Государственное управление в области культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 08:28, курсовая работа

Краткое описание

Социально-культурное строительство – сложная и специфическая сфера государственного управления. Она включает несколько отраслей, каждая из которых имеет ряд особенностей. Вначале некоторые общие замечания относительного характера, содержания и степени правовой урегулированности отраслей, составляющих социально-культурное строительство (термин «социально-культурное строительство» – условен, несмотря на то, что в течение длительного времени использовался в Конституции и укоренился в учебниках по административному праву).

Оглавление

Введение. 3
1.Государственное управление в области образования 4
2.Государственное управление в области науки. 8
З.Государственное управление в области культуры. 12
4.Государственное управление в области труда и занятости. 15
5.Государственное управление в области здравоохранения. 17
6. Государственное управление в области социальной защиты отдельной категории граждан. 20
Заключение. 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Административное право 1.docx

— 52.43 Кб (Скачать)

2.Государственное управление в области науки.

      История цивилизации свидетельствует о  глобальном влиянии науки на все  стороны жизни общества и каждого  человека.

      Государственная научно-техническая политика — это  составная часть социально-экономической  политики, выражающая отношение государства  к научной и научно-технической  деятельности, определяющая цели, направления, формы деятельности органов государственной  власти в области науки, техники  и реализации достижений науки .

      Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке  и государственно- научной политике»  регулирует отношения между субъектами научной и(или) научно-технической  деятельности, органами государственной  власти и потребителями научной  и(или) научно-технической продукции (работ, услуг).

      Субъектами  научной и научно-технической  деятельности являются: научный работник, специалист по научной организации  и работник сферы научного обслуживания как индивидуальные субъекты, научные  организации как коллективные субъекты научной и научно-технической деятельности.

      Научный работник (исследователь) — это гражданин, обладающий необходимой квалификацией  и профессионально занимающийся научной и(или) научно-технической  деятельностью.

      Специалистом  научной организации (научно-техническим работником) является гражданин, имеющий среднее или высшее профессиональное образование и способствующий получению научного и(или) научно-технического результата или его реализации,

      Работник  сферы научного обслуживания обеспечивает создание необходимых условий для  научной и(или) научно-технической деятельности в научной организации.

      Законом определены права научного работника  как центральной фигуры в данной области. В частности, он имеет право  на признание его автором научных, и(или) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности; получение доходов от реализации научных и(или-) научно-технических результатов, автором которых он является; осуществление предпринимательской, деятельности в области науки и техники; доступ к соответствующей, информации; публикацию в открытой печати результатов своей деятельности, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне.

      Все очевиднее становится, что без  науки Россию не поднять. Но сама российская наука сегодня переживает глубочайший  кризис, вызванный прежде всего затяжным экономическим кризисом. Пути выхода из этой ситуаций начинаются с улучшения  организации деятельности органов  государственной власти с учетом нынешних реалий, пересмотра структуры  научных организаций и внедрения  достижений науки для подъема  экономики.

      Организация государственного управления наукой и  технической политикой связана  с ее делением на фундаментальную, прикладную (отраслевую) и вузовскую в зависимости  от характера решаемых задач и  источников финансирования.

      Фундаментальная наука должна быть предметом особой заботы государства, так же как образование  и оборона. Без фундаментальных  исследований прикладные проекты не могут развиваться и быть конкурентоспособными. Фундаментальная наука всегда финансировалась из государственного бюджета, так как ее разработки, хотя и являются перспективными, но не обещают быстрой окупаемости, а тем более быстрых прибылей.

      Фундаментальная наука непосредственно не создает  товаров, она создает интеллектуальные ресурсы, обеспечивающие принципиально  новые основы технологического, экономического и социального развития. Ее достижения реализуются прикладной (отраслевой) наукой.

      Министерство  науки и технологий Российской Федерации (Миннауки России) является федеральным  органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки и  технологий гражданского назначения, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями  Правительства, деятельность в этой сфере иных федеральных органов  исполнительной власти. Оно имеет  подведомственные государственные  унитарные предприятия, научные  учреждения и иные организации.

      Миннауки  России осуществляет свою работу во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, имеющими государственный статус, сотрудничает с научными, инновационными и инвестиционными организациями, общественными объединениями, образовательными учреждениями высшего профессионального  образования.

      Основными задачами Министерства, согласно Положению  о нем, утвержденному постановлением Правительства от 30 декабря 1998 г., являются:

• формирование и обеспечение реализации государственной научно- технической политики;

• определение приоритетных направлений развития науки и техники и перечня критических технологий федерального уровня, имеющих гражданское значение, разработка и осуществление мер по применению этих критических технологий;

• обеспечение решения важнейших межотраслевых научно-технических проблем;

• разработка и осуществление мер по сохранению и развитию научно- технического потенциала России, его рациональному размещению на территории страны, адаптации научно-технической сферы к условиям рыночной экономики;

• формирование механизмов государственной поддержки научно- технической и инновационной деятельности, рынка наукоемкой продукции и услуг, объектов промышленной собственности, содействие привлечению частных инвестиций для коммерческого использования результатов научных исследований и разработок, развитию конкуренции и инновационного предпринимательства в научно-технической сфере;

• ресурсное обеспечение науки и эффективное использование средств федерального бюджета, выделяемых на развитие фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;

• организация работы по формированию и использованию государственных и иных ресурсов научно-технической информации;

• содействие развитию научно-технического сотрудничества с зарубежными странами и осуществление во взаимодействии с Министерством иностранных дел регулирования этого сотрудничества;

• разработка и осуществление мер по социальной защите научных работников, специалистов научных организаций и работников сферы научного обслуживания.

      Научной организацией признается юридическое  лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение  научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и(или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников .и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.

Научные организации  подразделяются на научно-исследовательские  организации (институты), научные организации  образовательных учреждений высшего  профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и(или) научно-техническую деятельность. Они функционируют в системе Российской академии наук, органов исполнительной власти, вузов.

      Академия  наук — Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских  наук. Российская академия образования, Российская академия архитектуры и  строительных наук, Российская академия художеств) являются имеющими государственный  статус не- коммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правами управления своими деятельностью  и имуществом, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, на утверждение их уставов и назначение руководителей.

      Академии  наук создаются, реорганизуются и ликвидируются  федеральным законом по представлению  Президента или Правительства. В  академии входят научные организации  и организации научного обслуживания и социальной сферы. Структура академий, порядок деятельности и финансирования входящих в их состав организаций  определяются уставами академий наук.

      Российская  академия наук (РАН) является самоуправляемой организацией, действующей на основе законодательства РФ и своего устава. РАН проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счет федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством РФ источников..

      Отраслевые  академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации этих научных исследований.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

З.Государственное управление в области культуры.

      Понятие культуры включает в себя многие стороны  духовной сферы жизни людей. Важнейшие  направления культурной деятельности определены в принятых 9 октября 1992 г. «основах законодательства Российской Федерации о культуре»:

1. выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

2. художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство;

3. архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

4. самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование;

5. книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

6. эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.

      Первоочередной  задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие  налоговые льготы инвесторам в сферу  культуры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на «свободную профессию»; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны.

      К долгосрочным целям культурной политики государства относятся: формирование идеологических и нравственных основ  демократического правового государства; создание условий для развития и  воспроизводства творческого потенциала общества; формирование неискаженного  исторического сознания, создание единого  культурного пространства страны.

      Важное  значение для управления в области  культуры имеют Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»", Федеральные законы от 1 декабря 1995 г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации»~, от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», постановление Правительства от 25 марта 1999 г. «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» ' и другие нормативные правовые акты.

      Управленческая  деятельность в области культуры осуществляется Правительством, системой федеральных и иных органов исполнительной власти.

      Правительство обеспечивает государственную поддержку  культуры и сохранения как культурного  наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов  Российской Федерации.

      Компетенцию на определенных участках культурного  строительства реализуют такие  федеральные органы исполнительной власти, как: Министерство культуры, Министерство по делам печати, телевидения и  средств массовых коммуникаций, Государственный комитет по кинематографии, Федеральная архивная служба. Ряд управленческих вопросов решают союзы журналистов, кинематографистов, художников и другие творческие союзы, действующие в соответствии с их уставами.

      Соответствующие органы исполнительной власти создаются в субъектах Федерации. В их непосредственном ведении находится большинство объектов культуры. В порядке реализации Указа Президента от 11 декабря 1997 г. «О мерах по оздоровлению государственных финансов»'~ в ведение субъектов Федерации переданы десятки объектов культуры федерального подчинения.

Информация о работе Государственное управление в области культуры