ.

      Так, после многолетних дискуссий 20 ноября 1999 г принят Федеральный закон  «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Потребительская корзина состоит из набора продовольственных и непродовольственных товаров, а также услуг: электроснабжения, жилищно-коммунальных, транспортных и других. Хотя содержание потребительской корзины расписано в законе предельно, конкретно, это все же некое условное и усредненное понятие — тот минимальный уровень жизни, который государство не просто декларирует, а может и должно гарантировать своим гражданам различных категорий (взрослые, пенсионеры, дети).

Понятие потребительской  корзины необходимо для того, чтобы  правильно, насколько это возможно, определить прожиточный минимум. А  исходя из этой величины уже должны определяться минимальный размер оплаты труда и пенсии по старости, детские  пособия, стипендии и другие социальные выплаты и льготы. Продуктовый  набор разработан Институтом питания  Российской академии медицинских наук с учетом рекомендаций Всемирной  организации здравоохранения, а  при установлении набора непродовольственных  товаров учитывался сложившийся  уровень обеспеченности малоимущих семей, которых, к сожалению, сегодня немало.

      24 октября 1997 г. был принят Федеральный  закон «О прожиточном минимуме»,  а 17 июля 1999 г. Федеральный закон  «О государственной социальной  помощи». 

      В сегодняшних условиях повысились как  внимание, так и требования к оценкам  уровня жизни. Изменились и акценты  в использовании системы показателей  уровня жизни - они несколько сместились от измерительно-оценочной в сторону  ее оценочно- сопоставительной функции 

Следовательно, создана реальная правовая база, которая, позволяет решать ряд важных вопросов в сфере труда и социального  развития, создает возможность проследить и учесть в дальнейшем изменения, происходящие в потреблении населения, а также реальные экономические  возможности государства по обеспечению социальных гарантий. Значительная роль в решении задач в области труда и социального Развития принадлежит Правительству. Оно принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; принимает меры по реализации молодежной политики; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики. Одной из важнейших задач Правительства является регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы и принятие мер для повышения уровня жизни слабо защищенных слоев населения, в особенности граждан, живущих за чертой бедности.

5.Государственное управление в области здравоохранения.

      В соответствии с Конституцией Российской Федераций (ст.ст. 7, 39, 41) государство  охраняет труд и здоровье людей обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан; развивает систему социальных служб, устанавливает государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

      Здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм и социальная защита граждан являются важнейшими отраслями государственного управления в социально-культурной сфере. Динамично и поступательно  может развиваться только такое  государство, которое проявляет  должную заботу о подрастающем поколении  и пожилых людях, обеспечивает гуманное отношение к инвалидам, охраняет здоровье всех своих граждан и  создает необходимые условия  для их, достойной жизни.

      Охрана  здоровья людей (в широком, общесоциальном смысле) представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно- гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. При этом государство гарантирует охрану здоровья каждого гражданина в соответствии с внутренним законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

      Охрана  здоровья граждан в широком понимании - это обязанность всех государственных  органов и негосударственных  организаций, для большинства из которых эта деятельность не является основной и осуществляется параллельно  с выполнением их главных задач.

      Охрана  здоровья граждан в узком смысле заключается в принятии медицинских  мер профилактики заболеваний, оказании медицинской помощи, поддержании  оптимального состояния общественной гигиены и санитарии. Реализация этих мер осуществляется самостоятельной  системой специализированных учреждений и органов, для которых охрана здоровья граждан является их основным назначением и основным видом деятельности. Управление деятельностью этих учреждений и органов образует самостоятельную отрасль государственного управления в социально-культурной сфере — здравоохранение.

      Развитие  физической культуры, спорта и туризма  является составной частью многоаспектной деятельности государства по охране здоровья граждан. Успешное решение  вопросов в отрасли здравоохранения  немыслимо без повышения массовости и уровня физической культуры и спорта, совершенствования организации  физкультурной и спортивной работы, укрепления материальной базы спортивных организаций, всемерной поддержки  и развития туризма. В то же время  руководство физической культурой, спортом и туризмом - достаточно специфическая и сложная деятельность государства, составляющая самостоятельную  отрасль социально-культурной сферы  управления.

      Физическая  культура как часть рассматриваемой  отрасли управления представляет собой  систему государственных и общественных форм деятельности, направленной на организацию  процессов физического воспитания населения с учетом интересов  каждого человека, требований производства, образования и куль туры граждан  российской Федерации. Эта система  включает: физическое воспитание в  образовательных и дошкольных учреждениях, внешкольных и внеучебных физкультурно- оздоровительных и спортивных организациях; физическую культуру в учреждениях  организациях, на предприятиях и их объединениях, по месту жительства граждан и местах массового отдыха; физкультурно- оздоровительную работу в санаторно-курортных учреждениях, домах отдыха и на туристских базах; физическую подготовку военнослужащих и личного состава правоохранительных органов; физическую культуру и спорт  инвалидов.

      Спорт - обобщенное понятие одного из компонентов  физической культуры общества, исторически  сложившееся в форме соревновательной деятельности и специальной практики — подготовки человека к соревнованиям. Спортивная деятельность ориентирована на совершенствование физической подготовленности, духовных и волевых качеств личности, на организацию физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий и досуга населения.

Информация о работе Государственное управление в области культуры