Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:34, курсовая работа
Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие. К числу последних можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря, форму правления.
Эту сторону формы государства определяют структура и полномочия высших органов государственной власти страны, порядок их образования и взаимоотношений между собой и степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.
Форма правления представляет собой тот элемент формы государства, который раскрывает организацию верховной государ¬ственной власти,
правовой статус высших органов государства (прежде всего его главы), принципы взаимоотношений между ними, участие граждан в избрании
этих органов.
Различают две основные формы правления зарубежных госу¬дарств — монархию и республику, притом каждая из этих форм имеет
разновидности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ПАРЛАМЕНТСКОЙ МОНАРХИИ
Понятие формы правления и общая характеристика парламентарной монархии ………………………………………
Отличительные признаки парламентарной монархии
ГЛАВА 2. ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
2.1. Становление парламентарной монархии в Великобритании ……………………………………………………………….
2.2. Особенности принципа разделения властей в Великобритании . . . . . . . ………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
….3
….6
….10
….15
….19
При конституционной монархии законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха, так же как и большинство других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх, как правило, не отказывается от подписания принятых парламентом законопроектов6.
Примерами
такой монархии можно считать - Великобританию,
Бельгию, Данию и др.
Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:
• правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;
• лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
• в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
• законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
• правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом7.
При парламентской монархии верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей8.
Правом
вето в отношении законов, принятых
парламентом, даже когда оно ему
принадлежит, он либо на практике не пользуется,
либо осуществляет это право по указанию
правительства. Как правило, он лишен
возможности действовать
Главный
отличительный признак парламен
Изложенная
система отношений между
Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма10.
Следовательно, при одной и той же форме правления - парламентарной монархии - возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.
Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако, учитывая реальное влияние монарха, здесь приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима.
Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная – правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Примерами парламентарной монархии могут служить Великобритания, Нидерланды, Швеция и др. Парламентарные монархии в научной литературе зачастую именуют конституционными монархиями11.
ГЛАВА 2. ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
2.1. Становление парламентарной монархии в Великобритании
В период сословной монархии в Англии сложилось учреждение, которое стало неотъемлемой и со временем все более значительной частью государственной организации страны - представительный парламент. Своим возникновением он был обязан как установившимся к 13-14вв. политическим формам взаимоотношений сословий Англии с королевской властью, так и особенностям ситуации в условиях кризиса власти второй половины 13в.
Немалое значение в этом длительном процессе сыграли и традиции привлечение короной высшей знати к решению государственных дел, восходящие к ленной монархии. Историческим началом сословного представительства были собрания вассалов короля, которые с середины 12в. стали обязательной частью государственной жизни. В 1146г. с участием баронов и епископов (как светских и духовных вассалов короны) были утверждены Кларендонские статьи. Согласие такого собрания на законодательные предложения королей впредь стало считаться более чем желательным. Созываемое королем такое собрание стало играть и роль высшего суда - суда пэров (равных). Во второй половине 12в. в собраниях участвовали уже не только высшие, но и средние вассалы («старшие и меньшие бароны»)12.
В Великой хартии 1215г. была специально оговорена обязанность короны, созывать в необходимых случаях и в специальном порядке «архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов…. и, кроме того… всех тех, кто держит от нас непосредственно… к определенному дню и в определенное место» (ст. 14) . В дальнейшем, опираясь на Хартию, сословия не только неоднократно требовали от короны ее подтверждения, но и повели политическую борьбу за влияния этого собрания на распределение королевских должностей.
Во второй четверти 13 в. совет магнатов (духовных и светских баронов) стал обязательным спутником королевской власти. В 1236-1258гг. совет созывался по два-три раза в год для совещаний по политическим вопросам; нередки были требования магнатов ставить и снимать королевских должностных лиц. В условиях кризиса и начавшейся гражданской войны в Англии (1236-1267) влияние советов магнатов усилилось.
По
Вестминстерским провизиям 1258г. собрание
установило даже своеобразную сословную
опеку над королевским
После захвата оппозицией значительной территории и поддержки ее Лондоном в июне 1264г., де Монфором был созван парламент в г. Лондоне, куда, помимо прелатов и знати, были приглашены по 4 представителя от графств. Это представительство приняло особый акт – «Форму управления», составленную де Монфором, где по-новому решались вопросы власти короля и представительства. (Эпизодически рыцарей на государственные собрания призывали и ранее, на протяжении первой половины 13в.) В новый созванный де Монфором парламент - в январе 1256г. - были приглашены не только рыцари от графств, но и представители поддержавших оппозицию городов. Это стало рождением нового учреждения, где были представлены основные сословия Англии14.
К середине 14в. сложилось разделение парламента на две палаты - верхнюю и нижнюю, палату лордов и палату общин. Эти названия вошли в широкое употребление позднее, в 16в. Верхняя палата включала представителей светской и церковной аристократии, входивших и в Большой королевский совет. Лордам рассылались именные приглашения на сессии за подписью короля. В теории монарх мог и не приглашать того или иного магната; в действительности же случай, когда главы знатных фамилий не приглашались в парламент, стали к 15в. редкостью. Сложившаяся в Англии система прецендентного права давала основание лорду, получившему однажды такое приглашение, считать себя постоянным членом верхней палаты. Число лордов было невелико. Даже если все приглашенные приезжали на сессию, а такого в 14-15вв. почти никогда не случалось, редко собиралось более ста человек. Заседание палаты лордов обычно проводилось в Белом зале Вестминстерского дворца.
Ситуация
с палатой общин была иной. Как
отдельная парламентская
К концу столетия возникла
должность спикера, который
Перечень таких городов не оставался неизменным; соответственно менялось и число членов нижней палаты. В среднем оно составляло в середине 14в. двести человек (к началу 18в. представителей общин было уже более пятисот). Члены нижней палаты - в отличие от лордов - получали денежное довольствие: рыцари графств - по четыре шиллинга, горожане - по два шиллинга за каждый день сессии. К началу 15в. эти выплаты стали традиционными. Духовенство, кроме архиепископов, епископов и аббатов крупнейших монастырей, приглашавшихся в палату лордов, участвовало в работе парламента лишь на первых порах. Оно имело свой представительный орган, где обсуждались и внутри сословные вопросы, и финансовые отношения с короной. Палата общин заседала в капитуле Вестминстерского аббатства.
Обе палаты объединялись только для участия в торжественной церемонии открытия парламентской сессии. Король произносил речь перед собравшимися; члены нижней палаты слушали ее стоя за барьером. С 1330г. парламент собирался не реже одного раза в год (фактически чаще - до четырех раз на протяжении года, когда это требовала политическая ситуация). Заседания, за вычетом времени переездов, праздников и прочих перерывов, продолжались в среднем от двух до пяти недель16.
Так как парламент открывался по приглашению короля, то его участники собирались в том месте, где в данный момент находился королевский двор. Как правило, это было Вестминтское аббатство. Языком парламентской документации, особенно протоколов совместных заседаний палат, был французский. Некоторые записи, в основном служебные или относящиеся к делам Церкви, велись на латыни. В устной парламентской речи в основном также использовался французский, но с 1363г. речи депутатов иногда произносились и на английском языке. В 14-15вв. в обществе складывается представление и о статусе депутата. Это понятие равно касалось членов обеих палат и включало ряд юридических привилегий, прежде всего депутатскую неприкосновенность. Последняя, вошедшая в практику к началу 15в., подразумевала охрану жизни и имущества депутатов, а также свободу от ареста (и то и другое - только на время сессии). О высоком престиже парламента свидетельствует запись в протоколе сессии 1453г. Два депутата палаты общин (в том числе спикер) были обвинены в грабеже и арестованы по приказу всесильного тогда герцога Йорского. Нижняя палата выступила с протестом. Отстоять неприкосновенность парламентариев не удалось. Однако герцогу пришлось доказывать правомерность своих действий; в частности, он сообщил, что арест состоялся, когда в сессии был перерыв, т.е. не в «парламентское время». Интересно и высказывание юристов, призванных для консультации. «Мы не смеем дать ответ», - заявили они, так как не было до сих пор случая, чтобы юристы определяли привилегии парламента.
Информация о работе Парламентарная монархия. Отличительные признаки.