Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 04:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: провести анализ и управление объема производства и продаж.
Задачи:
исследовать теоретические основы анализа показателей динамики объема производства и реализации продукции;
проанализировать динамику и выполнение плана производства и реализации продукции;
обосновать формирование и оценку эффективности ассортиментных программ;
выполнение плана по номенклатуре и ассортименту;
выявить влияние структуры ассортимента и структурных сдвигов на производство товаров;
сделать анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров, так же анализ ритмичности производства и факторов увеличения объема продаж.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….....5

1 Теоретические основы анализа показателей динамики объема производства и реализации продукции………………………………………….7
1.1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции.................................................................................................................7
2 Обоснование формирования и оценки эффективности ассортиментных программ …………………………………………………………………………10
2.1 Анализ выполнения планов по номенклатуре и ассортименту………10
2.2 Анализ влияния структуры ассортимента и структурных сдвигов
на производство товаров………………………………………………………...14
2.3 Анализ показателей качества товара …………………………………..18
3 Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров……………………………………………………………………………23
3.1 Анализ ритмичности производства и факторов увеличения объема продаж …………………………………………………………………………...26

Заключение…………………………………………………………………...33

Список литературы…………..………………………………………………35

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 166.19 Кб (Скачать)

Из данных приложения В2 следует, что организация увеличивало производство товаров подекадно, но если в первой декаде было недовыполнение плана на 24,5% (1750 тыс.руб.), то во второй - только на 1,9% (320 тыс.руб.), а затем произошло перевыполнение плана в третьей декаде на 12% (2070 тыс.руб.). По плановым и фактическим данным просматривается положительная тенденция – увеличение выпуска товаров, однако очевидна аритмичность, которая может создать существенные проблемы со складированием и сбытом товаров, поскольку сверхплановое производство не было предусмотрено. Наглядно аритмичность представлена в структуре производства товаров. В плановых показателях обеспечивается большая равномерность по декадам (31,51%, 33,74%, 34,75%), чем в отчетных данных (27,98%, 33,09%, 38,93%)[8].

В заключение анализа разрабатывают  мероприятия по устранению причин неритмичной  работы. Внутренние причины аритмичности – тяжелое финансовое состояние  организации, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также  планирования и контроля, внешние  – несвоевременная поставка сырья  и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов и др. В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные  возможности по выпуску товаров  в связи с неритмичной работой.

Объем продаж товаров в плане определяется как стоимость предназначенных  к поставке и подлежащих оплате в  плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых к продаже на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-производственного  персонала), а также как продажа  товара и выполнение работ для  своего капитального строительства  и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе организации[13].

При расчете  объема продажи товаров учитывается  изменение остатков не проданных  товаров на начало и конец планируемого периода.

Для анализа выполнения плана по объему продаж составляется баланс продажи  товаров в двух оценках: по себестоимости  и по отпускным ценам. Если объем  продаж в организации определяется по отгрузке товаров, то балансовое уравнение  имеет вид:

 Vзн + Vпл = Sпл + Vзк ,

            Sпл = Vзн + Vпл – Vзк ,                                    (23)

где Sпл – плановый объем продаж;

Vпл– объем производства товаров по плану;

н , Vзк - запасы товаров на начало и конец планового периода соответственно.

Если  выручка определяется после оплаты отгруженных товаров, то товарный баланс можно записать так:

 

             Vзн + Vпл + Vон = Sпл + Vок + Vзк  ,

             Sпл = Vзн + Vпл - Vок - Vзк ,                                 (24)            

 

где Vон , Vок - остатки отгруженных товаров на начало и конец периода соответственно.

В целях  обеспечения выполнения плановых заданий  осуществляется анализ факторов, влияющих на объем продажи товаров в  результате:

  1. роста объема производства товаров;
  2. осуществления мероприятий технического и организационного развития производства, в том числе выпуска новых видов товара, повышения качества выпускаемого товара, внедрения новых технологических процессов, механизации и автоматизации производства, экономии сырья и материалов, прочих мероприятий, структурных сдвигов;
  3. изменения остатков готовых товаров на складе;
  4. других факторов.

Графически взаимосвязь  между факторами представлена на Схеме 2.

Расчет  влияния данных факторов на объем продаж товаров производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (Приложение В3).

Из таблицы  следует, что организация начала свою деятельность с избытком запасов  готовой продукции относительно плана на начало в 38744 тыс.руб. Организация  значительно увеличила объем  производства до 717416 тыс.руб. относительно плана 652711 тыс.руб. На конец периода  запасы товаров превышали плановое значение на 49877 тыс. Превышение плана  запасов на конец периода возросло относительно превышения его на начало периода[15].

Отрицательное влияние на объем продаж оказали  такие факторы, как увеличение остатков товаров на складах на конец периода, рост остатков отгруженных товаров  на конец года, оплата за которые  не поступила еще на расчетный  счет организации. Следовательно, в  процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых  остатков на складах, несвоевременной  оплаты товаров потребителями и  разработать конкретные мероприятия  по устранению выявленных недостатков.

Анализ продажи товаров  тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам товара. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):

,                                        (25)

где Sд - плановая отгрузка по договорным обязательствам;

Sн - недопоставка товара по договорам.

Плановая отгрузка и недопоставка суммируются по всем товарам.

При анализе выполнения договорных обязательств поставки товара потребителям в зачет поставки идет объем товара в пределах плана. (Приложение В4).

Из приложения В4 следует, что за отчетный месяц по договорам недопоставлено товаров на сумму 390 тыс. рублей, или на 4,2% от общей суммы по договорам. Если проводить анализ по видам товаров, то по товару А недопоставка составила 250 тыс. рублей, по товарам Б и В – 70 тыс. рублей.

Процент выполнения договорных обязательств организацией:

 Кд = (9270 –390) / 9270 = 0,958 или 95,8 %.

Невыполнение  плана по договорам для организации  оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме  того, в условиях конкуренции организация  может потерять рынки сбыта товара, что повлечет за собой спад производства. Недопоставка товара отрицательно влияет не только на итоги деятельности данной организации, но и на работу торговых организаций, организаций-смежников, транспортных организаций и т.д[3].

Анализ  выполнения договорных обязательств ведется  работниками отдела сбыта. В процессе анализа определяется выполнение объема поставок помесячно и нарастающим  итогом с начала года в целом по организации, в разрезе отдельных  договоров, сроков поставки, потребителей и видов товаров, выясняются причины  невыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств. Особенно большое значение для организации имеет выполнение договоров на поставку товаров для  государственных нужд, которые гарантируют  сбыт товара, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д[8].

 

 

 

 

 

Заключение

 

Переход к рыночной экономике потребовал от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.

Важная  роль в реализации этой задачи отводилась экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывалась стратегия и тактика развития предприятия, обосновывались планы и управленческие решения, осуществлялся контроль за их выполнением, выявились резервы повышения эффективности производства.

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор  должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексно-экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов  хозяйственной деятельности.

Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка  и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить  только те товары и в таком объеме, которые оно может реально  реализовать.

Темпы роста  объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно  влияют на величину издержек, прибыль  и рентабельность предприятия. Поэтому  анализ данных показателей имеет важное значение на любом предприятии, в том числе и на предприятиях пищевой промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Баканов М.И. ,Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: учебник. – М.: Инфо – М, 2004. – 545с.

 
2. Баканов М.И. Финансы и статистика: учебное пособие. – М.: Инфо – М,2002. – 124с.

 
3. Ефимова О.В. Финансовый анализ: учебник. – М.: Юнити – Дана,2003. – 412с.

 
4. Иванов И.Д. Организация и планирование производства на предприятии: учебник. – М.: Инфо – М, 2001. – 658с.

 
5. Ковалев В.В. ,Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности: учебник. – М.: ПБОЮЛ, 2002. – 389с.

 
6. Краюхин Г.А. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики: учебник. – М.: Юнити – Дана, 2005. – 348с.

 
7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: учебное пособие. – М.: Инфо – М,2003. – 265с.

 

     8. Пятов М.А. Анализ показателей качества товаров.// Журнал                                                                            “Бухгалтерский учет”. – М., 2001. – №2. – с.17 – 28

 
      9. Ришар, Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: Инфо – М, 2006. – 258с.    

     10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – М.: Экоперспектива, 2003. – 457с.

 
     11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия АПК: учебник. – М.: Инфо – М, 2002. – 313c.

 
     12. Тулегенов Б.Т., Адильханова С.А. Планирование деятельности хозяйствующих субъектов: учебник. – Алматы.: Инфо – М, 2002. – 542 с.

 
     13. Фасомен Н.Д. Управление производственными запасами: учебное пособие. – М.: Юнити – Дана, 2004. – 125с.

 
     14. Хрипач В.Я, Суша Г.З. Экономика предприятия: учебник. – М.: Инфо – М, 2007. – 452 с.

 
      15. Шеремет А., Сайфулин Р., Негашев Е. Методика финансового анализа предприятий: учебное пособие. – М.: Инфо – М, 2003. – 204 с.

 
      16. Шеремет А.Д. ,Негашев Е.В. Методика финансового анализа: учебное пособие. – М.: Юни – Глоб, 2004. – 165 с.

 

      17. Большой экономический словарь / под ред. Азрилияна А. Н. – 3-е изд. Стереотип – М.: Институт новой экономики, 2006. – 864с.

 

     18. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ – 2-е изд.: учебник. – М.: Юнити – Дана, 2005. – 615с.

 

     19. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия – 2-е изд.: учебник. – М.: ИНФРА – М., 2004. – 336с.

  

     20. Ковалев В.В. ,Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности: учебник. – М.: ПБОЮЛ, 2006. – 536с.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

Приложение А

 Таблица 1 – Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах.

 

Год

Объем производства продукции, млн руб.

Темпы роста, %

Объем реализации, млн. руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

ххх1

90000

100

100

89500

100

100

ххх2 хххЗ

92400 95800

102,7 106,4

102,7 103,6

92600

94300

103,4

103,4

105,4

101,8

ххх4

94 100

104,5

98,2

93500

104,4

99,2

ххх5

100800

112

107,1

96600

107,9

103,0

Информация о работе Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров