Государственное управление в области безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать деятельность, компетенцию органов государственной безопасности.
Исходя из цели исследования, в работе решаются следующие основные задачи:
1) Изучить стратегию национальной безопасности Российской Федерации
2) Рассмотреть структуру органов государственной безопасности, их виды.

Оглавление

Введение.……………………………….………………………………....….3
Глава I. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.5
Глава I I.Система органов управления государственной безопасностью Российской Федерации ………………………………………….………….9
2.1. Совет безопасности Российской Федерации………………………….9
2.2. Федеральная служба безопасности Российской Федерации……….12
2.3. Федеральная служба охраны Российской Федерации……………...17
2.4. Служба внешней разведки Российской Федерации………………...22
2.5. Национальный антитеррористический комитет…………………….25
Заключение…………………………………………………………………28
Список используемой литературы………………………………………..29

Файлы: 1 файл

ап.docx

— 54.05 Кб (Скачать)

Секретарь Совета Безопасности обладает широкими полномочиями. Он назначается  на должность и освобождается  от должности Президентом РФ. В  настоящее время Секретарём Совета Безопасности является Н.П. Патрушев, в прошлом длительное время возглавлявший ФСБ России.

Совет Безопасности в соответствии с основными задачами и направлениями  своей деятельности образует межведомственные комиссии, которые являются рабочими органами Совета Безопасности. В зависимости  от возлагаемых на них задач они  могут создаваться по функциональному  или региональному признаку на постоянной или временной основе. Указом Президента РФ от 1.09.2000г. № 1603 «Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации» были образованы такие комиссии, а также утверждены положения о них и их состав:

1) по проблемам Содружества  Независимых Государств;      

 2)по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией;

3) по конституционной  безопасности;

4) по безопасности в  сфере экономики;

5) по оборонно-промышленной  безопасности;

6) по военной безопасности;

7) по международной безопасности;

8) по экологической безопасности;

9) по мобилизационной  подготовке и мобилизации;       

10) по пограничной политике;    

11) по информационной безопасности;     

12) по охране здоровья  населения.

Организационно-техническое  и информационно-аналитическое обеспечение  деятельности Совета Безопасности РФ осуществляет его Аппарат, который действует на основании Положения, утверждённого Указом Президента РФ от 28 марта 1998 г. № 294. Согласно Указу Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 400. Аппарат Совета Безопасности РФ является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ (на правах управления). В целях научно-методологического обеспечения деятельности Совета Безопасности РФ при нём образован научный совет, действующий на основании Положения, утверждённого Указом Президента РФ от 19 февраля 2005г. №182. Совет Безопасности наделён обширными контрольными полномочиями в сфере деятельности силовых федеральных министерств и ведомств. В компетенцию Совета Безопасности входит не только разработка основ государственной политики в сфере безопасности, но и ее осуществление.

 

 

2.2. Федеральная служба  безопасности Российской Федерации

 

В системе специализированных федеральных министерств и ведомств, действующих в сфере безопасности, наиболее обширными полномочиями обладает Федеральная служба безопасности Российской Федерации. ФСБ РФ возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый  от неё Президентом России. Правовую основу деятельности органов ФСБ  России составляют Конституция РФ и  Федеральный закон от 3 апреля 1995г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной  службы безопасности в Российской Федерации».

К органам федеральной  службы безопасности относятся:

- федеральный  орган   исполнительной  власти в области   обеспечения  безопасности;

- управления (отделы) федерального  органа исполнительной власти  в области 

  обеспечения безопасности  по отдельным регионам и субъектам  Российской 

Федерации (территориальные  органы безопасности);

- управления (отделы) федерального  органа исполнительной власти  в области 

  обеспечения безопасности  в Вооруженных Силах Российской  Федерации, 

  других войсках и  воинских формированиях, а также  в их органах управления 

  (органы безопасности  в войсках);

- управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной  власти в 

  области  обеспечения   безопасности  по пограничной   службе (пограничные  

  органы);

- другие управления (отделы) федерального органа исполнительной  власти в области обеспечения  безопасности, осуществляющие отдельные  полномочия данного органа или  обеспечивающие деятельность органов  федеральной  службы безопасности (другие органы безопасности);

- авиационные подразделения,  центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно- исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские  и военно-строительные подразделения  и иные учреждения и подразделения,  предназначенные для обеспечения  деятельности федеральной службы  безопасности.

Деятельность органов  федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

- контрразведывательная деятельность;

- борьба с преступностью и террористической деятельностью;

- разведывательная деятельность;

- пограничная деятельность;

- обеспечение информационной безопасности.

Перед федеральной службой  безопасности поставлены основные задачи:

- информировать  Президента, Председателя Правительства и  по их поручениям федеральные  органы государственной власти, а также органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации об угрозах безопасности  Российской Федерации;

- выявлять, предупреждать,  пресекать разведывательную и  иную деятельность специальных  служб и организаций иностранных  государств, а также отдельных  лиц, направленную на нанесение  ущерба безопасности Российской  Федерации;

- осуществлять внешнюю  разведывательную деятельность  в сфере шифрованной, засекреченной  и иных видов специальной связи  с территории Российской Федерации;

- выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;

- разрабатывать и осуществлять меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

- обеспечивать безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

- обеспечивать  безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок; 

- обеспечивать безопасность  федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- участвовать в разработке  и реализации мер по защите  сведений, составляющих государственную  тайну;     

- осуществлять  меры по обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.5

Одними из весьма значимых составляющих системы органов безопасности являются управления (отделы) Федеральной  службы безопасности в Вооружённых Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (органы безопасности в войсках), в недавнем прошлом именовавшиеся органами военной контрразведки. Они действуют на основании Положения, утверждённого Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. № 318. Органы безопасности в войсках входят в единую систему органов Федеральной службы безопасности РФ. Они находятся в прямом подчинении ФСБ России. Задачами органов безопасности в войсках, в частности, являются: выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, её Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований, и органов; добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации, её Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований и органов; выявление, предупреждение и пресечение террористической и диверсионной деятельности, направленной против Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; предотвращение в пределах своей компетенции несанкционированных действий с оружием массового поражения; обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, в Вооружённых Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах; выявление, предупреждение во взаимодействии с другими государственными органами преступности и коррупции в Вооружённых Силах, других войсках, воинских формированиях и органах; участие в обеспечении безопасности Президента РФ и других должностных лиц и государственных органов; участие в оперативном (контрразведывательном) обеспечении защиты Государственной границы РФ.

После издания Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308 функции упразднённой Федеральной пограничной службы РФ были переданы ФСБ России. В результате проведённой реорганизации пограничные  органы вошли в структуру ФСБ  России. Они обеспечивают реализацию государственной пограничной политики Российской Федерации в сфере  охраны Государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Защиту и охрану Государственной  границы РФ, а также предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в данной сфере осуществляют войска ФПС ФСБ РФ. Их численность  составляет около 220 тысяч военнослужащих.

Должностные лица пограничных  органов наделены обширными полномочиями. В их число входят: государственный контроль над соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу; выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, посягающих на установленный режим Государственной границы, пограничный режим, режим в пунктах пропуска через Государственную границу; пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных совместно с другими специально уполномоченными на то государственными органами; осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.

Сотрудники  Федеральной  пограничной службы ФСБ России при  исполнении своих полномочий имеют  право применять оружие, специальные  средства, физическую силу, а также  служебных собак. Постановлением Правительства  РФ от 8.01.1998г. № 202 утверждён порядок  применения оружия и боевой техники  при защите Государственной границы  РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Федеральная служба  охраны Российской Федерации

 

Специальным органом обеспечения  безопасности является Федеральная  служба охраны РФ, задачи и полномочия которой закреплены в Федеральном  законе от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной  охране». К объектам государственной  охраны относятся Президент РФ, члены  его семьи, Председатель Правительства  РФ, Председатели обеих палат Федерального собрания, Председатели Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего  Арбитражного суда РФ, Генеральный  прокурор РФ.

Решением Президента РФ государственная  охрана при необходимости может  быть предоставлена и иным лицам, замещающим государственные должности  Российской Федерации. Кроме того, в  соответствии с между- народными  обязательствами Российской Федерации, объектами государственной охраны являются главы иностранных государств и правительств и другие иностранные  граждане.

Следует отметить, что обеспечение  безопасности Президента РФ в местах его постоянного или временного пребывания, а также охрану членов его семьи осуществляет Служба безопасности Президента РФ в соответствии с Положением о ней, утвержденным Указом Президента РФ от 22.04.1996г. № 586 ».6

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О государственной охране»  государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной  охраны.

На общероссийском уровне создана Федеральная служба охраны РФ (ФСО России), которая действует  на основании Положения, утверждённого  Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 10131. ФСО России является федеральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим функции по выработке государственной  политики, нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ и другим государственным органам.

Руководство деятельностью  ФСО России осуществляет Президент  РФ. Он же утверждает Положение о  ФСО России и структуру федеральных  органов государственной охраны. Правительство РФ координирует деятельность ФСО России в части, касающейся её взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти.

Среди основных задач ФСО  России можно выделить:

- обеспечение безопасности  объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

- прогнозирование и выявление  угрозы жизненно важным интересам  объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер  по предотвращению этой угрозы;

- предупреждение, выявление  и пресечение противоправных  посягательств на объекты государственной  охраны и охраняемые объекты;

- защиту охраняемых объектов;

- участие в пределах  своих полномочий в борьбе  с терроризмом;

- организацию и обеспечение  эксплуатации, безопасности, совершенствование  специальной связи и информации, предоставляемых государственным  органам.

Федеральные органы государственной  охраны обязаны:

1) выявлять, предупреждать  и пресекать противоправные посягательства  на объекты государственной охраны  и охраняемые объекты;

2) организовывать и проводить  охранные, режимные, технические и  иные мероприятия по обеспечению  безопасности объектов государственной  охраны;

Информация о работе Государственное управление в области безопасности