Государственное управление в области безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать деятельность, компетенцию органов государственной безопасности.
Исходя из цели исследования, в работе решаются следующие основные задачи:
1) Изучить стратегию национальной безопасности Российской Федерации
2) Рассмотреть структуру органов государственной безопасности, их виды.

Оглавление

Введение.……………………………….………………………………....….3
Глава I. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.5
Глава I I.Система органов управления государственной безопасностью Российской Федерации ………………………………………….………….9
2.1. Совет безопасности Российской Федерации………………………….9
2.2. Федеральная служба безопасности Российской Федерации……….12
2.3. Федеральная служба охраны Российской Федерации……………...17
2.4. Служба внешней разведки Российской Федерации………………...22
2.5. Национальный антитеррористический комитет…………………….25
Заключение…………………………………………………………………28
Список используемой литературы………………………………………..29

Файлы: 1 файл

ап.docx

— 54.05 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение.……………………………….………………………………....….3

Глава I.  Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.5

Глава I I.Система органов управления государственной безопасностью Российской Федерации ………………………………………….………….9

2.1. Совет безопасности  Российской Федерации………………………….9

2.2. Федеральная служба  безопасности Российской Федерации……….12

2.3. Федеральная служба  охраны Российской Федерации……………...17

2.4. Служба внешней разведки  Российской Федерации………………...22

2.5. Национальный антитеррористический  комитет…………………….25

Заключение…………………………………………………………………28

Список используемой литературы………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Проблемы обеспечения национальной и международной безопасности стояли перед человечеством во все времена. Они приобрели особое звучание в начале XX века в связи с реальностью угрозы возникновения мировой войны, поэтому на первых порах разработки теории и политики безопасности они отождествлялись с вопросами предотвращения войн. До последнего времени основное внимание ведущих государств мира уделялось военной безопасности. Начиная с 60-х годов происходило постепенное осознание политиками и обществом в целом, что угрозы существованию человеческой цивилизации исходят не только от ядерного и другого оружия массового поражения, но и от самой деятельности человека. Значит, подлинная безопасность в наше время может быть обеспечена только как комплексная, охватывающая все сферы общественной жизнедеятельности государства, общества и личности. В политике безопасности должна предусматриваться система мер, блокирующая причины всех видов опасности, с которыми столкнулось человечество.

Государственное управление в области безопасности строится в России на прочной правовой основе. Данное обстоятельство во многом выступает  гарантией законности деятельности органов обеспечения безопасности. Это тем более важно, что в  относительно недавнем прошлом такие  органы нередко действовали вне  права, вследствие чего имели место  грубые и массовые нарушения с  их стороны прав и свобод человека и гражданина ».1

Большое значение имеет чёткое определение самого понятия «безопасность» как объекта защиты органов безопасности. Согласно ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности »2 под безопасностью понимается состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - её права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Объектом курсовой работы выступают органы, обеспечивающие государственную безопасность Российской Федерации.

Предметом - нормы права, регулирующие данные общественные отношения.

Цель исследования - проанализировать деятельность, компетенцию органов государственной безопасности.

Исходя из цели исследования, в работе решаются следующие основные задачи:

1) Изучить стратегию национальной безопасности Российской Федерации

2) Рассмотреть структуру  органов государственной безопасности, их виды.

В структурно-композиционном плане работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Стратегия национальной безопасности Российской Федерации

 

Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" утверждена и вступила в силу Стратегия национальной безопасности России.

Стратегия строится на принципах  преемственности государственной  политики в сфере безопасности и  опирается на систему национальных приоритетов России. Документ в полной мере увязан с Концепцией социально-экономического развития России на период до 2020 года. Президент РФ в ходе его рассмотрения на заседании Совета Безопасности 6 апреля отметил, что главную идею Стратегии можно определить как «безопасность через развитие». Она нацелена на повышение качества государственного управления и призвана скоординировать деятельность органов государственной власти, государственных и общественных организаций по защите национальных интересов России и обеспечению безопасности личности, общества и государства.

К национальным интересам  РФ на долгосрочную перспективу отнесены: развитие демократии и гражданского общества, повышение конкурентоспособности  национальной экономики; незыблемость конституционного строя, территориальной  целостности и суверенитета РФ; превращение  России в мировую державу. Основными  приоритетами национальной безопасности РФ являются национальная оборона, государственная  и общественная безопасность. В число  стратегических целей национальной обороны включено предотвращение глобальных и региональных войн и конфликтов, стратегическое сдерживание в интересах  обеспечения военной безопасности страны.

Одной из стратегических целей  национальной безопасности является повышение  качества жизни россиян. Основные задачи в данной сфере – обеспечение  личной безопасности, доступности комфортного  жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты труда. Большое значение придается экономическому росту развитию науки, технологий, здравоохранения и образования, сохранению культурного потенциала.

Ранее утвержденные концепции  национальной безопасности РФ признаны утратившими силу.

Обеспечение достойных условий жизни человека в России признаётся таким же приоритетом обеспечения национальной безопасности, как и традиционные направления: обороноспособность и безопасность государства. В этом состоит важнейшая особенность рассматриваемой Стратегии, её социальная и социально-политическая направленность».3

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности определены:

- защита основ конституционного  строя Российской Федерации, основных  прав и свобод человека и  гражданина;

- охрана суверенитета  Российской Федерации, ее независимости  и территориальной целостности;

- сохранение гражданского  мира, политической и социальной  стабильности в обществе.

Наше государство исходит  из необходимости постоянного совершенствования  правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации. Основные источники угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности:

- разведывательная и иная  деятельность спецслужб и организаций  иностранных государств и отдельных  лиц, направленная на нанесение  ущерба безопасности России;

-  деятельность террористических  организаций, группировок и отдельных  лиц, которая направлена на  насильственное изменение основ  конституционного строя, дезорганизацию  нормального функционирования органов  госвласти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия или опасных радиоактивных, химических и биологических веществ;

- экстремистская деятельность  националистических, религиозных, этнических  и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства  и территориальной целостности  государства, дестабилизацию внутриполитической  и социальной ситуации в стране;  

- деятельность транснациональных  преступных организаций и группировок,  связанная с незаконным оборотом  наркотических средств и психотропных  веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых  веществ;    

- преступные посягательства, направленные против личности, собственности,  государственной власти, общественной  и экономической безопасности,   преступления, связанные с коррупцией.

В настоящее время руководством нашего государства предпринимаются  действенные меры. Совершенствуется структура и деятельность федеральных  органов исполнительной власти, реализуется  Национальный план противодействия  коррупции, развивается система  выявления и противодействия  глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм, политический и религиозный  экстремизм, национализм и этнический сепаратизм; создаются механизмы  предупреждения и нейтрализации  социальных и межнациональных конфликтов; формируется долгосрочная концепция комплексного развития и совершенствования правоохранительных органов и спецслужб, укрепляются социальные гарантии их сот- рудников, совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки кадров в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности; укрепляется режим безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического и атомно-энергетического комплексов страны и объектов жизнеобеспечения населения; повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности.

Решение задач обеспечения  национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается за счет повышения  эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в  области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современных технических  средств информирования и оповещения населения в местах их массового  пребывания, а также разработки системы  принятия превентивных мер по снижению риска террористических актов и  смягчению последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Российская Федерация  укрепляет национальную оборону, обеспечивает государственную и общественную безопасность в целях формирования благо- приятных внутренних и внешних  условий для достижения приоритетов  в области социально-экономического развития государства».4

 

 

Глава II. Система органов управления государственной безопасностью Российской Федерации

 

2.1. Совет безопасности  Российской Федерации

 

Президент РФ возглавляет  Совет Безопасности, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам проведения единой государственной  политики в области обеспечения  безопасности. Этот  орган призван  проводить работу по упреждающему выявлению  и оценке угроз национальной безопасности, оперативно готовить для Президента проекты решений по их предотвращению, Совет Безопасности координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию решений в этой области органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ.

Совет Безопасности формируется  Президентом РФ в соответствии с  Конституцией РФ и Законом РФ «О безопасности» (в редакции от 25 июля 2002 г.). В развитие этого Закона Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. утверждено Положение о Совете Безопасности Российской Федерации.

Основными задачами Совета Безопасности являются: определение  жизненно важных интересов личности, общества и государства, выявление  внутренних и внешних угроз объектам безопасности, разработка основных направлений  стратегии обеспечения безопасности, подготовка предложений Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в  области обеспечения национальной безопасности, подготовка оперативных  решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения, разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти Федерации  и субъектов РФ, разработка предложений  по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих национальную безопасность.

В состав Совета Безопасности входят Председатель (Президент РФ), Секретарь, постоянные члены и члены  Совета Безопасности, которые назначаются  Президентом РФ по представлению  Секретаря Совета Безопасности. Среди  постоянных членов: Председатель Правительства  РФ, Секретарь Совета Безопасности, Руководитель Администрации Президента, Председатель Совета Федерации, директор ФСБ и СВР, министры обороны, внутренних и иностранных дел. Членами Совета являются Начальник Генерального штаба, полномочные представители в  федеральных округах, Генеральный  прокурор, министры финансов, МЧС и  юстиции, Президент Российской академии наук.

Работой Совета Безопасности руководит Председатель Совета Безопасности. Заседания Совета проводятся на регулярной основе, по планам, утверждаемым Председателем. Решения Совета Безопасности принимаются  на его заседании постоянными  членами Совета простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу только после утверждения  Председателем Совета Безопасности (члены Совета обладают совещательными голосами). Решения Совета по важнейшим  вопросам оформляются указами Президента РФ, иные решения -  протоколами. Проекты  указов Президента РФ, выносимые на заседания Совета Безопасности, предварительно рассматриваются на заседаниях постоянных членов и членов Совета, проводимых под руководством Секретаря Совета.

Информация о работе Государственное управление в области безопасности