Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:34, курсовая работа
Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие. К числу последних можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря, форму правления.
Эту сторону формы государства определяют структура и полномочия высших органов государственной власти страны, порядок их образования и взаимоотношений между собой и степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.
Форма правления представляет собой тот элемент формы государства, который раскрывает организацию верховной государ¬ственной власти,
правовой статус высших органов государства (прежде всего его главы), принципы взаимоотношений между ними, участие граждан в избрании
этих органов.
Различают две основные формы правления зарубежных госу¬дарств — монархию и республику, притом каждая из этих форм имеет
разновидности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ПАРЛАМЕНТСКОЙ МОНАРХИИ
Понятие формы правления и общая характеристика парламентарной монархии ………………………………………
Отличительные признаки парламентарной монархии
ГЛАВА 2. ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
2.1. Становление парламентарной монархии в Великобритании ……………………………………………………………….
2.2. Особенности принципа разделения властей в Великобритании . . . . . . . ………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
….3
….6
….10
….15
….19
Высокий авторитет
Важным элементом этого процесса стало разделение функций королевской администрации (прообраз современной исполнительной власти) и парламента. Особое значение имело деятельность парламента, связанная с налогообложением. Фискальная система государства еще только формировалась, и многие налоги, в первую очередь прямые, явились чрезвычайными. Отметим, что налоги в Англии платили все, и не только третье сословие, как во Франции. Это обстоятельство устраняло одну из возможных причин конфронтации между сословиями.
С 1297г. парламент обладал правом разрешать прямые налоги на движимое имущество. С 1320-х гг. он вотирует (разрешает) сбор экстраординарных налогов. Вскоре палата общин добилась такого же права и в отношении таможенных пошлин. Таки образом, основную часть финансовых поступлений король получал при согласии нижней палаты (официально - в виде ее дара), выступавшей то имени тех, кому предстояло эти налоги платить. Сильные позиции палаты общин в таком важном для короля дели, как финансы, позволяли ей расширить свое участие и в других областях парламентской деятельности. Значительных успехов общины добились в сфере законодательства. К середине 15в. в Англии существовало два типа высших правовых актов.
Король издавал указы (ордонансы). Парламентские акты, принятые обеими палатами и королем, также имели силу закона. Они назывались статутами. Процедура издания статута предусматривала выработку предложений нижней палаты (билль). Затем билль, одобренный лордами, направлялся на подпись королю.
Уже в 15 в. ни один закон в королевстве не мог быть принят без одобрения палаты общин. Палаты стремились влиять на назначение и отставку высших чиновников королевства. В 14в. складывается практика отстранения должностных лиц, обвиненных в серьезных нарушения законодательства, в злоупотреблениях, в других неблаговидных поступках. Парламент, впрочем, не имел юридической возможности увольнять неугодных ему чиновников, но под влиянием выступлений депутатов король был вынужден смещать со своих постов лиц с подорванной репутацией. В условиях борьбы за королевский трон и междоусобицы парламент легитимизировал смену королей на английском престоле. Так, низложение Эдуарда 2 (1327г.), Ричарда 2 (1399г.) и последующая коронация Генриха 4 Ланкастера были санкционированы парламентом. В палате общин часто радовалась весьма жесткая критика действий королей. В 1376г. с антиправительственной петицией выступил спикер палаты Питер де ля Мар. Судебные функции парламента также были весьма значительными. Они входили в компетенцию его верхней палаты. К концу 14в. она приобрела полномочия суда пэров и верховного суда королевства, рассматривавшего наиболее тяжкие политические и уголовные преступления, а также апелляции. Палата общин могла выступать в качестве ходатая сторон и представлять лордам и королю свои законодательные предложения по улучшению судебной практики18.
Наконец,
существовала еще одна область деятельности
парламента, очень важная для понимания
роли этого института в государстве
и обществе. Являясь высшей судебной
инстанцией и законодательным органом,
парламент принимал многочисленные петиции
по самым разным вопросам - как от частных
лиц, так и от городов, графств, торговых
и ремесленных корпораций и т.д. Для их
рассмотрения создавались специальные
комиссии, но первоначально петиции поступали
в палату общин. Значение парламентской
работы с петициями чрезвычайно велико.
Это была школа политического и правого
воспитания, как для депутатов, так и для
тех, кто к ним обращался. Центральная
власть, таким образом, постоянно получало
информацию о состоянии дел в государстве.
Наиболее важные проблемы, затронутые
в частных и в коллективных петициях, находили
отражение в законопроектах палаты общин,
а затем и в статутах19.
2.2. Особенности принципа разделения властей в Великобритании
Парламентарная модель разделения властей в виде конституционной монархии возникла в результате длительного эволюционного процесса трансформации абсолютной монархии в ограниченную начиная с XVII в. Особенностью исследуемой системы является неписаный характер британской Конституции и её состав. Сложность анализа данной модели заключается в понимании важнейшего компонента английской Конституции — конституционных соглашений. Именно соглашения выступают формой выражения механизмов сдерживания и контроля ветвей власти. Другими словами, принцип разделения властей и его логическое продолжение — система сдержек и противовесов — в британской Конституции закреплены в первую очередь конституционными соглашениями (Conventions of the Constitution)20.
Законодательную ветвь власти Британии представляют монарх, Палата лордов и Палата общин. Порядок формирования палат английского Парламента достаточно полно и всесторонне освещён в научной литературе, поэтому сконцентрируем своё внимание на механизме назначения правительства.
Одним
из важнейших догматов принципа разделения
властей считается
Важнейшая прерогатива короны в сфере формирования исполнительной власти — назначение Премьер-министра. Формально монарх назначает Премьера по своему усмотрению (at his (her) pleasure), но обязательно из членов Парламента. Вместе с тем одно из важнейших конституционных соглашений фактически обязывает монарха назначить на этот пост лидера парламентского большинства. Поскольку каждая из политических партий имеет заранее избранного лидера, то свободы выбора у Королевы в настоящих условиях нет. Если Премьер-министр уходит досрочно в отставку или прекращает исполнение должностных обязанностей по другим причинам и у него есть преемник, то Королева предлагает именно ему сформировать новый Кабинет. Отсутствие очевидного преемника у Премьер-министра, уходящего в отставку, может породить ситуацию, когда у Королевы появляется возможность самостоятельного выбора. Что касается остальных членов Кабинета и правительства, то их выбор во многом зависит от воли Премьер-министра. По его предложению Королева производит соответствующие назначения, не вмешиваясь в персональный состав Кабинета22.
Судебная система в Великобритании несёт на себе печать исторических традиций. Палата лордов возглавляет пирамиду судебных органов. В рамках палаты функционирует Судебный комитет, состоящий из лорда-канцлера, 11 лордов-судей (Lords of Appeal in Ordiary — апелляционного суда лордов) и лордов, «которые прежде занимали должности, перечисленные в законе»8. Лорды по апелляции назначаются Королевой по рекомендации лорда-канцлера. Аналогичная процедура действует при назначении всех судей высших судов. Судьи низших звеньев судебной системы назначаются лордом-канцлером самостоятельно. принцип разделения властей серьёзно нарушается фактом назначения судей по решению исключительно исполнительной ветви власти. Не следует забывать, что лорд-канцлер ex officio (в силу занимаемой должности) входит в состав Кабинета, при этом является главой Палаты лордов, активным участником законодательного процесса и, наконец, возглавляет высшую судебную инстанцию.
Деление ветвей власти в британской конституционной системе по функциям весьма условно. С конца XVII в. Парламент рассматривается как высший орган государственной власти, все остальные институты, их статус и полномочия производны от него. Важнейшая функция двухпалатного Парламента — осуществление законодательной власти. Британская конституционная система основывается на доктрине верховенства Парламента. Этот фундаментальный принцип парламентской модели разделения властей в Великобритании находит своё выражение в следующем.
Полномочия Парламента в законодательной области не ограничиваются перечнем конкретных сфер (предметов ведения), за рамки которых он не вправе выходить. поэтому Парламент может одобрить любой закон, например о собственном упразднении и т.д. Старый афоризм де Лолма о том, что английский Парламент может делать всё, кроме одного: он не может превратить мужчину в женщину, по мнению сэра А. Дженнингса, в принципе ошибочен. «Говоря о власти Парламента, мы имеем дело с правовыми принципами, а не с фактами. Верховенство Парламента — это юридическая фикция, а юридическая фикция может допустить всё, что угодно»23.
Принцип верховенства Парламента означает также право законодательствовать для всех лиц, находящихся под властью британской короны, и для всех территорий Соединённого Королевства. И всё же некоторые лимиты для законотворчества Парламента существуют. Во-первых, международное право накладывает определённые ограничения на британский Парламент. Во-вторых, большинство английских авторов признают конституционное соглашения, по которому кардинальные изменения в политической системе страны могут быть оформлены законодательным путём только после ясного выражения своего мнения электоратом на всеобщих парламентских выборах24.
Стержень, определяющий систему сдержек и противовесов в парламентской модели разделения, заключается в праве Палаты общин объявить вотум недоверия правительству, которое в свою очередь может просить монарха распустить Парламент26. Вынесение вотума недоверия правительству — последний случай имел место в 1979 г. — это проявление принципа министерской ответственности. На наш взгляд, указанный принцип может рассматриваться как важнейший сдерживания исполнительной власти в британской конституционной системе.
Доктрина
министерской ответственности остаётся
краеугольным камнем парламентской
модели разделения властей. С помощью
данного института
Как известно, персональная вовлечённость министра в повседневную деятельность вверенного ему министерства не велика, достаточно редки случаи, когда он лично или его подчинённые совершают серьёзные ошибки, в подавляющем большинстве министр отвечает за неспособность убедить в правильности своих действий и политики своего ведомства. Поэтому принцип министерской ответственности перед палатой позволяет в первую очередь обеспечить нормальный канал связи между министром и Парламентом, через который политически ответственное должностное лицо информирует депутатов, общественность о действиях органов власти.
В связи с этим сводить министерскую ответственность лишь к возможности вынесения вотума недоверия было бы по меньшей мере ошибочно. Оппозиция в Парламенте и общественность за его пределами будут удовлетворены, если министр не только ответит на вопросы, как и почему, но и сумеет доказать критикам невозможность повторения таких ошибок или упущений в будущем.
Информация о работе Парламентарная монархия. Отличительные признаки.