Методики факторного анализа прибыли от продаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 11:33, реферат

Краткое описание

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса.

Файлы: 1 файл

Методики факторного анализа прибыли от продаж.docx

— 51.87 Кб (Скачать)

   Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и  выше уровень рентабельности, тем  эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его состояние. Поэтому  поиск резервов увеличения прибыли  и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса.

   Рост  прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, для решения проблем  социального и материального  поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета и погашения  долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера.

   С философской точки зрения прибыль  можно определить так – это  функция времени и вознаграждения за терпение.

   Прибыль от продаж – это финансовый результат  от основной деятельности предприятия (производства продукции или услуги, продажи товаров).

   На  величину прибыли организации оказывают  влияние разные факторы. По сути, все эти факторы воздействуют на финансово-хозяйственную деятельность организации. Одни из них оказывают прямое влияние и их воздействие можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа. А другие оказывают косвенное влияние через какие-либо показатели. В данном случае величину воздействия можно определить только с определенной долей вероятности или вообще невозможно.

   Существует  несколько методик факторного анализа прибыли от продаж. Рассмотрим некоторые из них.

   Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчетности

   На  прибыль от продаж влияют 4 фактора:

   1) выручка (нетто) от продажи  товаров, работ, услуг (за минусом  НДС, акцизов и аналогичных  обязательных платежей) (В)

   2) себестоимость проданных товаров,  продукции, работ, услуг (С)

   3) коммерческие расходы (КР)

   4) управленческие расходы (УР)

   =В-С-КР-УР

наименование  показателя за отчетный период за аналогичный  период прошлого года отклонения уровень в % к выручке  в отчетном периоде уровень в % к выручке в прошлом периоде отклонения уровня в %
1 2 3 4=2-3 5 6 7=5-6
выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных  обязательных платежей) 106969 99017 7952 100 100 0
себестоимость проданных товаров, продукции, работ,услуг 69744 70203 -459 65,2 70,9 -5,7
коммерческие  расходы 5562 594 4968 5,2 0,6 4,6
управленческие  расходы 3102 198 2904 2,9 0,2 2,7
прибыль (убыток) от продаж 28561 28022 539 26,7 28,3 -1,6

   1) Расчет влияния фактора «Выручка от продаж»

   Расчет  влияния этого фактора нужно  разложить на 2 части. Т.к. выручка  организации – это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавались продукция или товары, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы проданной продукции.

   При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Предположим, что цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению с базисным в среднем на 12%.

   Тогда индекс цены ==1,12.

   Следовательно, выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах  будет равна:

   В'=,

   где В' - выручка от продажи в сопоставимых ценах;

       - выручка от продажи продукции в отчетном периоде;

       - индекс цены.

   Для анализируемой организации выручка  в сопоставимых ценах составит:

   В'==95508 тыс. руб.

   Следовательно, выручка от продажи продукции  в отчетном году по сравнению с  предыдущим периодом увеличилась за счет роста цены на 11461 тыс. руб.:

   =- =-В'=106969-95508=11461 тыс. руб.

   '-=95508-99017=-3509 тыс. руб.

   А сокращение количества реализуемой  продукции привело к уменьшению выручки в отчетном периоде на 3509 тыс. руб., общий же прирост выручки (+7952 тыс. руб.) получился за счет повышения цен на 12%. В данном случае прирост качественного фактора перекрыл негативное влияние количественного фактора.

   Расчет  влияния фактора «Цена»

   Для определения степени влияния  изменения цены на изменение суммы  прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчет:

   =,

   где = *100% = *100% = 28,3;

         ==3243,5 тыс. руб.

   То  есть прирост цен на продукцию  в отчетном периоде по сравнению  с прошедшим периодом в среднем  на 12% привел к увеличению суммы прибыли  от продажи на 3243,5 тыс. руб.

   Расчет  влияния фактора «Количество  проданной продукции (товаров)»

   Влияние на сумму прибыли от продажи () изменения количества проданной продукции можно рассчитать следующим образом:

   = = ,

   где - изменение прибыли от продажи под влиянием фактора «количество проданной продукции»;

        - соответственно выручка от продажи в отчетном (1) и в базисном (0) периодах;

        изменение выручки от продажи под влиянием цены;

        - рентабельность продаж в базисном периоде.

   Для анализируемой организации:

   ==-993 тыс. руб.

   Таким образом, влияние получилось отрицательным, т.е. в результате сокращения в отчетном периоде объема полученной выручки в сопоставимых ценах сумма прибыли от продажи уменьшилась на 993 тыс. руб., потому что на выручку помимо цены влияет и количество реализуемой продукции (товаров).

   2) Расчет влияния фактора «Себестоимость  проданной продукции»

   Осуществляется  следующим образом:

   =,

   где - соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах;

   ==6097 тыс. руб.

   Здесь при анализе нужно быть внимательнее, так как расходы – это факторы  обратного влияния по отношению к прибыли. Себестоимость в отчетном периоде снизилась на 459 тыс. руб., а уровень ее по отношению к выручке от продажи уменьшился на 5,7%. Поэтому экономия привела к увеличению суммы прибыли от продажи на 6097 тыс. руб.

   3) Расчет влияния фактора «Коммерческие  расходы»

   Для расчета используется формула, аналогичная  предыдущей:

   =,

   где - соответственно уровни коммерческих расходов в отчетном и базисном периодах.

   ===-4920,6

     Таким образом перерасход по коммерческим расходам в отчетном периоде и повышение их уровня на 4,6% привело к уменьшению суммы прибыли от продажи на 4920,6 тыс. руб.

   4) Расчет влияния фактора «Управленческие  расходы»

   =,

   где - соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах.

   ==-2888 тыс. руб.

   Это означает, что перерасход по управленческим расходам в отчетном периоде по сравнению  с прошедшим и повышение его  уровня на 2,7% уменьшил сумму прибыли на 2888 тыс. руб.

   Савицкая  Г. В. Анализ хозяйственной  деятельности предприятия

   Прибыль от реализации продукции в целом  по предприятию зависит от 4 факторов:

   1) объема реализации продукции  (VPП)

   2) ее структуры (

   3) себестоимости (

   4) уровня среднереализационных цен  (

   П=∑[

     
 
 
 
 
 
 

 

   Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

   Структура товарной продукции может оказывать  как положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной  или убыточной продукции общая  сумма прибыли уменьшится.

   Себестоимость продукции обратно пропорциональна  прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы  прибыли, и наоборот.

   Изменение уровня среднереализационных цен прямо  пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

   Расчет  влияния этих факторов на сумму прибыли  можно выполнить способом цепной подстановки.

Показатель базовый период данные базового периода, пересчитанные на объем  продаж отчетного периода отчетный период
выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В)         

         ∑(

   
        

           ∑( 

         

         ∑( 

полная  себестоимость реализованной продукции (З)  
         ∑( 
 
          ∑(
      

          ∑( 

прибыль (П) 15477 15498  18597 

Информация о работе Методики факторного анализа прибыли от продаж