Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 04:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: провести анализ и управление объема производства и продаж.
Задачи:
исследовать теоретические основы анализа показателей динамики объема производства и реализации продукции;
проанализировать динамику и выполнение плана производства и реализации продукции;
обосновать формирование и оценку эффективности ассортиментных программ;
выполнение плана по номенклатуре и ассортименту;
выявить влияние структуры ассортимента и структурных сдвигов на производство товаров;
сделать анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров, так же анализ ритмичности производства и факторов увеличения объема продаж.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….....5

1 Теоретические основы анализа показателей динамики объема производства и реализации продукции………………………………………….7
1.1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции.................................................................................................................7
2 Обоснование формирования и оценки эффективности ассортиментных программ …………………………………………………………………………10
2.1 Анализ выполнения планов по номенклатуре и ассортименту………10
2.2 Анализ влияния структуры ассортимента и структурных сдвигов
на производство товаров………………………………………………………...14
2.3 Анализ показателей качества товара …………………………………..18
3 Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров……………………………………………………………………………23
3.1 Анализ ритмичности производства и факторов увеличения объема продаж …………………………………………………………………………...26

Заключение…………………………………………………………………...33

Список литературы…………..………………………………………………35

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 166.19 Кб (Скачать)

По товарам, качество которых характеризуется  сортом или кондицией, рассчитывается их доля в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена товаров в  сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по структуре фактическую  долю каждого сорта в общем  объеме товаров сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов (Приложение Б8).

Из приложения Б8 следует, что если бы весь товар продавался по цене первого сорта, то плановый объем производства составил бы 18300 тыс.руб., что на 3050 тыс.руб. больше реального планового показателя, а фактический объем производства вырос бы до 19 500 тыс.руб., что на 3250 тыс.руб. больше реального значения. Сумма 3250 тыс.руб. – упущенная выгода организации[9].

Коэффициент сортности рассчитывается для отдельного вида товара по формуле:

,                                (9)

где Qi – количество товаров i-ого сорта;

Рi- цена единицы товара i-ого сорта;

Рв – цена единицы продукции высшего сорта;

m – количество сортов данного вида продукции[3].

Если  бы все товары были первосортными, то плановая стоимость выпуска товара составила бы 18300 тыс.руб., фактическая  – 19500 тыс.руб.

Коэффициенты  сортности плановый и фактический  соответственно:

Кпл сорт = 16830 / 18300 = 0,895,

Кф сорт = 17480 / 19500 = 0,896.

Увеличение  или снижение выпуска товаров  по сортности в отчетном периоде  по сравнению с планом определяется по формуле:

,                               (10)

для нашего примера  ∆К сорт = 0,896 / 0,895 = 1,001.

Резерв  повышения качества товара равен  разности между стоимостью реального  выпуска товара и выпуска только первосортного товара, что составляет для плановых показателей: 18300 - 16380 = 1920 тыс.руб.,

для фактических  показателей: 19500 – 17480 = 2020 тыс.руб.

Качество  товара является параметром, оказывающим  влияние на такие стоимостные  показатели работы организации, как  выпуск товара, выручка от продаж, прибыль[5].

Изменение качества затрагивает, прежде всего, изменение  цены и себестоимости товара, поэтому  формулы для расчета имеют  вид:

изменение объема производства товаров:

∆VП = (Р1 – Р0) * QК  ,                                               (11)

изменение выручки от продаж:

∆В = (Р1 – Р0) * QПК ,                                                (12)

изменение прибыли:

∆П = [(Р1 – Р0) * QК] - [(C1 – C0) * QПК ],                (13)

где Ц0, Ц1соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;

QК - количество произведенного товара повышенного качества;

QПК - количество проданного товара повышенного качества.

Полезным также является анализ влияния сортового состава товара на объем выпуска каждого изделия  в стоимостном выражении (Приложение Б9).

Из приложения Б9 видно, что с улучшением качества товара относительно плановых показателей (увеличением товара I сорта и уменьшением доли товара II сорта) средняя цена увеличилась на 1,6 рублей, а стоимость всего фактического выпуска – на 26 тыс. рублей (16250 шт. * 1,6 руб.)[8].

Аналогичные расчеты выполняют  по всем видам товаров, по которым  установлен сорт, после этого результаты обобщаются.

Важным косвенным показателем  качества товаров является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный в организации) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск бракованного товара ведет к росту себестоимости и снижению объема товара, прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товаров, определяют потери от брака[1].

 

Основными причинами понижения  качества товаров могут быть:

- плохое  качество сырья;

- низкий  уровень технологии и организации  производства;

- низкая  квалификация работников;

- аритмичность  производства и др.

После изучения причин снижения качества и допущенного  брака товаров по местам их возникновения, определяют центры ответственности  и разрабатываются мероприятия  по их устранению. Экономическая эффективность  таких мероприятий оценивается  на основе показателей изменения  уровня качества товаров, повышения прибыли и снижения  или снижения затрат.

Достижение  оптимального качества невозможно без  значительной работы в области планирования, проектирования, производства, сбыта  и обслуживания[12].

 

3 Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров

Изучив динамику и выполнение плана  по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема (Схема А)[7].

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.                                

Если выручка на предприятии  определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет  иметь вид:

 

                                          (14)

Отсюда:

Если выручка определяется после  оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

 

Отсюда:                      

                                (15)

где , - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП - стоимость выпуска товарной продукции;

РП - объем реализации продукции за отчетный период;

           , - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода[5].

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (Приложение В1).

Из таблицы  видно, что план реализации продукции  перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки[14].

Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:

1) обеспеченность  предприятия трудовыми ресурсами  и эффективность их использования:

ВП = ЧР х  ГВ,

РП = ЧР х  ГВ х Дв,                                             (16)

2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования: 

ВП = ОПФ х ФО,

РП = ОПФ х ФО х Дв,                                        (17)

3) обеспеченность производства  сырьем и материалами и эффективность их использования:

ВП = МЗ х МО,

РП = МЗ х МО х Дв,                                            (18)

где Дв ~ доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции[10].

  Расчет влияния данных факторов на объем, валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:

                                      (19)

 

3.1 Анализ ритмичности производства и факторов увеличения объема продаж

 

Ритмичность – равномерный выпуск товаров в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и  продажи товаров. Неритмичность  ухудшает все экономические показатели, снижается качество товаров, увеличиваются  объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовых  товаров на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала. Не выполняются поставки по договорам, и организация платит штрафы за несвоевременную  отгрузку товаров, несвоевременно поступает  выручка. Перерасходуется фонд оплаты труда в связи с тем, что  в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце - за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению  себестоимости товаров, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового  состояния организации[19].

Для оценки выполнения плана по ритмичности  используются прямые и косвенные  показатели.

Прямые  показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства товаров за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес производства товаров за каждый месяц к квартальному объему, удельный вес производства товаров за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес товаров, выпущенных в первую декаду отчетного месяца к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку товаров, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовых товаров на складах[16].

Один  из наиболее распространенных показателей  - коэффициент ритмичности (Крит). Он определяется делением объема производства товаров, который зачтен в выполнение плана по ритмичности (VВП), на плановый объем производства (VПЛ). При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается объем производства, но не более запланированного. Желательное значение коэффициента ритмичности 1.

,                                            (20)

Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д.) плановому выпуску ( ):

,                      (21)

где VФ и VПЛ – фактический и плановый объем производства соответственно,

n – число суммируемых плановых заданий.

В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности  предприятия по изменению объема производства товаров в связи  с неритмичной работой[20].

Для этого используют:

а) разность между плановым и засчитанным объемом производства;

б) разность между фактическим  и возможным объемом производства, исчисленным исходя из наибольшего  среднесуточного (среднедекадного) объема[11].

Равномерность производства товаров определяется каким-либо внутренним нормативным  документом, определяющим график (декадный, пятидневный, суточный). Но это совсем не означает, что выпуск должен быть одинаковым в течение всего года. Как правило, графики составляют на месяц, и на основе графика определяется темп производства товаров в течение  всего года.

Для крупносерийного  или массового производства разрабатываются  графики равномерного производства товаров, а оценочным показателем  является коэффициент равномерности:

,                                           (22)

где Н – недовыполнение за сутки в соответствии с графиком;

- сумма недовыполнения за  все дни месяца;

VПЛ - план на месяц.

Для оценки ритмичности производства в организациях рассчитывается также общее число аритмичности – как сумма положительных и отрицательных относительных отклонений фактического объема производства от плана (по модулю) за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает организация, тем выше аритмичность, а желательное значение общего числа аритмичности – ноль[1].

Рассмотрим  оценки ритмичности производства товаров  для условного предприятия (Приложение В2).

Информация о работе Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров